Шаброва С.Е., педагог-психолог;
Федорова И.Ю., учитель-логопед, ДОУ № 282, г. Челябинск
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития. Большинство из них не имеют сложного речевого дефекта и, следовательно, не подлежат зачислению в специальную речевую группу. Выходом из такой ситуации является открытие логопедического пункта в ДОУ. Опыт функционирования подобной организации коррекционно-речевой помощи детям насчитывает на сегодняшний день свыше 10 лет (О.А. Степанова, 2007). Однако работу учителя-логопеда в условиях логопункта осложняют многие нерешенные проблемы: отсутствие нормативных и программно-методических материалов, трудности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса как равноправными партнерами по коррекционно-речевому воздействию на детей. Поэтому необходимо поговорить о специфике организационно-методической и консультативной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольного логопедического пункта.
Основной принцип организации работы — оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом.
В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно-ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.
Схема взаимодействия специалистов при работе с ребенком, имеющим нарушения речи, составлена на основе схемы О.А. Степановой «Взаимодействие субъектов коррекционно-образовательного процесса в ДОУ для детей с нарушениями речи»:
В данной модели логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь. Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью. Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка). Выделение основных направлений взаимодействия помогло более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно-образовательного процесса. Общие задачи в первую очередь направлены на оказание свое-временной диагностической, профилактической и коррекционно-логопедической помощи. Нами разработана карта взаимодействия специалистов с детьми, в которой определены частные (специфические) задачи.
Задачи работы логопеда
- · Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
- · Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
- · Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
- · Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
- · Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
- · Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.
Задачи работы психолога
- · Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
- · Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
- · Совершенствование мелкой моторики.
- · Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
- · Развитие зрительно-моторной координации.
- · Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
- · Активизация отработанной лексики.
- · Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.
- · Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
- · Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
Реализация данной модели потребовала изменения и уточнения ряда функциональных обязанностей и направлений деятельности специалистов.
Вид деятельности / Функциональные обязанности психолога
|
Вид деятельности / Функциональные обязанности логопеда
|
Диагностика
|
Получение запроса / плановая диагностика. Подбор психодиагностических программ. Планирование и проведение психодиагностических мероприятий. Обработка результатов. Работа с диагностической информацией: — информирование по итогам диагностической работы; — предоставление психолого-педагоги-ческих рекомендаций; — применение рекомендаций логопеда в собственной деятельности; — разработка психологической работы с детьми, родителями, педагогами на основе данных диагностики |
Первичное обследование детей дошкольного возраста в ДОУ для выявления нуждающихся в помощи логопеда. Углубленное логопедическое обследование детей с нарушениями речи. Раннее выявление детей с проблемами в развитии. Диагностика результативности коррекционно-педагогического (логопедического) процесса |
Коррекционно-развивающая работа с детьми
|
Постановка задач коррекционно-развива-ющей работы. Разработка программы работы. Планирование работы, организация условий для ее проведения. Реализация программ. Проведение мониторинга эффективности проделанной работы. Составление психолого-педагогических рекомендаций по итогам работы. Планирование дальнейшей работы |
Коррекционно-развивающие занятия по развитию разных сторон речи. Индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков |
Консультирование, информирование, просвещение родителей и педагогов
|
Постановка задач работы. Принятие решения о приглашении родителей (семьи) на консультацию. Прием родителей по их запросу. Проведение консультаций, тренингов. Организация сотрудничества родителей и других специалистов ДОУ (по необходимости). Оформление информационных выставок |
Составление плана просветительской работы с родителями. Принятие решения о приглашении родителей (семьи) на консультацию. Проведение консультаций, практикумов. Оказание консультативной помощи по оформлению документов для РПМПК. Оформление информационно-методических выставок. Предоставление рекомендаций по ведению индивидуальных логопедических тетрадей |
Проведение психолого-медико-педагогических консилиумов
|
Постановка задач и разработка сценария консилиума. Сбор диагностической информации. Подготовка аналитических материалов. Участие в консилиуме. Реализация решений консилиума |
Организационная работа
|
Комплектование подгрупп детей. Составление сетки занятий и графика работы, согласование их с логопедом. Изучение логопедического, медицинского обследования. Осуществление необходимой диспетчерской работы |
Зачисление детей на логопедические занятия в ДОУ. Сдача списков детей в РПМПК, зачисленных на логопункт. Комплектование подгрупп детей по проявлениям нарушений. Направление на обследование в РПМПК детей с тяжелыми нарушениями речи для уточнения диагноза. Составление сетки занятий и графика работы. Составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной работы. Изучение медицинских карт |
|
|
|
Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога видна общая логика построения коррекционно-образовательного процесса, поэтому были выделены основные этапы взаимодействия.
Этап
|
Основное содержание
|
Результат
|
Организационный (сентябрь — октябрь) |
Первичная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями. Заполнение индивидуальных карт развития детей. Организация и проведение психолого-медико-педагогических консилиумов. Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми |
Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье. Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми. Проектирование программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей |
Основной (ноябрь — февраль) |
Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах. Осуществление логопедического и психологического мониторинга. Корректировка коррекционного влияния участников образовательного процесса |
Устранение у детей отклонений в речевом и психическом развитии |
Заключительный (март — май) |
Оценка результативности коррекционной работы с детьми. Определение коррекционно-образо-вательных перспектив выпускников ДОУ |
Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком. Изменение характера коррекционной работы или корректировка индивидуальных и групповых программ |
Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет, во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение и, в-третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога в условиях дошкольного логопедического пункта позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в до-школьной среде, успешно развиваться и обучаться.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Арефьева З.А., Подобед С.О. Организация работы логопедического пункта в ДОУ // Логопед. 2004. № 6. С. 50—59.
Организационно-содержательные модели деятельности школьного психолога // Школьный психолог. 2003. № 32.
Степанова О.А. Основные направления оптимизации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи // Логопед. 2004. № 4. С. 4—13.
Степанова О.А. Организация логопедической работы в до-школьном образовательном учреждении. М., 2007.