Лапшина Ю.Ю.
Изучение и коррекция трудностей понимания логико-грамматических конструкций языка у детей дошкольного возраста
Дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2011.
Цели исследования: теоретически обосновать эффективность нейропсихологического подхода в исследовании трудностей понимания логико-грамматических конструкций языка у детей дошкольного возраста; разработать программу нейропсихологической диагностики, установить возрастную специфику трудностей понимания логико-грамматических конструкций языка; определить направления психокоррекционной работы у этой категории детей.
Научная новизна: разработана компьютерная версия методики нейропсихологического обследования детей дошкольного возраста; изучена возрастная специфика трудностей понимания логико-грамматических конструкций языка у дошкольников; выявлена возрастная специфика связи трудностей понимания логико-грамматических конструкций языка с другими когнитивными функциями у данной категории; получены экспериментальные данные, которые подтверждают предположение А.Р. Лурии о системном характере влияния дефицитарности мозговых механизмов на когнитивные функции человека.
Теоретическая значимость: обоснована эффективность предложенной методики нейропсихологического обследования детей с трудностями понимания логико-грамматических конструкций языка; уточнено понятие «логико-грамматические конструкций языка» с позиций специальной психологии и нейропсихологии; представлены нейропсихологические профили детей дошкольного возраста с трудностями понимания логико-грамматических конструкций языка, способствующие обоснованию алгоритма психокоррекционной работы.
Практическая значимость: разработана компьютерная версия методики нейропсихологического обследования детей дошкольного возраста; предложена и рекомендована для практического использования модель психокоррекционной работы по преодолению трудностей в понимании логико-грамматических конструкций языка. Представлены теоретико-практические материалы, содержащиеся в диссертационном исследовании, которые могут быть использованы в системе специального образования, работниками системы повышения квалификации, практическими специалистами учреждений, работающих с данной категорией детей.
Ковылова Е.В.
Психокоррекционная технология коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дис. … канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2011.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать психокоррекционную технологию коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Научная новизна: разработаны критерии оценки (мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного, оценочного) и описаны уровни коммуникативного развития старших дошкольников (высокого, среднего, ниже среднего, низкого), позволяющие определить индивидуальные особенности коммуникативного развития и основные направления психокоррекционного воздействия; получены сравнительные данные, характеризующие общевозрастные особенности коммуникативного развития дошкольников с ОНР и нормальным речевым развитием; уточнены специфические особенности вербальной коммуникации старших дошкольников с ОНР со взрослыми и сверстниками; выделены и описаны основные группы детей с ОНР, коммуникативное развитие которых находится на различных уровнях: среднем, ниже среднего и низком, демонстрирующих недостаточность коммуникативного развития данной категории детей; разработана психокоррекционная технология коммуникативного развития, направленная на преодоление проблем коммуникативного развития старших дошкольников с ОНР и формирование у них основных компонентов коммуникации.
Теоретическая значимость: проанализированы и систематизированы научные данные о значении коммуникативного развития в дошкольном возрасте; уточнено понятие «коммуникативное развитие» применительно к категории детей с нарушениями речи; рассмотрение его с позиции трехуровневой системы «речь — язык — общение» позволило выделить дифференцированные формы психической деятельности, характерные для каждого уровня данной системы (психолингвистического, психосемантического, коммуникативного) и основные направления коммуникативного развития детей. Расширены представления о специфических особенностях коммуникативного развития детей; разработаны и классифицированы критерии, показатели и уровни коммуникативного развития, отражающие внутреннюю структуру коммуникативной деятельности дошкольников с ОНР; дано теоретическое обоснование организации психокоррекционной работы, направленной на коммуникативное развитие старших дошкольников с ОНР; обогащены некоторые разделы коррекционной психологии, касающиеся психолого-педагогической характеристики дошкольников с нарушениями речи.
Практическая значимость: представлена модернизированная методика изучения уровней коммуникативного развития дошкольников с ОНР, разработанная с учетом выделенных критериев оценки коммуникативного развития (мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного, оценочного) и включающая в себя помимо методик, предполагающих непосредственное наблюдение за общением дошкольников, и экспертный анализ; разработана и экспериментально апробирована психокоррекционная технология коммуникативного развития старших дошкольников.
Представленные результаты исследования могут быть использованы психологами, воспитателями, логопедами специальных дошкольных образовательных учреждений. Материалы исследования могут быть включены в содержание курсов логопсихологии и логопедии, спецкурсов в высших учебных заведениях, курсов повышения квалификации педагогических кадров.
Захарова Е.А.
Психологические особенности восприятия младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Дис. … канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2011.
Цель исследования: изучать особенности развития различных типов восприятия у младших школьников с ЗПР и ОНР в условиях традиционного и целенаправленного обучения в общеобразовательной школе.
Научная новизна: впервые в коррекционной психологии в качестве самостоятельного предмета исследования были определены особенности различных типов восприятия в сравнительном плане у младших школьников с такими формами дизонтогенеза, как задержка психического развития и общее недоразвитие речи; обоснован, сконструирован и апробирован специальный диагностический комплекс, позволяющий оценить различные характеристики ведущих типов восприятия у младших школьников (зрительного, слухового, осязательного); выявлены индивидуальные и общевозрастные особенности. В рамках критериально-ориентированного подхода определена и апробирована система качественно-количественных критериев оценки различных показателей восприятия в младшем школьном возрасте, позволяющая выявить отклонения в развитии этой функции у детей с ЗПР и ОНР; проведена их дифференциальная диагностика в сравнении с нормой психического развития; получены сравнительные данные о динамике различных типов восприятия у детей с ЗПР и ОНР от первого к третьему классу в условиях традиционного обучения (у учащихся с ЗПР наименьшая динамика проявляется в показателях зрительного и осязательного восприятия, у детей с ОНР — зрительного и слухового). На основе полученного данных разработана психологическая карта дифференциальной диагностики особенностей развития различных типов восприятия у детей данной категории и детей с нормальным развитием; научно обоснована, теоретически описана и апробирована специальная программа коррекции и развития перцептивно-речевой сферы в условиях инклюзивного обучения в общеобразовательной школе; определены эффективные условия ее реализации.
Теоретическая значимость: конкретизированы теоретические положения отечественной психологии о единстве закономерностей психического развития детей с нормальным развитием, с ЗПР и ОНР при изучении их перцептивной сферы; разработан комплексный подход к изучению психики ребенка, в частности в исследовании характеристик его перцептивной и речевой сфер; теоретически обобщены и систематизированы психологические данные о развитии восприятия у детей с ЗПР и ОНР; намечены важнейшие аспекты дальнейшего изучения проблемы в коррекционной психологии; теоретически определены, описаны и апробированы критерии выделения уровней развития различных типов восприятия младших школьников, позволяющие оценить зоны актуального и ближайшего развития изучаемых параметров восприятия; выявлены специфические характеристики развития восприятия у учащихся с ЗПР: нарушения целостности зрительного восприятия, искажения звуковой структуры слова, трудности в дифференциации признаков длины, толщины, материала, у испытуемых с ОНР преимущественно отклонения зрительного и слухового восприятия; определены общевозрастные особенности развития восприятия в младшем школьном возрасте, касающиеся в основном зрительно-моторной координации, фигуро-фонового различения, затруднений при вычленении слов из звукового потока, восприятии словесных инструкций, осязательного восприятия признаков предметов и графических знаков по сравнению с восприятием предметов на основе совокупности признаков; определены теоретические принципы и научно-методическое обеспечение специальной коррекционно-развивающей программой по развитию восприятия у младших школьников с ЗПР и ОНР, апробация которой показала эффективность предложенных способов и комплексного подхода к развитию перцептивно-речевой сферы в условиях инклюзивного обучения.
Практическая значимость: разработанный диагностический комплекс может использоваться психологами, логопедами и учителями начальных классов для оценки уровня сформированности восприятия младших школьников с ЗПР и ОНР и нормальным развитием в практике различных коррекционных и общеобразовательных учреждений.
Принципы и структура предлагаемого коррекционно-развивающего комплекса могут быть использованы при создании аналогичных комплексов для других категорий младших школьников с отклонениями в развитии.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ профессиональной подготовки студентов психологических, педагогических и дефектологических специальностей, на курсах повышения квалификации учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей коррекционных и общеобразовательных школ.
Колягина В.Г.
Психологические особенности страхов дошкольников с недостатками речевого развития.
Дис. … канд. психол. наук. Москва, 2011.
Цели исследования: выявить и изучить психологические особенности страхов у дошкольников с недостатками речевого развития; обосновать психокоррекционную работу, направленную на нормализацию эмоционально-личностной сферы детей.
Научная новизна: получены и систематизированы экспериментальные данные, характеризующие психологические особенности страхов старших дошкольников с разными недостатками речевого развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками; разработаны и апробированы основные направления, содержание и специальные условия психокоррекционной работы по нормализации эмоционально-личностной сферы детей с недостатками речевого развития.
Теоретическая значимость: уточнены и конкретизированы современные представления об общих и специфических закономерностях отклоняющегося развития, в частности о специфике эмоционального развития дошкольников с речевыми недостатками; представлено теоретико-методологическое обоснование системы психокоррекционной работы, направленной на преодоление эмоционально-личностных трудностей старших дошкольников с недостатками речевого развития.
Проведенный сравнительный анализ эмоционального самочувствия дошкольников с различными видами речевого недоразвития (ОНР, заикание) с показателями нормально развивающихся сверстников позволил выявить особенности страхов и дифференцировать их в связи с характером речевого дефекта.
Практическая значимость: разработана и апробирована диагностико-коррекционная программа, адаптированная к условиям детского сада комбинированного и компенсированного видов и учитывающая особенности детей с недостатками речевого развития; представлена авторская психодиагностическая методика, позволяющая выявить специфику страхов таких детей.
Диагностическая и коррекционная программы могут быть внедрены в деятельность детских садов компенсирующего и комбинированного видов, центров медико-психолого-педагогического сопровождения и групп комбинированной направленности. Материалы исследования могут использоваться при обучении студентов дефектологических и психологических факультетов, а также при переподготовке и повышении квалификации психологов и логопедов.
Журавлева Ж.И.
Формирование словесного творчества у старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Дис. … канд. психол. наук. Москва, 2011.
Цель исследования: изучить особенности становления психологических компонентов словесного творчества как условия социокультурного развития личности старших дошкольников с ЗПР и ОНР.
Научная новизна: разработан диагностический инструментарий изучения психологических компонентов словесного творчества у детей с ОНР и ЗПР; проведено сравнительное исследование проявления словесного творчества у детей с ЗПР, ОНР и у нормально развивающихся сверстников, имеющих разные актуальные и потенциальные возможности; описаны качественные характеристики социально-личностного и операционально-деятельностного компонентов словесного творчества у детей 6—7 лет данной категории; выявлены сходства и проявления у них словесного творчества по способам творческого действия, мотивации, самостоятельности, речевой активности, эмоционально-волевым усилиям, знаковому выражению и качеству художественно-словесного продукта; обоснованы необходимость и возможность психолого-педагогической коррекционной работы по формированию социально-личностного и операционально-деятельностного компонентов словесного творчества как условия социокультурного развития.
Теоретическая значимость: подтверждена роль искусства, художественно-средового фактора, художественно-вербальной деятельности в формировании словесного творчества, приобретении литературного опыта, социокультурного развития детей 6—7 лет с ОНР, ЗПР; выявлены дифференциально-диагностические показатели степени выраженности психологических компонентов словесного творчества у детей данной категории и у нормально развивающихся сверстников; впервые выделены и описаны модели проявления ими словесного творчества, показаны взаимосвязь и взаимообусловленность проявления психологических компонентов (социально-личностного и операционально-деятельностного) словесного творчества у детей 6—7 лет с ОНР и ЗПР; обоснована эффективность использования коррекционно-развивающей программы по формированию психологических компонентов словесного творчества как условия социокультурного развития.
Практическая значимость: по результатам исследования написаны две монографии: «Особенности развития словесного творчества у детей 6—7 лет с общим недоразвитием речи», «Основы словесного творчества детей с задержкой психического развития»; определены качественные критерии оценки возможностей детей в словесном творчестве; разработаны содержание и технология формирования психологических компонентов словесного творчества у старших дошкольников с ОНР и ЗПР как условия их социокультурного развития в образовательном пространстве; проанализирована динамика развития психологических компонентов словесного творчества, необходимых для дифференциальной диагностики старших дошкольников с отклонениями в развитии в практической службе специальной психологии; разработана программа для использования в системе повышения квалификации психологов и педагогов коррекционных учреждений по формированию психологических компонентов словесного творчества у детей 6—7 лет с ОНР и ЗПР.