«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Мониторинг коррекционно-логопедической работы

23 сентября, 2005 Рубрика: Организационные аспекты Бадяева Н.Е. Десюкова Н.В.

Бадяева Н.Е., учитель-логопед; Десюкова Н.В., учитель-логопед детского дома № 2, г. Киселевск, Кемеровская обл.

Наблюдения, которые авторы ведут в течение многих лет, показывают, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые попадают в учреждения интернатного типа, имеют ряд особенностей как в интеллектуальном, так и в речевом развитии. Это обусловлено рядом факторов, и одним из основных являются социальная изоляция и, как следствие, скудость представлений об окружающем мире.
Часть детей приходит в детский дом из дома ребенка, где они содержатся до 4-летнего возраста и не имеют достаточного опыта общения, в том числе и речевого; другая часть - из социального приюта, т.е. их первыми учителями и воспитателями являются пьющие родители. Почти 100% дошкольников имеют задержку психического развития, а больше половины младших школьников обучаются в классах коррекционно-развивающего обучения.
У всех детей дошкольного и младшего школьного возраста наблюдается отставание в формировании компонентов: звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи. Динамика речевого развития каждого воспитанника тщательно отслеживается. В начале учебного года проводится диагностика, заполняются соответствующие документы (речевые карты, листы коррекционной работы); в конце учебного года также проходит диагностика для выявления результатов коррекционной логопедической работы.
Авторы предлагают коллегам свои наработки в области такого мониторинга.
Обследования дошкольников
Каждый ребенок дошкольного возраста дважды в год обследуется по таким параметрам:
- звукопроизношения;
- фонематические процессы;
- словарный запас;
- грамматический строй речи;
- связная речь;
- пространственная ориентировка;
- артикуляционная моторика;
- мелкая моторика.
Критерии оценки уровня функции
I. Звукопроизношение
1. Нарушение нескольких групп звуков.
2. Недостаточное произношение одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке - общая смазанность речи.
3. Звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков.
4. Звукопроизношение в норме.
II. Фонематические процессы
1. Не слышит данный звук в любой позиции.
2. Не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы.
3. С заданием справляется, но допускает несколько ошибок.
4. Фонематические процессы в норме.
III. Словарный запас
1. Активный словарь ограничен бытовым уровнем.
2. Владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы.
3. Использует все части речи, но не всегда точно отражает в речи приставочные глаголы (выливает - переливает); использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами, но при подборе синонимов испытывает затруднения.
4. Активный словарь близок к возрастной норме.
IV. Грамматический строй речи
1. Речь резко аграмматична.
2. Допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании.
3. Допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении.
4. Грамматический строй близок к возрастной норме.
V. Связная речь
1. Фразовая речь резко аграмматична.
2. Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания, пользуется вопросно-ответной формой.
3. При составлении рассказа использует не более двух-трех предложений; не пользуется планом при построении рассказа, при описании использует не более двух признаков.
4. Умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции.
VI. Пространственная
ориентировка
1. Не ориентируется на плоскости и в пространстве.
2. Владеет понятиями верх - низ, испытывает значительные затруднения в понятиях право - лево.
3. Ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения.
4. Пространственная ориентировка соответствует возрасту.
VII. Артикуляционная моторика
1. Объем артикуляционных движений ограничен (мимика бедна), наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата.
2. Неполный объем артикуляционных движений; неточное выполнение статических артикуляционных упражнений.
3. Статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме; при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения.
4. Строение и подвижность органов артикуляции без особенностей.
VIII. Мелкая моторика
1. Мелкая моторика ограничена (с трудом выполняет статичные пробы, наблюдаются гиперкинезы, тремор).
2. Испытывает затруднения при выполнении динамических проб.
3. Точно выполняет статиче-
ские и динамические пробы, но испытывает затруднения в выполнении асимметричных движений обеими руками.
4. Мелкая моторика в норме.
На каждого ребенка дважды в год составляется речевой профиль, чтобы наглядно увидеть «западающие звенья» и активизировать работу в данном направлении (рис. 1).
Кроме того, заполнив таблицу, представленную ниже, и произведя необходимые расчеты, можно провести мониторинг коррекционной логопедической работы в конце учебного года в каждой дошкольной группе путем определения среднего балла по каждой речевой и неречевой функции:
1 - низкий уровень;
2 - ниже среднего;
3 - средний;
4 - достаточный.
Для большей наглядности можно составить диаграмму (рис. 2).
Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника детского дома и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск