Лапшина Е.В., учитель-логопед специальной (коррекционной) школы VIII вида, г. Челябинск
Нарушения умственного развития детей могут быть сглажены, компенсированы при осуществлении системы коррекционно-воспитательных занятий. Одним из условий коррекции является логопедическая работа, которая способствует развитию не только мыслительно-речевой деятельности, но и личности аномального ребенка. В результате занятий наблюдается повышение речевой и коммуникабельной активности детей-логопатов.
Одной из эффективных форм подведения итогов прошедших логопедических занятий является детский КВН. Используемый при этом речевой материал зависит от состава команд учащихся, их возраста, глубины проявления у них речевого дефекта.
Участниками логопедического КВН могут быть учащиеся 2-5-го классов, посещающих занятия логопеда, и некоторые учащиеся 1-го класса.
В специальной коррекционной школе VIII вида КВН проводится для привития интереса к изучению русского языка и логопедическим занятиям, закрепления навыков звуковой автоматизации, воспитания товарищества и коллективизма через умение играть в команде.
Логопедический праздник
в форме КВН
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Прививать интерес к логопедическим занятиям.
• Развивать навыки выразительного чтения.
• Развивать фонематический слух.
• Совершенствовать навыки постановки ударения, отрабатывать правильное литературное произношение.
• Воспитывать коллективизм.
ОБОРУДОВАНИЕ
Атрибуты к сценкам. Вода. Стакан. Игла. Украшенная доска. Магнитофон. Кассета.
* * *
Организационный момент
Логопед. Дорогие дети, гости, уважаемое жюри и учителя, начинаем логопедический праздник.
Сегодня ребята будут соревноваться в двух командах на лучшее знание скороговорок, загадок, на составление слов. Вы услышите веселые частушки и увидите две сценки.
Вас, ребята, очень много, поэтому прошу вас быть организованными, не кричать и не шуметь. Вести себя тихо. Итак, начинаем.
Конкурсная программа
1 конкурс.
Представление команд
2 конкурс. Фонетические загадки
Илья Муромец или Алеша Попович. Кто из них грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать?
В имени богатырей гласных звуков больше, чем согласных.
Ученик читает стихотворение.
Гимн звукам
родного языка
Гласные тянутся в песне
звонкой,
Могут заплакать
и закричать,
Могут в кроватке баюкать
ребенка,
Но не желают свистеть и
ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать,
скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
С. Маршак
3 конкурс.
Конкурс скороговорок
Музыкальная пауза – частушки в исполнении учащихся
Мы, ребята-малыши,
Вам частушки пропоем.
Мы в своей любимой
школе
Замечательно живем.
Раньше мамы нам читали
Про зайчат и про лису,
А теперь читаем сами
Про любовь и про луну.
Все науки одолеем,
Все у нас получится,
Потому что наши мамы
С нами тоже учатся.
Мы за лето отдохнем,
Сил поднаберемся,
А в начале сентября
Снова соберемся.
Мы частушки вам
пропели -
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
4 конкурс. Конкурс капитанов
За 1 мин придумать как можно больше слов, используя буквы слова «транспорт». Побеждает тот, кто назовет по-следнее слово (спорт, сорт, рот, нос, сор, спор, трос, сорт, порт, тост, пост, наст, ар, тон, нота, тропа).
5 конкурс. Фонетические головоломки
На предлагаемую загадку есть две отгадки: одинаковые слова с разным ударением и значением.
6 конкурс.
«Слова-паронимы»
7 конкурс. «Будь внимательным»
В слова нужно вставить пропущенные буквы.
Инсценировки учащихся 3 и 4-го классов
Русские народные сказки «Рифмы», «Как Иван-дурак дверь стерег».
Подведение итога праздника
Подведение итога жюри, награждение команды победителей, поощрение участников подарками.
Логопедический праздник
«Путешествие
в страну логопедии»
ЦЕЛИ
• Прививать интерес к логопедическим занятиям.
• Развивать навыки выразительного чтения учащихся-логопатов, связную речь, словарный запас.
• Воспитывать умение слушать товарища, вести себя культурно на празднике.
• Поощрять речевую активность детей-логопатов.
ОБОРУДОВАНИЕ
Пластинка «Бременские музыканты». Проигрыватель. Картинки островов, корабля, инструментов. Костюм королевы логопедии. Короны – знаки препинания. Герои сказки «Колобок». Ширма. Призы участникам.
* * *
Звучит песня из мультфильма «Бременские музыканты».
Логопед. Дети, из какого мультфильма прозвучала песня?
Дети. «Бременские музыканты».
Логопед. Что делали герои песни?
Дети. Путешествовали, бродили, давали концерты, веселили людей.
Логопед. А кем они были?
Дети. Артистами, музыкантами.
Логопед. А вы хотите отправиться в путешествие?
Дети. Да.
Логопед. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну логопедии.
А вот на чем мы сможем путешествовать, я не знаю. Пофантазируйте, на чем можно путешествовать?
Дети. На машине, на поезде, на самолете…
Логопед. Мы поплывем с вами на пароходе. Пароход гудит «ы-ы-ы» и мы отчаливаем от берега. Каким у вас должно быть настроение во время пути?
Дети. Веселым, радостным, счастливым, жизнерадостным, замечательным, прекрасным.
Логопед. Давайте споем песню «От улыбки хмурый день светлей».
Дети исполняют.
Перед нами остров Рифмы. Здесь жители не договаривают конец предложений, но они говорят так складно, что можно подобрать рифму.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом
Очень дружные
сестрички -
Золотистые … (лисички).
Я в красной шапочке
расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту
Зовусь я … (подосиновик).
На бахче у нас растет,
Как разрежешь – сок
течет.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется … (арбуз).
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы.)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождей я не
размокла.
Крупна, кругла, сладка на
вкус,
Узнали вы меня? Я …
(свекла).
Ла-ла-ла – муха денежку … (нашла).
Ло-ло-ло – в лодку бросили … (весло).
Лу-лу-лу – стоит сумка на … (полу).
Лы-лы-лы – наши деточки … (малы).
Логопед. Молодцы! Поплыли дальше. Пароход гудит «ы-ы-ы». И вот приплыли на остров Забытые инструменты. Какие инструменты вы знаете?
Дети называют инструменты. На доске выставляются картинки.
Скороговорки
Лесорубы лес рубили топором, топором.
Лес в дровишки превратили топором, топором.
До поры остры топоры.
Топоры остры до поры.
А что делают другими инструментами (ножницами, топором, лопатой, иглой, пилой, молотком)?
Дети отвечают.
Логопед. Молодцы! Поплыли дальше. Пароход гудит «ы-ы-ы». Приплыли на остров Знаки препинания.
Дети инсценируют стихотворение С. Маршака «Знаки препинания».
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал чудак -
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
- Ура! Долой!
Караул! Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задает он всем вопросы:
- Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились запятые,
Девицы занятые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие
И прочие, и прочие, и
прочие…
Заявили запятые:
- Мы особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
- Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой.
Отозвалась с той же строчки
Тетя точка с запятой.
Двоеточие, мигая,
закричало:
- Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
- Нет, – сказало
многоточие,
Еле глазками ворочая,
- Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие.
Вопросительный знак удивился:
- То есть как?
Восклицательный знак возмутился:
- То есть как!
- Так, – сказала точка,
Точка-одноточка.
- Мной кончается рассказ, значит я важнее вас.
Логопед. Молодцы! Но нам нужно торопиться на следующий остров. Пароход гудит «ы-ы-ы».
Мы приплыли на остров Кроссворды. Ребята, вам нужно назвать слово по его толкованию.
• Надпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает, кому и куда посылают письмо, посылку, телеграмму. (Адрес.)
• Место, где приготавливают и продают лекарства. (Аптека.)
• Сильная метель, снежная буря. (Вьюга.)
• Часть суток от конца дня до начала ночи. (Вечер.)
• Загородный дом для летнего отдыха. (Дача.)
• Детеныш овцы. (Ягненок.)
• Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье.)
• Помещение для стоянки автомобиля. (Гараж.)
• Лиственное дерево с белой корой. (Береза.)
• Ломтик хлеба с колбасой, маслом и т.д. (Бутерброд.)
Логопед. Молодцы! Мы отгадали кроссворд и плывем дальше. Пароход гудит «ы-ы-ы».
И вот перед нами остров Словечки-колечки.
Учащиеся инсценируют стихотворение Ю. Тувима «Артисты» (мальчик Ежи, апельсин, колечко, сосна).
Грустный, сонный,
невеселый
Ежи наш пришел из
школы,
Сел к столу, разок зевнул
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка:
«Апельсин», «сосна»,
«колечко».
Подошли они все трое,
И сказали: – Что такое?
Что ты Ежи сделал с
нами?
Мы пожалуемся маме.
Я, – воскликнул
«апельсин», -
Никакой не «опельсин!»
Я, – расплакалось
«колечко»,
Никакая не «калечка».
Я, – разгневалась «сосна»,
Я до слез возмущена!
Можно только лишь со сна
Написать, что я «сасна».
Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Ежи, Ежи! Брось лениться,
Так учиться не годится!
Невозможно без внимания
Получить образование!
Будет поздно! Так и знай!
Станет неучем лентяй!
Если ты еще хоть раз
Искалечишь, мальчик,
нас -
Мы с тобой поступим
круто.
Нашей честью дорожа,
Имя Ежи в полминуты
Переделаем в Ежа!
Будешь ты ежом колючим,
Вот как мы тебя проучим!
Ежи вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся,
Подавил зевоту,
Взялся за работу.
Логопед. Спасибо, ребята, за представление. Поплыли дальше, пароход гудит «ы-ы-ы» и подходит к острову Сказки. Здесь живут разные герои. Какие сказки вы знаете?
Дети. Народные, автор-ские.
Логопед. Какие сказки из народных вы любите?
Дети отвечают, выполняя инсценировку сказки «Колобок».
Спасибо. Теперь поплывем обратно. Пароход гудит «ы-ы-ы».
Участникам путешествия вручаются призы.