Коньшина Н.А., учитель-логопед Мелехинской средней общеобразовательной школы, Курская обл.
Занятия по восполнению пробелов в лексике должны включать:
- уточнение значений имеющихся слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение значений используемых синтаксических конструкций.
Последовательность работы по восполнению лексических средств языка:
- овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления;
- овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления;
- усвоение понятия о родственных словах, предлогах и способах их использования, дифференциации предлогов и приставок;
- овладение навыками подбора антонимов, синонимов, способами их употребления;
- усвоение понятия о многозначности слов.
Можно использовать следующие задания:
- подбор к слову синонимов и нахождение их в тексте, выявление сходства и различия;
- подбор к слову антонимов, нахождение в их тексте и выяснение значений;
- работа с омонимами, нахождение их в предложении и выяснение значения;
- работа над фразеологизмами, прямым и переносным значением слов;
- употребление речевых оборотов;
- работа с пословицами и поговорками;
- работа со словарями;
- различные творческие работы.
При отборе лексического минимума для работы над синонимами, антонимами, омонимами необходимо руководствоваться следующими критериями:
- частотностью отобранных слов в общеупотребительной лексике;
- словарным запасом младших школьников с ОНР;
- наличием в речи синонимов, антонимов, омонимов в текстах;
- пониманием отобранных слов;
- необходимостью отобранных слов для организации речевой практики;
- уровнем сформированности навыка чтения;
- потребностью создания базы для работы над синонимами, антонимами, омонимами в последующих классах.
При выборе приемов по уточнению значения слов следует ориентироваться на уровень речевого развития детей, а также морфологические и лексико-грамматиче-
ские особенности данного слова.
Конспекты логопедических занятий в 3 классе
Слова-«приятели»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь синонимов, активизация словарного запаса.
Развитие языкового чутья, памяти, связной речи.
Воспитание любви к русской речи.
ОСНАЩЕНИЕ
1. Фланелеграф.
2. Предметные картинки.
3. Таблицы, тексты.
***
Организационный момент
Логопед
Каждый день – всегда, везде:
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Посмотрите, все ли готово к занятию?
Речевая разминка
Логопед
Бураны, вьюги и метели…
Как много с ними канители.
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они.
Прочитайте это стихотворение про себя. Прочитайте его «птичьим базаром». Прочитайте выразительно. Прочитайте первую строчку.
Дети последовательно выполняют каждое задание.
Похожи ли эти слова внешне?
Дети. Нет.
Логопед. Правильно, в этих словах мы наблюдаем разный набор звуков. Что такое метель? Что такое вьюга? Что такое буран?
Дети последовательно отвечают на каждый вопрос.
Все эти слова имеют одно и то же значение. А называть мы их будем слова-«приятели». (Вывешивает на доске таблицу.)
СЛОВА-«ПРИЯТЕЛИ»
Скажите, на какой вопрос отвечают слова «бураны», «вьюги», «метели»?
Дети. На вопрос «что?».
Логопед. Что они обозначают?
Дети. Предметы.
Логопед. Верно, слова-«приятели» могут обозначать разные предметы.
Проводится игра «Вырасти цветок».
А сейчас послушайте сказку.
На поляне рос дуб. Он был большой, огромный, громадный, гигантский. (Вывешивает на доску таблицу.)
Дуб
большой
огромный
громадный
гигантский
Возле дуба любили собираться звери. Трусливый, боязливый, несмелый – заяц. (Вывешивает таблицу.)
Заяц
трусливый
боязливый
несмелый
Хитрая, лукавая, плутоватая – лиса. (Вывешивает таблицу.)
Лиса
хитрая
лукавая
плутоватая
Злой, сердитый, коварный – волк. (Вывешивает таблицу.)
Волк
злой
сердитый
коварный
Неуклюжий, неловкий, косолапый – медведь. (Вывешивает таблицу.)
Медведь
неуклюжий
неловкий
косолапый
Они были разные, но дружные. И вот однажды они решили посадить около дуба цветы. Но у них ничего не получилось, ведь они не знали слов-«приятелей». Давайте им поможем. (Выставляет на фланелеграф сердцевинки цветов, на которых написаны слова.)
маленький смелый морозная
Учащимся раздаются лепестки ромашки, на которых написаны слова.
крошечный ледяная небольшой
храбрый мужественный холодная
неустрашимый отважный карликовый
бесстрашный мерзлая ледяная
Детям необходимо правильно приложить лепестки к сердцевине цветка, т.е. правильно подобрать синонимы.
Поляна получилась красивая, чудесная, прекрасная, живописная. (Вывешивает таблицу.)
Поляна
красивая
чудесная
прекрасная
живописная
На какой вопрос отвечают эти слова?
Дети. Какая? Какое? Какой?
Логопед. Что обозначают слова, отвечающие на эти вопросы?
Дети. Признаки.
Логопед. Слова-«приятели» могут обозначать признак предмета.
Работа с текстом
Логопед. Зверям очень понравилась поляна, и они стали радоваться. (Вывешивает текст.)
Звери радовались. Радовался заяц. Радовалась лиса. Волк радовался. Медведь радовался. Все были рады.
Прочитайте текст. Замените выделенные слова на синонимы, пользуясь словами для справок. (Вывешивает таблицу с образцами.)
Ликовал, торжествовала, веселился, восхищался, на седьмом небе.
Прочитайте получившийся рассказ. (Вывешивает текст.)
Звери радовались. Ликовал заяц. Торжествовала лиса. Волк веселился. Медведь восхищался. Все были на седьмом небе.
На какой вопрос отвечают слова «радовался», «ликовал» и т.д.?
Дети. Что делал?
Логопед. Что обозначают слова, отвечающие на вопрос: «Что делал?», «что делает?».
Дети. Действия.
Логопед. Значит, слова-«приятели» могут обозначать действия предметов.
Проводится игра «Закрась нужный прямоугольник».
Подберите слова-«приятели» к тем, которые написаны в цветных прямоугольниках, и закрасьте их нужным цветом.
Проводится игра «Телевизор».
А сейчас мы будем смотреть телевизор и подбирать слова-«приятели» к изображенным предметам. Вы должны правильно назвать предмет и найти к нему синоним. (Вывешивает на доску картонный телевизор и поочередно вы-
ставляет предметные картинки.)
Конь, гиппопотам, прут, школьник, пес, приятель, кочет, заяц.
Проводится игра «Найди пару». На доску вывешивается таблица, на которой в две колонки записаны слова.
Подберите к словам из левой колонки синонимы из правой. Запишите их парами в тетрадь.
Алфавит
Красный
Огонь
Шалун
Конь
Чистый
Грустный
Лошадь
Прыгать
Аккуратный
Пламя
Скакать
Печальный
Азбука
Кидать
Алый
Печальный
Озорник
Итог занятия
Логопед. С какими словами мы знакомились?
Дети отвечают.
Слова-«неприятели»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь антонимов.
Развитие языкового чутья, связной речи.
ОСНАЩЕНИЕ
Тексты, картинки, таблицы.
***
Организационный момент
Логопед настраивает детей на предстоящую работу.
Речевая разминка
На доске висит плакат со стихами.
Логопед (читает плакат)
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
Прочитайте сами эти стихи выразительно. Отгадайте загадку. О ком в них говорится?
Дети. О дятле.
Логопед. Почему дятла называют лесным доктором?
Дети отвечают.
Подберите к слову «враг» слова-«приятели».
Дети. Недруг, неприятель.
Логопед. Слова «друг» и «враг» имеют противоположный смысл. Такие слова мы будем называть слова-«неприятели». (Вывешивает на доску таблицу.)
Укажите слова-«неприятели» стрелкой. (Показывает.)
Проводится игра «Не ошибись».
Покажите стрелкой слова-«неприятели». (Вывешивает плакат.)
старый новый
день ночь
сухо сыро
хохотать смеяться
смеяться плакать
ясный пасмурный
тепло жарко
жарко холодно
высоко низко
большой огромный
Проводится игра «Что нарисовал художник?». Каждому учащемуся раздаются парные картинки.
сухое белье – мокрое белье
толстая книга – тонкая книга
большой мяч – маленький мяч
высокое дерево – низкое дерево
мальчик идет – мальчик бежит
зима – лето
белая блузка – черная блузка
Проводится игра «Гномы».
В избушке под елью
Гномики жили.
Работать умели
И крепко дружили.
Каждая пара гномов живет друг под другом. Расселите гномов по квартирам.
Проводится физкультминутка.
Мы шагаем, мы шагаем:
Шаг влево, шаг вправо,
Шаг вперед, шаг назад.
Мы шагаем, мы шагаем,
Слова-«неприятели» мы знаем.
Проводится игра «Поезд». Логопед раздает детям вагончики со словами. На доску вешается паровозик, в котором едет зайчик. Учащимся необходимо правильно подобрать антонимы, написанные на вагончиках.
Работа с текстом
Логопед. Прочитайте стихотворение. Найдите слова с противоположным значением.
Яблоко
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок – высоко,
Воробей сказал, что близко.
А улитка – далеко.
А теленок озабочен,
Как оно мало, легко.
А цыпленок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно:
Кислое – зачем оно?
Что вы? – шепчет червячок, -
Сладкий у него бочок.
А теперь замените выделенные слова на противоположные.
Пасмурный осенний день
Сегодня холодный день. Стоит пасмурная погода. Дует сильный ветер. Небо темное, низкое. Под ногами сыро. Грустная пора.
Итог занятия
Проводится игра «Наоборот».
Логопед. Сейчас я буду читать стихи, а вы добавляйте пропущенные слова.
Скажу я слово высоко
А ты ответишь…
Скажу я слово далеко
А ты ответишь…
Скажу я слово глубоко
А ты ответишь…
Скажу я слово хорошо
А ты ответишь…
Скажу тебе я слово трус
А ты ответишь…
Скажу я черный фартук твой
А ты ответишь…
Теперь начало я скажу
Ну, отвечай…