Комаишко С.В., воспитатель ДОУ № 67, г. Красноярск
Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?» в пословицах: «Отбиться от рук», «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают».
Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А. Сухомлинский).
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь (рис. 1).
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Автор СУ-ДЖОК терапии ПАД-ЖЕВУ доказал, что на руке находятся биологически активные точки нашего организма (рис. 2).
Опыт работы в специализированном детском саду подтверждает, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.
Прежде чем приступать к работе по коррекции звукопроизношения у детей, необходимо изучить их личностные качества и учитывать то обстоятельство, что у некоторых детей помимо недостатков развития речи встречаются сопутствующие отклонения в нервно-психологической сфере (повышенная возбудимость, расторможенность, расстройство внимания, неспособность к волевым усилиям). Поэтому в повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной моторики с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.
При подборе игровых упражнений следует использовать такие принципы:
- игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
- постепенное усложнение выполнения пальчиковых фигур от простого до разыгрывания сценок, сказок, построения фигур с помощью кистей пальцев рук.
Для развития мелкой моторики рук существуют уникальные тренажеры. Их назначение многоплановое и многоцелевое. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребенка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застегиванию пуговиц, завязыванию шнурков), одновременно стимулируем речевую активность, а значит развиваем интеллектуальные способности ребенка. Используя тренажеры-пазлы, дети развивают сенсорное восприятие, фантазию, знакомятся с геометрическими фигурами.
В нашем ДОУ дети любят шарик с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Это еще не все. В каждом шарике есть «волшебное» колечко, которое помогает стимулировать работу внутренних органов.
Если же у вас нет уникальных тренажеров, можно использовать руку! Чтобы пальцы были гибкими, мы с детьми рассказываем потешки: «Сорока-ворона кашу варила…» или «Этот палец - дедушка, этот палец - бабушка…», а можно рассказать целую сказку, например: «Колобок». Как метко было подмечено:
В том человека украшенье
И честь, живущая века,
Что сердцем чувствует он
значенье
Того, что делает рука.
Шиллер
Хочу обратить внимание на две работы, выполненные воспитанником Ильей: одна (рис. 3) в начале обучения в детском саду, когда он не умел даже твердо держать карандаш, другая работа (рис. 4) выполнена им на пороге школы, при прощании с детским садом.
Этот долгий, упорный путь мы прошли вместе с ним, используя достижения отечественных и зарубежных исследователей, которые советуют предварительно изучить состояние руки ребенка, его умение и навыки, чтобы выстроить индивидуальную работу.
При составлении плана индивидуальной работы целесообразно прибегать к новинкам методической литературы: Большаковой С.Е. Формирование мелкой моторики рук, Алябьевой Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения, «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук» И.Е. Светловой, а также журналы «Воробушек», «Карапуз», «Логопед».
Для обследования детей в ДОУ используют три направления:
1. Проверку кинетического праксиса, т.е. способности двигать руками. Для этого предла гаем ребенку на бархатной бумаге выложить по контуру ниткой или (в зависимости от развития) по памяти нарисовать ниткой любимую игрушку.
2. Развитие тактильных ощущений детей через игры «Узнай на ощупь», «Волшебный мешочек».
3. Обследование щепоти руки ребенка: перекладывание им из одной чашки в другую грецких орехов, бобов, гороха.
За время работы с детьми мною накоплен опыт, который вылился в концептуальную модель (далее КМ) «Предметно-манипулятивная деятельность в коррекции тонкой моторики рук детей с нарушением речи».
В модели четко определена цель: создание стройной системы работы по коррекции тонкой моторики рук, которая позволит за время пребывания ребенка в до-
школьном образовательном учреждении частично или полностью восстановить моторику рук.
В модель включены два компонента: взаимодействие ребенка с окружающим предметным миром - «предметное мышление» и сенсорная моторика, т.е. симулирующее влияние на речевую функцию ребенка. Почему выделены эти два компонента?
Двигательные навыки, приобретаемые детьми в процессе занятий, используются ими затем в игровой деятельности, переносятся на действия с предметами в быту, т.е. становятся важным составным компонентом их повседневного двигательного поведения. Надо учить ребенка быстро и ловко шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, кнопки, «молнии»; надевать платье, рубашки; натягивать колготки, а также убирать игрушки. Все это носит практическую направленность целостно-смыслового характера обучения.
Вот почему в КМ отразились основные задачи, взаимодействие которых может способствовать развитию речи, интеллектуальной, эмоциональной настроенности и состояния здоровья. Ведь на пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Тонкие дифференцированные движения рук формируются и совершенствуются в работе с бумагой, тканью, пластилином, мозаикой. Полезны ежедневные упражнения для пальцев и кистей рук: сжимать руку в кулак и разжимать, показывать пальцы по одному. Такие занятия совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими.
Для решения этих задач автор опирается на психические основы познания, так как продуктивное воображение, произвольное внимание, образная память и конкретно-действенное мышление способствуют творчески-осознанному действию пальцев рук и формируют у ребенка способность адекватно воспринимать информацию, осуществлять соответствующие действия с последующим оречевлением.
Все вышеназванное соответствует выбранным методам, которые способствуют поисково-творческим приемам (ориентированию, примериванию, приспособлению, взаимоотнесению), помогают искать и развивать свои способы в упражнении тонкой моторики рук и приемы общения в соответствии с индивидуальными и психическими особенностями каждого ребенка.
В выборе структурных составляющих педагогического процесса упор делается на принципы интеграции, позволяющие специально организованные формы обучения объединить одной целью - развитие тонкой моторики рук. Форма взаимодействия «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый» предусматривает совместное обсуждение задания, выработку общего взгляда на способы его выполнения, представление различных вариантов, что дает, в свою очередь, возможность решать социальные вопросы: дети учатся сдерживаться, участвовать в диалоге, не перебивать.
В модели отведено место разделу «Средства развития тонкой моторики рук», выбор которых опирается на принцип интегрированности, т.е. проведение моторных действий с предметами не только на специальных занятиях (физкультура, физкультминутка, лечебная физкультура, спортивный праздник, совместная деятельность взрослого и ребенка, включающая сюжетные и сюжетно-ролевые игры, вышивка), но и на занятиях интеллектуального цикла (формирование элементарных математических представлений, знакомство с окружающим миром) и на занятиях продуктивного вида (рисование, аппликация, конструирование, музыка). Этот раздел включает развитие тонкой моторики рук как в условиях детского сада, так и в домашних условиях.
В модели определены и пути организации работы по развитию тонкой моторики рук. Названный раздел состоит из четырех подразделов, взаимодополняющих и взаимообогащающих друг друга. Данная подструктура рассматривается в модели как план работы на перспективу и как результативность. В процессе планомерной, целенаправленной работы дети приобретают практические навыки в умении манипулировать тонкими движениями пальцев рук, что оказывает влияние на их интеллектуальное развитие. Все вышеназванное возможно при серьезной, вдумчивой, творческой работе педагогов совместно с родителями воспитанников.
Логическое завершение КМ - изучение результатов занятий по развитию тонкой моторики рук и предполагаемый итог.
Разнообразные способы изучения, рассматриваемые в модели (анкетирование, сравнительный анализ, сбор катамнестических данных и т.д.), дают возможность видеть динамику в овладении ребенком умений, проблемы и нахождение путей решения этих проблем; выстраивается индивидуальный план дальнейшей деятельности с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка.
Завершающим звеном КМ является «Предполагаемый итоговый результат», который ориентирует педагогов, занимающихся вопросами коррекции тонкой моторики рук, на конечную цель в своей деятельности.
Данная модель - мобильная структура, в которую можно вносить изменения, добавления, исправления. Ее можно использовать для детей как в специализированных учреждениях, так и в домашних условиях.
Только творческое использование КМ приведет к положительному результату в работе по развитию тонкой моторики рук у детей с нарушением речи.