«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Обследование моторики и речи у детей с минимальными нарушениями произносительной стороны речи

30 сентября, 2007 Рубрика: Мастер-класс Шацкова А.М.

Шацкова А.М., учитель-логопед ГОУ ЦПМСС «Бутово», Москва

В последнее время в логопедической практике встречается большое количество детей дошкольного возраста с минимальными нарушениями произносительной стороны речи. Такие дети в школе, как правило, имеют трудности при овладении чтением и письмом, поэтому в старшем дошкольном возрасте они нуждаются в тщательном обследовании и уточнении логопедического заключения.
Наряду с общеизвестными и общепринятыми методами логопедического обследования в настоящее время разработаны нейропсихологические методики и различные сенсибилизированные пробы, направленные на выявление диспраксических (кинетических и кинестетических) нарушений у детей 6-
7 лет.
Во избежание утомления и перегрузки обследование нужно проводить в утренние часы с каждым ребенком.
Результаты обследования оценивают как качественно, так и в баллах: за каждое выполненное задание ребенок получает определенное количество баллов (от 0 до 3) в зависимости от качества выполнения.
Обследование речевой моторики
Состояние мимической моторики:
- выраженность носогубных складок и их симметричность;
- характер смыкания губ (плотное, неплотное, опущены ли уголки рта);
- наличие насильственных движений (гиперкинезы).
При обследовании предлагается:
- поднять брови (удивиться);
- нахмурить брови (рассердиться);
- слегка сомкнуть веки;
- зажмурить глаза (яркое солнце);
- спокойно открыть и за-крыть глаза;
- последовательно закрыть правый, затем левый глаз;
- наморщить нос;
- надуть щеки (хомяк);
- втянуть щеки (худышка);
- надуть правую щеку;
- надуть левую щеку.
Оценивается:
- наличие или отсутствие движения;
- замена одного движения другим;
- объем выполнения (полный, неполный);
- точность (точно, неточно);
- активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство);
- мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный, дистония);
- сглаженность носогубных складок (справа, слева, обеих);
- появление сопутствующих движений (синкинезий);
- мимика (живая, выразительная, адекватная, недостаточно выразительная, вялая, амимичность).
Состояние артикуляционной моторики
Обследование двигательной функции артикуляционного аппарата проводится при многократном повторении требуемого движения для выявления малозаметных нарушений. Предлагаются следующие задания:
•Обследование движений нижней челюсти:
- опустить нижнюю челюсть и удерживать ее в этом положении при счете до 5;
- опустить и поднять нижнюю челюсть;
- двигать нижней челюстью из стороны в сторону.
•Обследование движений губ:
- сомкнуть и разомкнуть губы;
- коснуться нижней губой верхних резцов;
- растянуть углы рта в стороны и удерживать при счете до 5;
- округлить и выдвинуть губы вперед, удерживать при счете до 5;
- попеременно раздвинуть углы рта в сторону;
- поднять верхнюю губу и удерживать при счете до 5;
- опустить нижнюю губу и удерживать при счете до 5;
- одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю губу и удерживать при счете до 5.
•Обследование движений языка:
- слегка выдвинуть широкий язык и положить его на нижнюю губу, удерживать его при счете до 5;
- слегка выдвинуть суженный язык и удерживать его при счете до 5;
- попеременно делать язык широким и узким;
- поднимать кончик языка за верхние резцы, затем опускать за нижние;
- узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта;
- оттопырить языком правую, затем левую щеку;
- поднять широкий перед-ний край языка к верхней губе и опустить его на нижнюю губу;
- облизать губы по кругу кончиком языка;
- пощелкать (поцокать) языком.
•Обследование движений мягкого нёба:
- покашлять с открытым ртом, язык держать на нижней губе;
- произнести звук [а] с широко открытым ртом.
Для выявления сопутствующих движений органов артикуляции применяются следующие сенсибилизированные пробы:
- поставить ноги по одной линии так, чтобы правая стояла впереди, а левая упиралась в правую пятку; руки вытянуть вперед, глаза за-крыть, язык положить на нижнюю губу и удерживать при счете до 10;
- положить язык на нижнюю губу, скрестить вытянутые руки впереди, поставить ноги на ширину плеч и следить глазами за ручкой или карандашом, который движется из стороны в сторону.
Оценивается:
- наличие или отсутствие движения;
- замена одного движения другим;
- объем выполнения (полный, неполный);
- точность (точно, неточно);
- активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство), истощаемость движения;
- мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный, дистония);
- темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный);
- длительность удержания органов в заданном положении;
- наличие синкинезий;
- способность к переключению с одного движения на другое;
- тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы;
- увеличение гиперкинеза или замедление темпа движений при повторных движениях;
- отклонение кончика языка при высовывании;
- саливация;
- отклонение маленького язычка в сторону;
- сглаженность носогубных складок.
Обследование состояния
общей моторики
Обследование статической координации движений:
- стоять с закрытыми глазами на левой, затем на правой ноге не менее 5 с;
- попрыгать на левой, затем на правой ноге, на двух ногах;
- стоять с закрытыми глазами, поставить стопы ног по одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед; время выполнения 5 с по 2 раза для каждой ноги.
Обследование динамической координации движений:
- маршировать с чередованием шага и хлопка ладонями (между шагами в промежутке производить хлопок);
- выполнить на носочках подряд три-пять приседаний, не касаясь пятками пола.
Результаты обследования речевой (мимической и артикуляционной) моторики, состояния общей моторики (статической и динамической координации движений) оцениваются в соответствии со шкалой.
Шкала оценки
Обследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении проб:
- вытянуть руки вперед, вверх, развести в стороны, опустить; усложнить задание: встать напротив педагога и повторить за ним последовательно движения, отставая на одно; движения логопеда программируют задание и одновременно являются сбивающим воздействием;
- воспроизвести все движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения;
- подбросить и поймать мяч, ударить мячом об пол и поймать его;
- обследовать способности к выполнению двигательных программ.
Инструкция: «Я покажу тебе кулак, а ты мне палец», и наоборот. Вначале сигналы предъявляются поочередно, затем их порядок нарушается, чтобы определить способность испытуемого преодолеть стереотипы и подчинить свои действия инструкции.
Обследование произвольного торможения движений:
- маршировать и внезапно остановиться после определенного сигнала.
Шкала оценки
Обследование пространственной организации движений:
- пройти от двери до окна, размахивая правой (левой) рукой;
- по словесной инструкции выполнить следующее задание: сделать шаг вперед, два шага вправо, два шага назад, один шаг влево; встать в центре кабинета, обойти кабинет вокруг и вернуться на прежнее место; повернуться на месте вокруг себя и попрыгать на двух ногах по кабинету.
Шкала оценки
Обследование состояния
тонкой моторики пальцев рук
Обследование статической координации движений пальцев рук:
- выполнять задание по показу, затем по словесной инструкции при счете от 1 до 5;
- вытянуть указательный палец и мизинец правой, затем левой руки, обеих рук;
- вытянуть указательный и средний пальцы правой, затем левой руки, обеих рук;
- положить указательные пальцы на средние на обеих руках;
- положить средние пальцы на указательные на обеих руках;
- соединить в кольцо большой палец правой, затем левой руки, обеих рук с указательным (средним, безымянным, мизинцем).
Обследование динамической координации движений пальцев рук:
- попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем сначала правой, затем левой руки, потом обеих рук одновременно («Здороваются пальчики только правой, только левой руки», «Здороваются пальчики правой и левой руки);
- выполнять движение «кулак – ребро – ладонь» правой, затем левой рукой, потом двумя руками одновременно; выполнение пробы необходимо повторить с прикушенным зубами языком.
При выполнении этой пробы отмечается:
•усвоение программы (с первого предъявления, со второго предъявления, после совместного выполнения с экспериментатором, невыполнение);
•характер выполнения действия (плавное, поэлементное, замедленное, трудности переключения с одного звена на другое);
•ошибки (персеверации, нарушение последовательности движений);
•проба на реципрокную координацию:
- сменять руки с одновременным сжиманием одной кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти;
- «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);
- раскрашивание, вырезание, штриховка (по работам детей);
- рисование по образцу «дом – дерево – забор»;
- обследование темпа движений при помощи письменной пробы: чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 с в произвольном темпе, в течение следующих 15 с чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 с чертить в первоначальном темпе; результаты первого и третьего раза сравниваются и оцениваются темпы: замедленный, нормальный, ускоренный.
Результаты обследования состояния тонкой моторики пальцев рук (статической и динамической координации движений) оцениваются следующим образом.
Шкала оценки
Обследование
состояния звукопроизношения
Обследование звукопроизношения проводится по общепринятой методике и начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем обследуются зву ки в слогах, словах и предложениях, определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков изолированно, в открытых, закрытых слогах, слогах со стечением согласных, в начале, середине и конце слова, во фразах.
Материалом исследования могут служить предметные картинки на заданный звук. При рассмотрении картинок детям необходимо ответить на вопрос: Что это? или Кто это?
Задания, требующие многократного повторения одного звука, дают возможность обнаружить трудности иннервации артикуляционного аппарата, особенно в случаях стертой дизартрии.
Оценивается:
- умение произносить слова с заданным звуком;
- характер нарушения произношения звука: замена, искажение, смешение, пропуск.
Шкала оценки
Обследование
ритмических способностей
Ритмические способности имеют следующие составные части:
- способность восприятия ритма – сенсорная часть (S);
- способность воспроизведения ритма в движениях (М);
- способность ретенции ритма – сохранение его в памяти (R);
- способность к ритмическому творчеству – ритмическая активность (А).
При исследовании особенностей восприятия детьми ритмов предлагаются следующие пробы.
•Обследование восприятия ритма в акустической модальности:
- Послушай и скажи, сколько раз я простучала. Сколько сильных ударов ты услышал(а)?
•Обследование восприятия ритма в зрительной модальности:
- Посмотри и скажи, сколько раз я постучала. Сколько было слабых ударов?
•Обследование особенностей трансформации детьми визуальной ритмической схемы в акустическую:
- Посмотри внимательно и простучи так, как здесь нарисовано:
•Выявление особенностей трансформации вербального ритмического кода в зрительно-пространственный образ:
- «Стучи по 2 раза, затем по 3 раза; 2 раза слабо и 3 раза сильно, еще раз повтори».
Шкала оценки
Обследование способности воспроизведения ритма в движениях:
- прохлопать определенные ритмы (7 видов) или пройти в данном ритме.
Шкала оценки
Обследование способности ретенции ритма:
- простучать один ритм, хорошо его запомнить;
- простучать один или два других ритма, а потом вспомнить и простучать первый ритм.
Шкала оценки
Обследование способности к ритмическому творчеству:
- вспомнить какое-нибудь стихотворение и простучать его (или прохлопать);
- расставить ударения на разных словах фразы и простучать:
«Я писал ему письмо».
«Мы пойдем с тобой сего-дня в театр».
Шкала оценки
Обследование
слухоречевой памяти
Обследование проводится с использованием теста (запоминание двух групп по три слова), который входит в качестве обязательного в систему нейропсихологического исследования, разработанную А.Р. Лурия (1968).
Логопед. Дети, повторите за мной слова: дом, лес, кот, ночь, игла, пирог.
Дети повторяют.
Повторите еще слова: ночь, игла, пирог.
Дети повторяют.
Какие слова были в первой группе?
Дети отвечают.
Какие слова были во второй группе?
Если дети не могут ответить, разделить слова по группам, задать более простой вопрос: Какие вообще были слова? Слова предъявляются при необходимости до 4 раз. Затем через некоторое время, после выполнения других заданий детей просят вспомнить и назвать слова.
Оценивается:
- точность и последовательность воспроизведения;
- объем памяти при непосредственном и отсроченном воспроизведении;
- количество предъявлений;
- правильность отсроченного воспроизведения;
- признаки, указывающие на снижение фонематического слуха, – литеральные парафазии, замена слов близкими по звучанию.
Шкала оценки
Обследование слоговой структуры слова
Материалом исследования слоговой структуры слова служат предметные картинки. В процессе предъявления картинок дается инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и назови кто или что это?».
Предлагаются 13 серий заданий, в которые входят одно-, двух- и трехсложные слова с закрытыми и открытыми слогами, со стечениями согласных звуков:
1 – двухсложные слова из двух открытых слогов (мама, уха);
2 – трехсложные слова из открытых слогов (панама, пионы);
3 – односложные слова (мак, лев);
4 – двухсложные слова с одним закрытым слогом (каток, Алик);
5 – двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква, утка);
6 – двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, Павлик);
7 – трехсложные слова с закрытым слогом (котенок, пулемет);
8 – трехсложные слова со стечением согласных (конфета, калитка);
9 – трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (памятник, маятник);
10 – трехсложные слова с двумя стечениями (винтовка, морковка);
11 – односложные слова со стечением согласных в начале и конце (кнут, клей);
12 – двухсложные слова с двумя стечениями (кнопка, клетка);
13 – четырехсложные слова из открытых слогов (паутина, батарея).
Оцениваются:
- особенности нарушений слоговой структуры слова;
- элизии слогов, опускание согласных в стечениях;
- парафазии, перестановки при сохранении контура слов;
- итерации, персеверации, добавление звуков (слогов);
- контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).
Шкала оценки
Обследование словарного запаса и грамматического строя речи
Обследование словарного запаса и грамматического строя речи детей проводится по традиционным логопедическим методикам. Материалом исследования служат предметные картинки.
Обследование словарного запаса:
- назвать предметы по картинкам или непосредственно по предъявлению: ресницы, плечо, хобот, брови, клумба, беседка, локоть, калитка, когти и др.;
- назвать детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, курицы, утки, волка, лисы, медведя;
- объяснить значения слов: холодильник, пылесос;
- подобрать антонимы к словам (игра: «Слова наоборот»): большой, мокрый, светлый, тупой, чистый, старший, широкий, высокий, холодный, твердый;
- выяснить уровень обобщений (овощи, фрукты, мебель, посуда, одежда, обувь, головные уборы, продукты, игрушки, домашние и дикие животные, насекомые, птицы, транспорт, инструменты).
Шкала оценки
Обследование грамматического строя речи
Обследование умения детей:
- образовывать от единственного числа имени существительного множественное число (стол – столы, ухо – уши и т.д.);
- образовывать формы родительного падежа множественного числа имени существительного (много игрушек, книг и т.д.);
- согласовывать имена существительные (помидор, ухо, стул, рука) с числительными (один, два, три, четыре, пять);
- согласовывать имена прилагательные с именами существительными;
- образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных (сумка – сумочка, стул – стульчик и т.д.);
- образовывать имена прилагательные от имен существительных (матрешка из дерева – деревянная, суп из грибов – грибной и т.д.);
- образовывать притяжательные имена прилагательные (чей хвост? чья голова?).
Шкала оценки
Обследование
особенностей связной речи
Обследование состояния связной речи проводится по традиционной логопедической методике. Логопед предлагает детям составить рассказ по картинке, по серии сюжетных картинок, рассказ-описание, а также пересказать прочитанный рассказ (вторичный текст).
Шкала оценки
Критерии смысловой цельности:
0 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья и правильную последовательность (полное связное описание событий);
1 балл – последовательность правильная, но наблюдается незначительное искажение ситуации, не всегда верно воспроизводятся причинно-следственные связи (недостаточно полное, но связное описание событий);
2 балла – выпадение смысловых звеньев, грубое искажение смысла ситуации;
3 балла – отсутствие логической последовательности, перечисление предметов, действий, отказ от выполнения задания.
Критерии языкового оформления:
0 баллов – правильность грамматического оформления предложений;
1 балл – наличие аграмматизма (единичный, грубый);
2 балла – ошибки при составлении отдельных предложений;
3 балла – нераспространенность предложений.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: Учеб.-метод. пособие. М., 2005.
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2004.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М., 2005.
Корнев А.Н. Артикуляционная и вербальная диспраксия у детей // Новости оторинолярингологии и логопатологии (приложение № 1, 1999). Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. СПб., 1999. С. 57-63.
Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб., 2006.
Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. 1986. № 2. С. 64-70.
Лопатина Л.В. Система дифференцированной коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией / Дис. … д-ра пед. наук, СПб., 2005.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1968.
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М., 1997.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием: воспитание и обучение. М., 2000.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск