Водолацкий М.П.,д-р мед. наук, профессор, заслуженный врач РФ, член-корреспондент РЭА, зав. кафедрой челюстно-лицевой хирургии СГМА; Бабанина Б.Г., канд. мед. наук, доцент кафедры челюстно-лицевой хирургии СГМА; Водолацкий В.М., канд мед. наук, ассистент кафедры челюстно-лицевой хирургии СГМА; Соломатина Г.Н., канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой логопедии СГПИ, г.Ставрополь
Сложность медико-педагогической реабилитации детей с врожденной расщелиной верхней губы и нёба обусловлена участием в их лечении различных специалистов: челюстно-лицевого хирурга, ортопеда, стоматолога, ортодонта, педиатра, оториноларинголога, офтальмолога, психоневролога, генетика, методиста по лечебной гимнастике и логопеда.
Подобная работа должна координироваться в специальном центре. Лучше, если он будет иметь статус краевого, областного, меж-
областного или республиканского лечебного учреждения. При Ставропольской медицинской академии с 1963 г. функционирует меж-
областной центр, где оказывается помощь детям с врожденной патологией челюстно-лицевой области не только из Ставропольского края, но и прилежащих Северо-Кавказских республик: Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Ингушетии, Карачаево-Черкессии, Северной Осетии, Чечни.
Несмотря на значительные успехи в лечении таких детей, существует ряд проблем, требующих детального изучения и доработки. В первую очередь это относится к полноценной логопедической реабилитации.
Выраженные анатомические нарушения артикуляционного аппарата, вызывающие заметные отклонения в речевом развитии, наблюдаются у детей с врожденной расщелиной лица. Порок развития челюстно-лицевой области в виде щелинного дефекта, определяемый как расщелина, несращение или незаращение, имеет горизонтальное (рис. 1), косое (рис. 2) и вертикальное (рис. 3) направления.
В клинической практике преобладают вертикальные расщелины средней зоны лица в области верхней губы и нёба. Их распространенность составляет 1:600 новорожденных. Вертикальные расщелины верхней губы и нёба имеют характер одно- или двустороннего поражения (рис. 4, 5).
Выход расщелины верхней губы на твердое и мягкое нёбо приводит к формированию сквозного (одно- или двустороннего) дефекта, разделяющего ткани верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба (рис. 6, 7).
У рассматриваемой группы детей от рождения расстроены функции сосания, глотания, жевания, внешнего дыхания, речевой артикуляции. Попадание пищи из полости рта в нос и носоглотку приводит к развитию хронического ринита, евстахиита, отита, и как следствие - к снижению слуха. Отрицательное влияние на психоэмоциональную сферу ребенка оказывает осознание собственного дефекта и появление с возрастом чувства собственной неполноценности.
Лечение детей с врожденным пороком развития лица
Устранить сложный комплекс анатомо-функциональных нарушений у данных детей можно только путем комплексного и многоэтапного лечения. Очень важно, чтобы оно было ранним, выполнялось по конкретной программе и в определенные сроки: каждый этап должен логически продолжать предыдущий.
В качестве примера можно привести программу Ставропольского межобластного центра, направленную на устранение анатомических и функциональных нарушений у ребенка к 13-15 годам (см. таблицу).
Таким образом, основу врачебной комплексной помощи составляет восстановительное хирургическое и ортодонтическое лечение, обеспечивающее полное устране ние дефектов зубочелюстной системы у ребенка в раннем возрасте.
Логопедическая реабилитация
Логопедическая реабилитация детей с врожденными аномалиями артикуляционного аппарата осуществляется в процессе коррекционной работы. Ее основными задачами являются:
- диагностика отклонений в речевом развитии;
- коррекция речевых нарушений;
- предупреждение данных отклонений.
Диагностика
Диагностика отклонений в речевом развитии проводится для получения целостной картины развития ребенка, выделения первичного дефекта (а также степени его влияния на возникновение других речевых расстройств) и вторичных нарушений.
Данную работу, которая начинается с обследования по специальной схеме, осуществляет логопед. Обследование включает в себя изучение следующих показателей:
- функций органов артикуляции;
- фонетической стороны речи;
- состояния фонематического слуха;
- лексического развития и грамматического строя речи;
- связной речи.
При обследовании функций органов артикуляции обращается внимание на подвижность мягкого нёба, состояние нёбно-глоточного рефлекса, подвижность и активность губ, языка, нижней челюсти, отмечается характер выполнения движений (их сила и объем, переключаемость с одной артикуляционной позы на другую, умение удержать позу, истощаемость, наличие синкенезий).
При исследовании фонетиче-
ской стороны речи изучается состояние звукопроизношения и слоговой структуры слова.
Обследование звукопроизношения осуществляется путем называния звука изолированно и в составе слова (в его начале, середине, конце и в стечениях согласных). При отборе слов необходимо учитывать их доступность пониманию детей, позицию звука в них, качество составляющих стечения звуков, включающих звуки разного способа и места образования.
Все слова, которые произносит ребенок, желательно записывать на магнитофон, что позволяет многократно прослушивать речевые образцы. Данные произношения необходимо фиксировать в протокольных записях и заносить в звуковую карту (рис. 8). Каждая ее клетка разделена на две части, в одной из которых отражены взрывные, фрикативные, аффрикаты и сонорные звуки. В другой части отмечается дефектное произношение. Звуки, не свойственные фонетической системе русского языка, в звуковой карте выделены пунктирной линией. Для буквенного изображения звуков мы рекомендуем использовать международный фонетический алфавит, принятый Международной фонетической ассоциацией (МФА) в 1993 г. Он позволяет не только детально описывать дефектное произношение детей, но и представлять результаты исследовательской деятельности на международном уровне1.
Звуковую карту можно использовать и в коррекционной работе, выделяя цветным маркером поставленные звуки. Количество заштрихованных клеток будет отражать динамику коррекции произношения.
Исследование слоговой структуры слова начинается с изучения навыка воспроизведения ритмических структур различной сложности, которое проводится для выявления состояния неречевого чувства ритма (А.К. Маркова). Ребенку предлагается отстучать заданный ритмический рисунок, количество слогов в разных словах, указать, какой из предъявленных картинок этот рисунок соответствует.
Обследование слоговой структуры слова включает определение количества, последовательности и качества составляющих звуков и слогов в слове. Материалом исследования служат предметные картинки с различным количеством и типами слогов (13 классов по А.К. Марковой), карточки для чтения слов и предложений. Дошкольникам предлагается самостоятельно называть картинки и отраженно проговаривать слова и предложения. Школьникам предлагается чтение слов различной слоговой сложности и предложений, отраженное проговаривание речевого материала.
Обследование состояния фонематического слуха проводится на материале слов, слогов, фонем. Детям предлагаются для называния предметные картинки или слова, близкие по звуковому составу, одинаковые по длине и ритмическому рисунку, с оппозиционными фонемами (слова-паронимы), со звуками, близкими по месту и способу образования. Дети повторяют ряды слогов, состоящих из звуков оппозиционных и близких по акустическим признакам.
Обследование лексического развития позволяет получить представление об объеме словарного запаса и его качественных особенностях (понимание и упо-
требление в активном словаре знаменательных частей речи). Логопед должен определить объем активного и пассивного словаря ребенка, уточнить понимание им значений слов, выявить умение употреблять в активной речи слова, обозначающие названия предметов и их частей, действий, признаков.
В результате обследования грамматического строя речи логопед должен выявить понимание и правильность употребления в самостоятельной речи следующих грамматических категорий: число существительных и глаголов; употребление падежных окончаний в единственном и множественном числе; согласование прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже; употребление простых и сложных предлогов; упо-
требление простых и сложных предложений.
При обследовании связной речи выявляется умение ребенка последовательно и логично излагать свои мысли, рассказывать о событиях и окружающих предметах, пересказывать услышанное. Определение разборчивости речи необходимо для установления качества ее произносительной стороны. В дальнейшем этот показатель будет отражать динамику развития последней.
Коррекция речевых нарушений
Коррекция нарушений речевого развития проводится в процессе логопедической работы дифференцированно с учетом типологии дефектов звукопроизношения, состояния общего речевого развития, возраста, индивидуальных особенностей ребенка1.
Для каждого ребенка составляется план такой работы, включающий развитие орального праксиса, речевого дыхания, фонематического восприятия и правильного произношения.
Развитие орального праксиса направлено на формирование ритмической организации речи, артикуляционной моторики и кинетической организации речи. Специальные упражнения приучают ребенка чувствовать и контролировать двигательные акты органов артикуляции.
Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют формированию диафрагмально-реберного типа дыхания, ротового выдоха, его длительности и переключаемости, дифференциации ротового и носового выдохов.
Развитие фонематического восприятия проводится в двух направлениях: различение звуков на невербальном и вербальном материале и овладение навыками элементарного звукового анализа. В результате ребенок может контролировать произношение собственное и окружающих.
Коррекция произношения представлена традиционным алгоритмом: постановка звуков - автоматизация - дифференциация - введение звуков в самостоятельную речь. Последовательность постановки звуков и подбор речевого материала определяется индивидуально для каждого ребенка, учитывая вариант нарушения звукопроизношения.
Предупреждение речевых
нарушений
Работа по предупреждению речевых нарушений у детей с врожденными расщелинами нёба основывается на закономерностях нормального хода развития. Она начинается в довербальный период как наиболее важный этап для становления речи. В это время у ребенка происходит установление эмоционально-положительного общения со взрослыми, развитие ощущения, внимания, восприятия (зрительного, слухового, тактильного), на базе которых у ребенка появляются первые речевые реакции. В этот период необходимо стимулировать развитие:
- артикуляционного аппарата;
- дыхательной системы;
- эмоционально-положительного общения;
- предречевых вокализаций;
- слухового восприятия.
Для стимуляции развития артикуляционного аппарата нами разработан комплекс упражнений, проводимый взрослым с первых дней жизни ребенка1.
Специально подобранные задания постепенно усложняются в зависимости от возраста ребенка.
Стимуляция развития дыхательной системы начинается тогда же, поскольку именно в первые месяцы жизни интенсивно развиваются легкие, дыхательный аппарат и голосовые складки. Дыхательные упражнения способствуют увеличению объема, силы и глубины дыхательных движений, укреплению дыхательной мускулатуры.
Для стимуляции эмоционально-положительного общения целесообразно проводить различные игры с использованием народных песенок, потешек, коротких стиш ков, которые способствуют развитию звукового взаимодействия ребенка и взрослого. Полезны такие игры, как «Ку-ку», «Солнечные зайчики», «Мыльные пузыри», «Шляпа» и т.д.
Стимуляция развития предречевых вокализаций связана со всеми направлениями работы. Взрослый повторяет вслед за ребенком его вокальную продукцию, напевает песенки без слов, пропевает гласные звуки, сочетания звуков, а на стадии лепета слоговые ряды и простые слова: Ма-ма-ма-ма, мамочка! Па-па-па-па, папочка! Ба-ба-ба-ба, бабушка! Му-му-му-му, мурочка! Ки-ки-ки-ки, кисонька! И т.д.
В период появления первых слов одним из приемов работы становится выполнение поручений, что способствует развитию понимания обращенной и активизации активной речи. Одновременно с решением задач речевого характера выполнение поручений направлено и на развитие ориентировки в окружающем мире, поскольку ребенок должен знать названия предметов, их отличительные признаки, месторасположение в пространстве.
Практический опыт работы за 15 лет и собранные катамнестические сведения показывают, что у детей с открытой ринолалией возможна полная нормализация нарушенных функций, восстанавливается коммуникативная функция речи при использовании комплексного подхода к решению данной проблемы. В дальнейшем дети успешно получают среднее, среднее-специальное и высшее образование.