«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Миофункциональные аспекты речевых проблем у детей

12 декабря, 2010 Рубрика: Актуально!, Развитие профессиональных компетенций Сатыго Е.А.

САТЫГО Е.А., канд. мед. наук, доцент кафедры детской стоматологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, Санкт-Петербург

Формирование речевой функции у ребенка во многом обусловлено унаследованными и приобретенными анатомо-физиологическими особенностями. В продуцировании речи в основном участвуют органы дыхания и жевания. Кроме органов дыхания голосовой аппарат включает в себя вибраторы (голосовые связки), резонаторы (гортань, полость рта и носа) и артикуляторы (язык, губы, зубы, нижняя челюсть и мягкое нёбо). В зависимости от влияния артикуляторов на проблему произношения, дислалию, они классифицируются на палатинальные, лингвальные, дентальные и лабиальные. Палатолалии — нарушения речи, обусловленные патологией нёба; глоссолалии — аномалиями размеров языка или нарушением его функций; дентолалии — аномалиями формы или положения зубов.
Однако нарушения произношения звуков часто обусловлены не только зубочелюстными деформациями. Более чем в 60% случаев они возникают в связи с миофункциональными проблемами, т.е. при нарушении функции мышц и мягких тканей челюстно-лицевой области. Причины этих проблем разнообразны. По мнению физиологов, они обусловлены возрастными особенностями развития ребенка и с физиологической точки зрения проявляются в повышении или снижении активности мышц языка и губ, асимметрией работы жевательных мышц. Электромиографические исследования лицевой мускулатуры выявили постоянный суммарный тонус мышц лица, а недостаток активности жевательных мышц всегда компенсируется увеличением активности мышц мимических и языка. Из этого следует, что тренировка или развитие одной из групп мышц, как правило, не дает ощутимого эффекта. Поэтому при выявлении миофункциональных нарушений необходим междисциплинарный подход к диагностике и лечению детей. Различные индивидуальные устройства для миофункциональной коррекции (вестибулярные пластинки различных модификаций, детские силиконовые трейнеры, корректирующие позицию и активность губ и языка для восстановления миодинамического равновесия в челюстно-лицевой области) могут назначаться как стоматологом или ортодонтом, так и логопедом.
Нарушение произношения
фонемы звука [р]
Такое нарушение наблюдается при укороченной уздечке языка, сужении челюстей, глубоком прикусе, слабой подвижности кончика и края языка. У детей в этом случае наблюдаются сколиоз и слабость мышц шеи. Детям младше
5 лет логопед обычно назначает использование вестибулярной пластинки с бусинкой, с которой особенно эффективны упражнения для двигательных мышц языка. При необходимости (по направлению ортодонта и хирурга-стоматолога) в 2—2,5 года проводится пластика уздечки языка. Для детей после 5 лет рекомендуется активная тренировка с использованием профилактического трейнера. Отгибая маркерный язычок силиконового тренажера, ребенок учится сбалансированной работе всех мышц языка, что обеспечивает нагрузку на жевательную мускулатуру.
Артикуляция при воспроизведении звуков [т], [д]
При произношении звука [т] характерно отдергивание нижней челюсти одновременно со взрывом язычно-нёбного затвора, производящего звук. Расстояние между верхними и нижними резцами — до 5 мм. Кончик языка поднят к шейкам верхних резцов и образует прочный затвор при произношении звука [т] и менее прочный при произношении звука [д]. При этом боковые края языка прижаты к жевательным зубам. Нарушение произношения этих звуков появляется:
• при открытом прикусе;
• нарушении подвижности языка вверх (гипотонус мышц языка);
• прокладывании языка между зубами при неправильном глотании (гипертонус мышц языка).
Для повышения эффективности занятий детям до 5 лет рекомендуется использовать пластинку с упором (заслонкой) для языка. Ее нужно носить 1 ч в день, а со второй недели дополнять ночным ношением. Перед занятиями с логопедом необходимо в течение 20—30 мин заниматься разминкой мышцы, поднимающей язык. Для этого следует применять пластинку с бусинкой или трейнер, в котором роль бусинки выполняет маркерный язычок — его надо отгибать кончиком языка вниз. Такую тренировку желательно проводить и дома 1 раз в день.
Для коррекции открытого прикуса детям в возрасте до 5 лет стоматологи рекомендуют ночное ношение пластинки Стоппи, после 5 лет — использование трейнера ночью и 1 ч в день.
Артикуляция при воспроизведении звуков [ш], [ж]
Шипящие ш и ж относятся к группе язычно-передненёбных звуков. Для звука [ш] характерна следующая артикуляция. Губы несколько выпячены вперед, между ними, а также между верхними и нижними зубами образуется минимальное расстояние. Между твердым нёбом и языком возникает щель, боковые края языка смыкаются с верхними жевательными зубами, расширенный кончик языка приподнимается, не соприкасаясь с твердым нёбом. Для звука [ж] характерна такая же артикуляция, но язык поднят более высоко в направлении твердого нёба.
Искажению звуков [ш] и [ж] способствуют:
• глубокий прикус;
• прогнатия;
• язычный наклон зубов;
• ограниченная подвижность языка и губ.
Артикуляционную тренировку проводят с использованием вестибулярной пластинки с бусинкой. Ребенок должен удерживать губами пластинку, а логопед с ощутимым усилием вытягивать ее за кольцо, словно отнимая. Это способствует стимуляции круговой мышцы рта и коррекции язычного наклона зубов. На следующем этапе можно усложнить задачу, предложив ребенку одновременно катать бусинку языком по нёбу.
С целью коррекции глубокого прикуса и дистального положения нижней челюсти (прогнатии) стоматологи рекомендуют детям до 5 лет ночное ношение вестибулярной пластинки с козырьком, детям старше — трейнера.
Артикуляция при воспроизведении звуков [с], [з]
Эти звуки относятся к группе язычно-зубных. При их произношении верхние и нижние резцы сближаются примерно на 1—1,5 мм и располагаются или в одной фронтальной плоскости, или нижние резцы находятся чуть лингвальнее. Язык в средней своей части приподнимается и расширяется. Кончик языка упирается в нижние резцы, а боковые его края прилегают к нёбным поверхностям верхних боковых зубов. Посередине спинки языка образуется продольный V-образный желобок. Проходя по нему, струя воздуха образует выраженный свистящий звук. Произношение звука [з] отличается от артикуляционного уклада звука [с] незначительным поднятием спинки языка к твердому нёбу и вибрацией голосовых связок. Четкость и чистота произношения зависят от ширины речевого промежутка — щели между верхними и нижними резцами. Если щель сделать несколько шире, звук [с] получится менее отчетливым, со свистящим шумом.
Нарушение четкости произношения обусловлено:
— губно-зубным сигматизмом (нарушением правильного произношения свистящих звуков) — нижняя губа подтягивается к верхним резцам, «деформируя» речевой промежуток;
— межзубным сигматизмом — язык помещается между верхними и нижними резцами и вместо свистящего оттенка акустически формируется шепелявость;
— призубным сигматизмом — кончик языка, упираясь в верхние резцы, закрывает выход струи воздуха.
Нарушение произношения фонем наблюдается:
• при открытым прикусе;
• перекрестном прикусе;
• затрудненной подвижности языка (короткая уздечка);
• ротовом дыхании;
• глотании с упором языка в нижнюю челюсть.
При логопедической коррекции детям до 5 лет рекомендуется использование пластинки с заслонкой для языка во время ночного сна, а также активная тренировка с применением 2—3 раза в течение дня по 15 мин, пластинки с бусинкой, помогающей развивать двигательные мышцы языка.
Для автоматизации правильной позиции языка в помощь логопедам разработана новая модификация пластинки с бусинкой, располагаемой на альвеолах, за верхними резцами. Ее можно использовать как для активной дневной тренировки, так и для ночного пассивного ношения.
Детям старше 5 лет с целью коррекции открытого прикуса рекомендуется использовать трейнер, язычок которого способствует запоминанию правильного положения кончика языка при ночном глотании слюны.
Миофункциональные нарушения у детей наиболее эффективно корректируются при раннем выявлении и грамотном междисциплинарном взаимодействии логопеда и детского стоматолога. В большинстве случаев такой комплексный подход обеспечивает высокую стабильность результатов логопедической коррекции.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск