«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Модель деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольного логопедического пункта

10 сентября, 2012 Рубрика: Дошкольная логопедическая служба, Организационные аспекты Шаброва С.Е. Федорова И.Ю.

Шаброва С.Е., педагог-психолог;

Федорова И.Ю., учитель-логопед, ДОУ № 282, г. Челябинск

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития. Большинство из них не имеют сложного речевого дефекта и, следовательно, не подлежат зачислению в специальную речевую группу. Выходом из такой ситуации является открытие логопедического пункта в ДОУ. Опыт функционирования подобной организации коррекционно-речевой помощи детям насчитывает на сегодняшний день свыше 10 лет (О.А. Степанова, 2007). Однако работу учителя-логопеда в условиях логопункта осложняют многие нерешенные проблемы: отсутствие нормативных и программно-методических материалов, трудности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса как равноправными партнерами по коррекционно-речевому воздействию на детей. Поэтому необходимо поговорить о специфике организационно-методической и консультативной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольного логопедического пункта.

Основной принцип организации работы — оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом.

В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.

Схема взаимодействия специалистов при работе с ребенком, имеющим нарушения речи, составлена на основе схемы О.А. Степановой «Взаимодействие субъектов коррекционно-образовательного процесса в ДОУ для детей с нарушениями речи»:

В данной модели логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь. Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью. Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка). Выделение основных направлений взаимодействия помогло более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно-образовательного процесса. Общие задачи в первую очередь направлены на оказание свое-временной диагностической, профилактической и коррекционно-логопедической помощи. Нами разработана карта взаимодействия специалистов с детьми, в которой определены частные (специфические) задачи.

Задачи работы логопеда

  • · Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
  • · Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
  • · Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
  • · Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
  • · Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
  • · Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Задачи работы психолога

  • · Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
  • · Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
  • · Совершенствование мелкой моторики.
  • · Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
  • · Развитие зрительно-моторной координации.
  • · Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
  • · Активизация отработанной лексики.
  • · Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.
  • · Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
  • · Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Реализация данной модели потребовала изменения и уточнения ряда функциональных обязанностей и направлений деятельности специалистов.

Вид деятельности / Функциональные обязанности психолога

Вид деятельности / Функциональные обязанности логопеда

Диагностика

Получение запроса / плановая диагностика.
Подбор психодиагностических программ.
Планирование и проведение психодиагностических мероприятий.
Обработка результатов.
Работа с диагностической информацией:
— информирование по итогам диагностической работы;
— предоставление психолого-педагоги-ческих рекомендаций;
— применение рекомендаций логопеда в собственной деятельности;
— разработка психологической работы с детьми, родителями, педагогами на основе данных диагностики
Первичное обследование детей дошкольного возраста в ДОУ для выявления нуждающихся в помощи логопеда.
Углубленное логопедическое обследование детей с нарушениями речи.
Раннее выявление детей с проблемами в развитии.
Диагностика результативности коррекционно-педагогического (логопедического) процесса

Коррекционно-развивающая работа с детьми

Постановка задач коррекционно-развива-ющей работы.
Разработка программы работы.
Планирование работы, организация условий для ее проведения.
Реализация программ.
Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
Составление психолого-педагогических рекомендаций по итогам работы.
Планирование дальнейшей работы
Коррекционно-развивающие занятия по развитию разных сторон речи.
Индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков

Консультирование, информирование, просвещение родителей и педагогов

Постановка задач работы.
Принятие решения о приглашении родителей (семьи) на консультацию.
Прием родителей по их запросу.
Проведение консультаций, тренингов.
Организация сотрудничества родителей и других специалистов ДОУ (по необходимости).
Оформление информационных выставок
Составление плана просветительской работы с родителями.
Принятие решения о приглашении родителей (семьи) на консультацию.
Проведение консультаций, практикумов.
Оказание консультативной помощи по оформлению документов для РПМПК.
Оформление информационно-методических выставок.
Предоставление рекомендаций по ведению индивидуальных логопедических тетрадей

Проведение психолого-медико-педагогических консилиумов

Постановка задач и разработка сценария консилиума.
Сбор диагностической информации. Подготовка аналитических материалов.
Участие в консилиуме.
Реализация решений консилиума

Организационная работа

Комплектование подгрупп детей.
Составление сетки занятий и графика работы, согласование их с логопедом.
Изучение логопедического, медицинского обследования.
Осуществление необходимой диспетчерской работы
Зачисление детей на логопедические занятия в ДОУ.
Сдача списков детей в РПМПК, зачисленных на логопункт.
Комплектование подгрупп детей по проявлениям нарушений.
Направление на обследование в РПМПК детей с тяжелыми нарушениями речи для уточнения диагноза.
Составление сетки занятий и графика работы.
Составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной работы.
Изучение медицинских карт
     

Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога видна общая логика построения коррекционно-образовательного процесса, поэтому были выделены основные этапы взаимодействия.

Этап

Основное содержание

Результат

Организационный (сентябрь — октябрь) Первичная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями.
Заполнение индивидуальных карт развития детей.
Организация и проведение психолого-медико-педагогических консилиумов.
Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми
Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье.
Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми.
Проектирование программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей
Основной (ноябрь — февраль) Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах.
Осуществление логопедического и психологического мониторинга.
Корректировка коррекционного влияния участников образовательного процесса
Устранение у детей отклонений в речевом и психическом развитии
Заключительный (март — май) Оценка результативности коррекционной работы с детьми.
Определение коррекционно-образо-вательных перспектив выпускников ДОУ
Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком.
Изменение характера коррекционной работы или корректировка индивидуальных и групповых программ

Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет, во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение и, в-третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога в условиях дошкольного логопедического пункта позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в до-школьной среде, успешно развиваться и обучаться.

Список использованной и рекомендуемой литературы

Арефьева З.А., Подобед С.О. Организация работы логопедического пункта в ДОУ // Логопед. 2004. № 6. С. 50—59.

Организационно-содержательные модели деятельности школьного психолога // Школьный психолог. 2003. № 32.

Степанова О.А. Основные направления оптимизации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи // Логопед. 2004. № 4. С. 4—13.

Степанова О.А. Организация логопедической работы в до-школьном образовательном учреждении. М., 2007.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск