«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Методическое обеспечение ранней логопедической работы

23 мартa, 2006 Рубрика: Мастер-класс Филипович И.В.

Филипович И.В., канд. пед. наук, доцент Международного гуманитарно-экономического института, г. Минск

Что составляет методическое обеспечение работы логопеда с ребенком раннего возраста? Остановимся на той части, которую можно без преувеличения назвать индивидуальной, самодеятельной, творческой. Ее авторами являются родители маленьких неговорящих детей.
Решение сделать для развития ребенка все возможное рождается не сразу, а как результат целенаправленного и порой долгого взаимодействия с педагогом-дефектологом или логопедом. Мы не случайно указываем на фактор времени, поскольку существует типичное и весьма оптимистическое бытовое представление о преодолении речевых проблем у маленького ребенка, которые якобы можно легко устранить при помощи волшебного вмешательства специалиста. Большинство родителей всерьез полагают, что никто, кроме знающего, но абсолютно постороннего для малыша взрослого, в условиях 30-минутного, жестко регламентированного и достаточно стрессового взаимодействия не сумеет справиться с его речевыми недостатками.
Профессиональный опыт дает нам право утверждать обратное. Речевое недоразвитие любой степени тяжести у ребенка раннего возраста наиболее эффективно устраняется только с помощью любящих, внимательных, терпеливых и знающих родителей. Лишь постоянное, последовательное и адекватное способностям и потребностям ребенка вмешательство близкого взрослого гарантирует наилучший результат. С этой посылки обычно начинается предварительная беседа специалиста с родителями или значимыми взрослыми ребенка, имеющего трудности в речевом развитии.
Как удобное и наглядное средство контроля за динамикой развития ребенка нами использовался Дневник родительских наблюдений.
Недостатком выбранного подхода была возможная недобросовестность родителей, когда оценка развития ребенка становилась болезненной для них. Например, некоторые родители считали, что сведения об их ребенке каким-то образом влияют на отношение к нему специалиста, и пытались изобразить его более развитым, чем на самом деле. С другой стороны, были мнения о ненужно-
сти подробных сведений: «Ведь у малыша страдает только речь». Как только родители получали гарантии того, что оценка развития станет отправной точкой коррекционной работы, они начинали вести себя честно и добросовестно.
«Родительская диагностика» выполняла и дополнительную проективную функцию. Заполненные бланки или таблицы иногда предоставляли сведений больше, чем длительная беседа.
Цель наблюдения формулировалась специалистом в виде вводной задачи к занятию или упреждающей инструкции к его части: «Внимательно следите за тем, как ребенок реагирует на мои действия (интонацию, поощрение и пр.). Запоминайте, а лучше фиксируйте в дневнике эти приемы». Для упрощения такой работы и воспроизведения данных приемов в домашних условиях нами использовались заранее заготовленные бланки, которые помещались в родительский дневник и пополнялись по мере надобности. Применялись также схематические рисунки для некоторых развивающих и стимулирующих приемов, например массажа (когда он был показан).
Дневник родительских наблюдений
Инструкция к заполнению
Для начала к заполнению дневника предлагалась инструкция, которая в случаях различной мотивации родителей использовалась как в устном, так и письменном виде.
Для чего нужны
Ваши наблюдения?
То, что видит в Вашем ребенке специалист в момент приема, и то, что происходит с ребенком в любое другое время - представляет собой иногда очень разные картины. Для того чтобы картина развития ребенка была полнее, специалисту требуется информация. Чем она полнее, тем объективнее оценивается ситуация и тем точнее устанавливается направление для работы. Для этого и нужен Дневник родительских наблюдений.
Кроме Вас никто не сможет выполнить эту несложную работу.
Что указывать в дневнике?
 Выберите время в двух словах отметить то, что Вас удивило, обрадовало или расстроило в ребенке в этот день.
 Не ставьте непосильных задач перед собой - эти записи лишь зарубки для Вашей памяти.
 Придерживайтесь своих наблюдений - не обобщайте! Ребенок меняется каждую минуту. Фиксируйте изменения!
 Представляйте свои наблюдения, как описания - не стесняйтесь негативного.
 Будьте объективны: Ваше мнение лишь одно из многих.
 Сосредоточьтесь на том, что, а не почему происходит.
Кто и как должен вести дневник?
 Обычно эту ответственную функцию берет на себя тот, кто находится рядом с ребенком почти постоянно.
 Помните, что глазами того, кто ведет дневник, затем посмотрит на ребенка специалист.
 Дневник - это не мемуары, он может и должен быть кратким.
 «Дописать потом» - разрешается, и даже поощряется, так как запись будет сделана не сгоряча.
 Документ ли дневник? Да. Это Ваш отчет перед ребенком. Пусть он знает, что Вы сделали для него все, что могли.
Содержание дневника
1. «Что умеет мой малыш?» - оценка состояния развития ребенка родителями.
2. «Ступеньки развития» (диагностические таблицы возрастного развития) - отметки педагога и родителя (заполняется совместно).
3. Характеристика поведения ребенка на занятии.
4. Упражнения для развития органов артикуляции - отметки педагога (сколько раз сделать упражнение) и родителя (как ребенок его выполняет).
5. Упражнения для развития тонкой моторики рук - отметки педагога и родителя.
6. Приемы стимуляции, включающие гимнастику и массаж - обозначение приемов стимулирующего массажа с помощью рисунков и пиктограмм.
Практическое использование дневника
Ознакомив родителей с содержательной частью дневника, приступаем к практическому его использованию. На начальном этапе занятий родителю предлагается оценить речевое развитие ребенка самостоятельно, в домашних условиях, применяя ту же методику и карту-схему речевой диагностики, что и логопед (табл. 1, 2). Они составлены на основе возрастных показателей развития Мюнхенской функциональной диагностики1.
В конце установочного занятия логопед и родитель совместно заполняли табл. 3 характеристики поведения ребенка.
Также в дневнике по датам фиксировались отметки за выполнение упражнений для развития органов артикуляции и тонкой моторики рук. Для этого использовались специальные бланки (табл. 4, 5).
Стимулирующая гимнастика
и массаж
Остановимся на последней части дневниковых отметок - о проведении стимулирующей гимнастики и логопедического массажа. Мы не станем вступать в дискуссию по поводу пользы или вреда последнего вида воздействия. Специалисты знают, насколько индивидуальна реакция на него у малышей, как сложно достичь расположения ребенка и получить «допуск» на прикосновения, которые не всегда сопровождаются приятными ощущениями. Именно поэтому мы предлагаем выполнять подобный массаж тем, кому ребенок всецело доверяет, кому хочет доставить радость своим послушанием и терпением - родителям. Конечно, если они не проявляют должной активности и желания, не стоит настаивать на самостоятельном проведении массажа. Но, в любом случае, родители должны всегда находиться рядом.
Для тех, кто проявил интерес к этой процедуре, мы предлагаем собственные методические рекомендации (в данной версии без иллюстраций и подробнейших инструкций) с выборочными, наиболее полезными для стимуляции речеговорения приемами массажа.
Правила реализации
1. Все приемы стимуляции проводятся:
- при условии хорошего настроения у ребенка и взрослого;
- в игровой форме, весело и забавно;
- в сопровождении улыбок, поцелуев и различных звуков.
2. Все предлагаемые упражнения следует обязательно оречевлять: разговаривать с ребенком, рассказывать, как меняется его лицо, какой он сейчас смешной, большой, сердитый, надутый. Речь должна быть спокойной и интонированной, как если бы вы рассказывали сказку или увлекательную историю. Ваши слова не только тонизируют, успокаивают и настраивают малыша, но и расширяют его словарь.
3. Поощрите малыша любимым лакомством, питьем, игрушкой и пр.
4. Помните, что для ребенка - это непонятное и трудное занятие. Большинство упражнений он будет выполнять пассивно, т.е. неосознанно, механически, без активного участия.
5. Эффективными все перечисленные приемы станут лишь в том случае, если ребенок начнет вам помогать или повторять их непроизвольно или осознанно в подобной ситуации либо игровых действиях.
Пассивная стимуляция щек
Для проведения такого массажа всегда найдется хороший предлог - процедура умывания и ухода за кожей лица. Привлекательности ему добавят красивые, приятные на ощупь аксессуары (салфетка, полотенце, щеточка, массажные мячики, валики и пр.).
Все массажные движения выполняются при умывании теплой водой. Направления движений - от средней линии лица к ушам.
1. «Пальцевый дождик» - постукивание по поверхности щек кончиками пальцев.
2. Поглаживание разведенными пальцами.
3. Растирание подушечками пальцев.
4. Легкое пощипывание - выполняется большим и указательным пальцами.
5. Потряхивание - выполняется большим, указательным и средним пальцами.
6. Растирание мячиками tetra-kid (с мягкими массажными шипами).
Примечания
Приемы 1-2 более поверхност-
ные и потому приятны малышу.
Приемы 3-6 более глубокие, поэтому производить их следует осторожно, отслеживая реакцию ребенка.
Все глубокие приемы нужно чередовать с поверхностными.
Время стимуляции гимнастики щек - до 1 мин.
7. Массаж с применением карамельки «Чупа-чупс». Используются три конфетки разного диаметра: 1 - 25 мм, 2 - 18 мм, 3 - 10 мм.
Большую конфетку вводят за щеку. По щеке, натянутой на конфетку, производятся все перечисленные массажные приемы, кроме 4 и 6. Всеми конфетками по очереди растирают щеку изнутри.
Активная стимуляция щек
1. Надувание обеих щек одновременно: «Надуваем шарик». (Используйте тягу ребенка к подражанию, спровоцируйте его на «дразнилки», рассматривание зеркального отображения. Можно использовать и настоящий надувной шарик, чтобы заразить ребенка действием.)
2. Втягивание щек в ротовую полость: «Шарик сдулся. Нет шарика».
Примечание
Не следует повторять упражнения более 3 раз: у малыша может закружиться голова от избытка кислорода.
Пассивная стимуляция губ
Все упражнения для губ следует проделывать осторожно и обязательно в развлекательном, «клоунском» жанре. Для этого используют детский крем для лица, из которого делают «грим клоуна» - точечно распределяют его по зонам массажа и просто на лице ребенка, а далее он выполняет функцию смазки.
1. «Пальцевый дождик» - постукивание подушечками пальцев по губам.
2. «Клоунская улыбка» - растяжка губ с фиксацией в уголках рта.
3. «Кривые рожицы» - ассиметричные растягивания в разные стороны верхней и нижней губ.
4. «Дракоша» - удерживание оскала верхних и нижних зубов.
5. «Птичка» - верхние и нижние губы захватываются большими и указательными пальцами с образованием складки. Потягивание губ вправо и влево, кручение и потряхивание по часовой стрелке и против нее.
6. Растирание губ маленькими мячиками tetra-kid.
Примечание
Время стимуляции губ - до
3 мин.
Активная стимуляция губ
1. «Поцелуйчик» - вытягивание сомкнутых губ - возвращение в нормальное положение.
2. «Клоун» - вытягивание губ - растягивание губ в улыбку при раскрытых челюстях.
3. «Мартышка» - вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю губу).
4. «Никому не скажу!» - втягивание губ внутрь рта, с плотным прижиманием к зубам.
5. «Кусака» - прикусывание нижней губы верхними зубами.
6. «Капризка» - втягивание нижней губы под верхнюю.
7. «Слоненок» - вращательные движения губ, вытянутых хоботком (желательно с помощью взрослого, который помогает удержать хоботок).
8. Питье через трубочку или соломинку большого диаметра и выдувание через нее пузырей в воде.
9. Удерживание трубочки или соломинки губами (зубами).
Если бы не дневник, мне вряд ли удалось себя настроить на четкое выполнение всех заданий логопеда. Записи и отметки «отстраивают» не хуже чем выполнение школьных уроков. Не сделать-то можно, но перед ребенком стыдно…
Дневники родительских наблюдений имели различную форму: от больших рисовальных альбомов, в которые вклеивались распечатанные на принтере таблички, рисунки и пиктограммы, до простых самодельных блокнотиков. В них помещались различные рисунки, обводки ладошек и пальчиков, методички-самоделки и пр., что персонифицировало, делало сугубо индивидуальной достаточно универсальную коррекционную работу с ребенком раннего возраста, в которой центральное место занимает активный и ответственный родитель.
На заключительном занятии родителям не раз предлагалось оставить заполненный и уже отслуживший свое дневник как экспонат методического назначения. Но стоит с радостью заметить, что все родители как один не пожелали расстаться с этим потрепанным свидетелем успехов и поражений в развитии ребенка. Семейный архив сохранит его как драгоценную реликвию, рукотворный артефакт периода преодоления трудностей в речевом развитии.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск