«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Обследование лексико-грамматической стороны речи у детей при поступлении в школу

24 октября, 2006 Рубрика: Методические приоритеты Пономарева Л.А.

Пономарева Л.А., учитель-логопед ДОУ № 103, г. Челябинск
Автор статьи обобщил методики обследования речи детей, предложенные Р.Е. Левиной, Т.П. Бессоновой и Т.Б. Филичевой, и представляет материал, который касается лексико-грамматической стороны речи.
При поступлении в школу проводится индивидуальное обследование детей в присутствии родителей. На каждого ребенка тратится от 20 до 40 мин, в зависимости от его умственного развития и состояния речи. Родители заполняют анкету (см. приложение).
Диагностический материал для обследования лексики и грамматики многофункционален. Именно это позволяет за короткое время выявить у ребенка речевые проблемы.
Обследование начинается с беседы. Она позволяет судить о нарушениях произношения, умении строить предложения и о словарном запасе ребенка. Логопед предлагает определенные вопросы.
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
Назови свой адрес.
С кем живешь?
Кто из твоих братьев (сестер) старше (младше) тебя? И т.д.
Есть ли в твоем доме животные? Опиши их.
Какая у тебя любимая игрушка?
Для выявления интеллектуальных возможностей и уровня вербально-логического мышления ребенка просят найти лишний предмет и разложить серию сюжетных картинок, по которым нужно составить предложения и рассказ и сделать определенные выводы, отвечая на вопросы логопеда. Необходимо также сосчитать количество слов в предложении. Серии картинок, сюжетные картинки, работа с деформированными предложениями и опорными словами позволяют определить умение грамотно составлять предложения.
Наборы картинок по темам и устный опрос помогают выяснить знания обобщающих и других понятий. Логопед предлагает ребенку различные задания и вопросы.
Назови одним словом - стол, стул, шкаф, диван.
Что такое транспорт?
Назови животных, их детенышей (в единственном и множественном числе).
Назови жилища животных. У собаки - конура. Чья конура? Собачья. (Проверка образования притяжательных прилагательных.)
Назови времена года, дни недели. Что такое сутки?
Расскажи, что ты видишь на картинке? (Предлагаются нечасто встречающиеся предметы - пальма, компас, глобус, страус и т.п.)
С помощью картинок, на которых изображены действия предметов, выясняется знание глаголов и предлогов.
Человек идет к дому, от дома, вокруг дома, через порог, по ступенькам и т.д. Идет, подходит, переходит, выходит, заходит, уходит и др.
Правильное употребление предлогов можно зафиксировать с помощью специальных картинок.
Собака (кошка) сидит на коробке, под коробкой, за коробкой.
Собака (кошка) выглядывает из коробки, из-под коробки, из-за коробки.
Специальные игры помогают определить знание синонимов и антонимов.
Назови слово, близкое по значению. (Дом - жилье, горе - беда, радость - счастье.)
Назови слово, противоположное по значению. (Высоко - низко, большой - маленький, день - ночь.)
Большое значение имеет материал, дающий возможность определить, умеет ли ребенок изменять слова и образовывать новые.
Стакан из стекла - какой стакан? (Стеклянный.)
Рыба, ловить - назови одним словом этого человека. (Рыболов.)
Дом - назови ласково. (Домик.) А теперь назови во множественном числе. (Дома.)
Это что? (Дом.) Спрятали - нет чего? (Дома.) И т.д.
Выясняется понимание первичности событий и инверсионных конструкций.
Многофункциональной в диагностике является картинка «Девочка на лыжах». С ее помощью можно определить, умеет ли ребенок образовывать и изменять слова, какие части речи использует в активном словаре.
1. Подсчет слов в предложениях.
Девочка спускается с горы. Девочка катается на лыжах.
2. Подбор родственных слов.
Лыжи, лыжница, лыжник, лыжный, лыжня, лыжа; снег, снежок, снежинка, снеговик, снегурочка, снежный, снегопад, снежки.
3. Словообразование.
Прилагательные
Костюм из шерсти - шерстяной.
Лыжи из пластика - пластиковые.
Гора из снега - снежная.
Девочка какая? - Смелая, быстрая, маленькая, красивая, бесстрашная, спортивная.
Косички чьи? (Притяжательные прилагательные.) - Девичьи.
Глаголы
Девочка что делает? - Едет, бежит, мчится, спускается, падает.
Наречия
Едет как? - Быстро, весело, умело, радостно.
Уменьшительно-
ласкательная форма
существительных
Снег - снежок, костюм - костюмчик, гора - горка.
4. Словоизменение.
Это кто? - Девочка.
Не стало кого? (Картинка закрывается.) - Девочки.
Собака бежит к кому? - К девочке.
Видим на картинке кого? - Девочку.
Играет собака с кем? - С девочкой.
Мы сейчас говорим о ком? -
О девочке.
Приложение
Анкета для родителей
1. Фамилия, имя ребенка ___________________________
2. Дата рождения _________ ___________________________
3. Школа, класс ___________ ___________________________
4. Домашний адрес, телефон ___________________________
5. ФИО матери ____________
Образование _____________
Место работы, телефон _____ ___________________________
6. ФИО отца _____________
Образование _____________
Место работы, телефон _____ ___________________________
Анамнез
I. Дородовой период
1. Протекание беременности (токсикоз, ушибы, заболевания, отечность) __________________
2. Протекание родов (преждевременные, после срока, быст-
рые, затяжные, стимулированные, как шел ребенок) ________ ___________________________
3. Какая по счету беременность ______________________
II. Послеродовой период
1. Состояние ребенка сразу после родов (сразу ли закричал, асфиксия) __________________
2. Когда приложили к груди ___________________________
3. Как вскармливался ______ ___________________________
III. Раннее психомоторное
развитие
1. Когда появились первые зубы _______________________
2. Когда начал:
держать голову ___________
сидеть _____________
стоять _____________
3. До какого возраста сосал соску _____________
4. Перенесенные заболевания (желудочно-кишечные инфек ции, заболевания ЦНС, пневмония, операции, травмы):
до года __________________
после года _______________
5. У каких врачей наблюдается теперь _________________
IV. Речевое развитие
1. Речевая среда (есть ли в семье заикающиеся, лица с дефектом речи, двуязычие) ______
2. Когда появились:
гуление _________________
лепет ___________________
первые слова _____________
первые фразы ____________
3. Когда стал использовать речь как средство общения ___________________________
4. Какие звуки и до какого возраста:
не произносил ____________
заменял _________________
искажал _________________
5. Переставлял ли звуки, слоги в словах _________________
до какого возраста _________
6. Замечал ли свои ошибки ___________________________
ошибки других ___________
7. Занимался ли с логопедом ___________________________
как регулярно, результаты ___________________________
8. С какого возраста посещал детский сад и какой __________
9. Научились ли читать до школы и как (по буквам, по слогам, словами, бегло) __________
10. Как пишет (зеркально, левой, правой рукой) _________
11. Состояние зрения, слуха ___________________________
12. Общее состояние здоровья (соматически ослабленный, хронические заболевания) ________
Родители наравне с учителем несут ответственность за посещение своими детьми логопедических занятий.
Дата заполнения «___» ____ 200__г.
Подпись родителей ________
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Методы обследования речи детей / Под общ. ред. И.Т. Власенко и
Г.В. Чиркиной; Сост. Т.П. Бессонова. М., 1992.
Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск