«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

О работе логопеда с родителями

27 ноября, 2006 Рубрика: Презентация опыта Захарова Е.Н.

Захарова Е.Н., учитель-логопед ДОУ № 59 «Золушка», г. Норильск, Красноярский край
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух огней. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность, нарушения речевого развития дошкольников. Поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда, воспитателей и родителей. Уже на этапе прихода ребенка в группу важно убедить их в том, что без родительского участия все усилия логопеда и воспитателей будут недостаточны.
Многолетний опыт работы позволил нам определить разнообразные формы работы логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков:
- родительские собрания;
- выпуск журнала для родителей «Веселая семейка» (1 раз в квартал). В журнал включается как теоретическая информация, так и практические советы, объединенные постоянными рубриками. Каждый номер посвящается проблемам речевого развития ребенка (грамматическому строю речи, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т.д.);
- домашние задания;
- тестирование;
- игротеки;
- дни открытых дверей;
- родительские пятиминутки;
- организация выставки «Как умелые ручки язычку помогли» (представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома с родителями);
- консультации;
- праздники и развлечения;
- сочинения родителей на тему «Мой ребенок».
Родительское собрание в форме игры «Счастливый случай»
ЦЕЛИ СОБРАНИЯ
- Познакомить родителей с некоторыми способами работы с детьми по обучению грамоте.
- Помочь родителям овладеть азами дошкольной педагогики.
- Показать значимость работы логопеда в воспитании умений и навыков ребенка.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Название игры из отдельных букв «Счастливый случай».
2. Подкова, стол ведущего, секундомер, стулья для членов команд.
3. Магнитофон с записью фрагментов музыки из телевизионной игры «Счастливый случай».
4. Бочка и маленькие бочонки с цифрами.
5. Звездочки для участников игры, эмблемы игроков, мяч, карточки и картинки к играм.
* * *
В роли ведущего выступает логопед.
Ведущий. Добрый вечер! Вот и начинается наша игра «Счастливый случай». Давайте поприветствуем участников наших команд.
Входит команда «Шалунишки», представляет игроков и капитана. Входит команда «Заумники», также представляет участников.
Итак, обе команды заняли свои места, а я объясню правила игры. Все задания спрятаны в бочке. Капитаны команд должны достать оттуда по бочонку и называть номер. За каждое правильно выполненное задание команда получает звезду. Начинаем. Бочонок номер… Командам надо угадать тему нашей игры. Какой звук издает проколотая шина?
«Шалунишки». Ш-ш-ш-ш.
Ведущий. Правильно. А как насос качает воду?
«Заумники». С-с-с-с.
Ведущий. Тема нашей игры «Звуки [ш] и [с]». Команда «Шалунишек» ответила быстрее, поэтому они начнут первыми. Сейчас моя помощница перемешает бочонки… Капитан команды вытянул бочонок номер… Вам необходимо вспомнить слова, в которых есть звук [с]. А теперь слова, которые начинаются на этот звук.
Игроки выполняют задание.
Умницы. Вы ответили правильно и получаете звезду. Ну а теперь вытянет бочонок капитан команды «Заумников». Бочонок номер… Задание на внимательность. Вам раздаются музыкальные инструменты, я буду говорить слова, и, когда вы услышите звук [ш], подадите сигнал. То же со звуком [с]. Глаза у всех закрыты. Приготовились, начали!

Звук [ш] - шуба, шина, сапог, часы, вершина, жук, шут, цыпленок, сапожок, шиповник, камыш.
Звук [с] - Карлсон, Дюймовочка, слоненок, Зоя, санки, матрос, щенок, чиж, сын, золото, сорока, шалаш, чемодан, сыр, смородина.

Следующий бочонок вытягивает команда «Шалунишек». Бочонок номер… Этот гейм называется «Ты - мне, я - тебе». Сначала вопрос задают дети, а родители отвечают, затем они меняются ролями.
Игроки выполняют задание.
Команда «Заумников» вытянула бочонок номер… - разминка. Сейчас вы послушаете, как слоги разговаривают друг с другом. (Меняет интонацию, показывает мимикой.)

Здороваются: са - ша, са - ша.
Удивляются: со - шо, со - шо.
Сердятся: су - шу, су - шу.
Мирятся: сы - ши, сы - ши.
Прощаются: шо - со, шо - со.

Бочонок номер… Этот гейм называется «Заморочки из бочки». Нужно объяснить слово.
«Шалунишки»: шкатулка, шило, сахар, санки, шорты, штора.
«Заумники»: штурман, шпион, сосиска, шестерка, капуста, редиска.
Молодцы! Обе команды получают по звезде. Следующий бочонок номер… Этот гейм - «Волшебный мячик». Сейчас мы встанем в круг и будем передавать друг другу мяч. Но «Шалунишки» должны будут называть слова со звуком [ш], а «Заумники» - со звуком [с]. Итак, раз, два, три - начало игры!
Игроки выполняют задание.
Вы были очень внимательны и получаете по звезде. А это задание для обеих команд. Звезду получит та из них, которая быстрее прочитает ребус.

«Шалунишки»: Мак + Ананас + Шуба + Иголка + Ножницы + Автобус = МАШИНА.
«Заумники»: Сапоги + Апельсин + Муха + Овощи + Самолет + Василек + Антилопа + Лопата = САМОСВАЛ.

Бочонок номер… Этот гейм - «Темная лошадка». Гость нашей игры - человек, который все путает. Например, вместо шапки на ходу он надел сковороду. Кто это? Правильно, это рассеянный с улицы Бассейной. Наши команды помогут навести порядок в его путаницах. Сейчас мы сыграем в игру «Исправь ошибку».
«Заумники» (исправляют ошибки в стихотворении)

С другом мы играли в чашки,
Пили чай из белой шашки.
Вылезла из норки шишка,
На нее упала мышка.
Под кустом сидели шишки,
На сосне висели мышки.
В воздухе летала кошка,
Молоко лакала мошка.
На столе стояла кошка,
На полу сидела плошка.
Рассеянный. Спасибо, что помогли мне разобраться!
Ведущий. Рассеянный, а ты умеешь быстро проговаривать скороговорки? Сейчас дети тебе покажут, как это делается.
«Шалунишки». В ночной тиши у шалаша чуть слышен шорох камыша.
«Заумники». Шел Саша по шоссе к Саше в шашки играть.
Команды получают по звезде.
Рассеянный. А я тоже знаю скороговорку. Слушали кукушки, как куковали старушки. Ой! Я опять все перепутал, пойду выучу как следует.
Ведущий. Бочонок номер… Этот гейм - «Блицтурнир». Вы получаете по два задания сразу. Первое задание: вы должны прочитать изограф.

«Шалунишки»: сумка, аист, дом.
«Заумники»: парашют, слон, велосипед.

Второе задание: вам нужно прочитать слова с помощью зеркала.
«Шалунишки»: сок, сон, носок.
«Заумники»: эхо, совок, звонок, возок.
Вы очень хорошо выполнили все задания, но команда «Шалунишек» была быстрее и поэтому получает звезду. Бочонок номер… Этот гейм - «Гонка за лидером». За одну минуту вам предстоит отгадать как можно больше слов.

«Шалунишки»: (к концу слова добавлять звук [с]) ле.., поя.., анана.., компа.., ква.., кла.., уку.., насо.., но.., автобу.., поко.., уксу.., фику..
«Заумники»: (закончить слова) Ми(ша), шу(ба), Ма(ша), ши(на), ши(ло), шут(ка), шап(ка), шаш(ки), шахма(ты), шах(та), лан(дыш), мы(ши), пше(но), шко(ла), шля(па), Шу(ра), шерстя(ной), шерохова(тый), ши(рокий), шо(колад), шу(мный), пу(шок), ше(пот).
Пришло время подсчитать звезды и подвести итоги. Ну что ж, у нас, конечно, победила дружба!
Проходит награждение участников игры.
Заключительная беседа с родителями
Логопед. Ваш ребенок скоро пойдет в школу, и вы, конечно, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и как можно более успешно. Как же помочь этому? Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений, навыков, которые послужат базой для последующего обучения. Важное место в таком багаже занимает овладение основами чтения и письма. В наших силах добиться того, чтобы этот процесс стал доступным и интересным для детей. А поскольку главной формой познавательной деятельности ребенка является игра, именно она будет нам лучшей помощницей. Вот и сегодня в нашей игре «Счастливый случай» вы увидели небольшое количество заданий, используемых на занятиях по обучению грамоте.
Типичные ошибки при обучении детей чтению в домашних
условиях
1. В основу обучения кладется буква, а не звук. Например, звук [м] мы произносим отрывисто. И букву называем так же: м. Однако говоря эм, мы говорим два звука [э] и [м]. Таким образом, не надо путать понятия буква и звук. Буквы мы пишем, а звуки - слышим.
2. Побуквенное чтение, когда ребенок сначала называет буквы слога - м, а - и только потом произносит - ма. Читать необходимо по слогам!
Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?
1. Различает ли ваш ребенок понятия справа и слева? Он дол жен правильно выполнять задания: Покажи свое правое ухо, левую ногу и т.д. Расскажи, что ты увидел справа от себя, слева. Если ребенок пишет буквы не в ту сторону - это чаще всего следствие несформированности данных понятий.
2. Умеет ли ваш ребенок складывать картинки из шести частей? Если нет, начинайте с четырех частей (кубиков).
Приемы запоминания букв
1. Письмо букв большого размера, их раскрашивание, штриховка. Рядом записываются слова с данной буквой.
2. Лепка буквы из пластилина, теста, плетение из проволоки, вырезание по контуру, выкладывание из элементов, палочек, косточек, круп и т.д.
3. Написание буквы в воздухе.
4. Обводка по контуру, написанному взрослым.
5. Письмо по опорным точкам.
6. Сравнение буквы со знакомыми предметами. Буква П похожа на стол, окно, дверь, книгу и т.д.
Подготовка руки к письму
В этот раздел входят все упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: мозаики, шнуровки, конструкторы, вырезание, лепка, рисование, штриховка, пальчиковые театры и т.д. Такие задания полезны вдвойне, поскольку, развивая мускулатуру пальцев, мы стимулируем и развитие речи ребенка.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск