Каморина Е.А., учитель-логопед ДОУ № 2312 «Оазис», Москва
Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: рече-двигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. Перевод фонем в графемы осуществляется с учетом пространственного расположения графических знаков. Зрительный образ буквы воспроизводится с помощью движений руки под кинетическим контролем (костно-мышечные ощущения). У некоторых младших школьников кинетическая и динамическая стороны двигательного акта не сформированы.
Такие учащиеся смешивают буквы, у которых начертание первого элемента требует тождественных движений. Они либо неправильно передают количество однородных элементов (л – м, п – т, и – ш), либо выбирают последующий элемент (у – и, л – я, Г – Р, б – д). Подобные ошибки называют смешением букв по кинетическому сходству. Однако говорить об их наличии у конкретного ученика можно лишь в том случае, если такие ошибки встречаются постоянно и имеют тенденцию к росту. Можно назвать ряд основных причин, вызывающих у детей данное нарушение:
- различные нарушения зрения;
- моторная расторможенность, либо заторможенность;
- несформированность латералиты и протранственной ориентировки.
Следует еще отметить, что у таких детей отмечается соматическая ослабленность: в дошкольном, младшем школьном возрасте они переносят массу заболеваний, включая инфекционные.
Подробнее остановимся на одном из самых важных пунктов обследования. Это состояние двигательных функций руки:
- учащиеся напряженно выполняют пересчет пальцев на одной и обеих руках, пропускают пальцы;
- неправильно отстукивают ритм по данному образцу;
- клавиатурные движения делают плохо;
- в пробе «кулак – кольцо» показывают неловкие, хаотичные движения;
- в пробе «кулак – ребро – ладонь» не соблюдают порядок движений.
Таким образом, выраженные кинетические и динанамические нарушения двигательной функции руки можно назвать главной причиной появления при письме специфических ошибок на смешение букв по кинетическому сходству.
Основная цель логопедической работы с данными детьми – научить их четкой дифференциации букв. На первых занятиях необходимо развивать пространственные ориентировки, уточнять оптико-пространственные различия. Это осуществляется при работе с конструктором, мозаикой, геометрическими фигурами, предметными картинками. Ученики определяют последовательность предметов, фигур, изображений, складывают детали мозаики, которые отличаются только одним элементом (например, чайники с крышечкой и без нее). На физкультминутках и организационных моментах обязательно даются задания на определение схем собственного тела и человека, стоящего напротив, правого и левого направлений. Затем дети учатся конструировать и реконструировать буквы с помощью счетных палочек, картонных элементов и спичек без головки. Подобные упражнения также способствуют развитию мелкой моторики, улучшению кинетической и динамической организаций движений.
• Сложить из данных элементов буквы: О, А, П, Т, Б.
• Выбрать элементы, необходимые для складывания букв.
При дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство, необходимо соблюдать определенную последовательность операций:
- выделение звука из слова;
- соотнесение звука с графемой;
- контроль правильности выбора элементов буквы;
- дифференциация букв в слогах, словах, предложениях, связанных текстах.
При работе со сходными буквами ученики находят их главное отличие: либо элемент в одной из них удваивается, а в другой нет (л – м), либо различаются вторые элементы (б – д). Затем дети обводят буквы цветными карандашами на индивидуальных карточках. Далее идет чтение слоговых таблиц, выполненных рукописным шрифтом. Потом ученики упражняются в записи чередующихся элементов букв (разрешается негромкое проговаривание), используя сначала цветные стержни, в дальнейшем – только синий. Затем буквы записываются под диктовку цветными ручками. Ошибки проверяются чтением.
Следующий этап работы – диктант серии слогов, которые ученики проговаривают вслух и записывают. Только при полном отсутствии ошибок в этом упражнении можно переходить к дифференциации на материале слов. Ученики пишут графические диктанты. На доске устанавливается ряд предметных картинок со словами, имеющими буквы с кинетическим сходством. Ученики называют картинки и выделяют искомые звуки, затем самостоятельно выполняют графическую запись в тетрадях, но пишут не слово полностью, а только нужную букву.
Торт, паук – т__т, п__к.
Ошибки проверяются с помощью коллективного чтения вслух. После этого можно переходить к обычным словарным диктантам. Сначала лучше использовать цветные стержни и записывать слова в два столбика по наличию смешиваемых букв. Очень полезно чтение и списывание слов с пропущенными буквами. Когда будут устранены ошибки на смешение букв по кинетическому сходству в словах, следует приступать к дифференциации в предложениях и связаных текстах. Проводятся графические диктанты.
Ходит Люба возле дуба. – д б
д б .
Ученики читают и списывают предложения и тексты с пропущенными буквами по индивидуальным карточкам. Проводятся также слуховые и зрительные диктанты. Обычно такая работа по дифференциации одной пары смешиваемых букв проводятся на 3-5-ти занятиях (в зависимости от результатов). В качестве иллюстрации приведем конспекты подобных занятий на школьном логопедическом пукте.
Конспекты занятий
для 2-го класса
Дифференциация букв п – т
Занятие 1
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Различение букв п и т в слогах.
• Тренировка пространственной ориентировки.
• Формирование зрительной памяти.
• Развитие ручной моторики.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Предметые картинки на звуки [п] и [т].
2. Индивидуальные зеркала.
3. Мозаика.
4. Картонные буквы п и т.
5. Слоговая таблица на дифференциацию п и т, выполненная рукописным шрифтом.
6. Цветные ручки.
* * *
Организационный момент
Ученики стоят возле своих стульев.
Логопед. Сядет тот, кто покажет правой рукой левый глаз, правое ухо, левую бровь, левый локоть.
Ученики выполняют задание.
Основная часть
• Зрительный диктант.
Диктант проводится на материале предметных картинок. Логопед раскладывает на доске изображения (не более четырех) на звуки [п] и [т]: плот, торт, поезд, туфли. Ученики перечисляют их несколько раз, запоминая по-следовательность. Затем логопед закрывает образец. Ученики выкладывают данный ряд по памяти из индивидуального материала. Логопед открывает образец, и ученики проверяют правильность выполнения задания.
• Выделение звуков [п] и [т] из слов.
Используются предметные картинки из предыдущего задания.
• Сравнение звуков [п] и [т].
Ученики поочередно произносят звуки [п] и [т], глядя в индивидуальные зеркала. Отмечаются сходства звуков (глухие, взрывные, мгновенные, согласные) и различия в месте преграды ([п] – губы, [т] – десны).
• Соотнесение звуков [п] и [т] с буквами.
Логопед предлагает ученикам выложить из мозаики печатную букву П. Затем выложить рядом письменную букву п и произнести звук [п]. Аналогичная работа проводится с буквой т.
• Сравнение букв п и т.
Ученикам раздаются картонные буквы п и т (выполненные рукописным шрифтом). Дети должны самостоятельно отметить сходства и различия в их написании. Логопед проводит опрос учеников. После прослушивания всех ответов делается вывод: общее у букв п и т – одинаковые элементы; различие состоит в том, что у буквы п – один элемент, а у т – два.
• Физкультминутка.
Логопед показывает букву п – дети поднимают руки вверх, букву т – приседают.
• Чтение слоговой таблицы.
Таблица выполнена рукописным шрифтом.
- Запись букв п и т.
Ученики пишут буквы разноцветными ручками под диктовку. Проверка задания – чтением вслух.
Итог занятия
Еще раз уточняются различия в написании букв п и т. Оценивается работа каждого ученика.
Занятие 2
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Различение букв п и т в слогах и словах.
• Развитие временных и пространственных представлений.
• Улучшение ручной моторики.
• Формирование слухоречевой и зрительной памяти.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Мелкие пуговицы или бусинки.
2. Картонные буквы п и т.
3. Предметные картинки на звуки [п] и [т].
4. Цветные ручки.
5. Карточки с индивидуальным заданием.
* * *
Организационный момент
Логопед просит учеников назвать те дни недели, в которых есть звуки [п] и [т].
Основная часть
• Выкладывание букв п и т.
Ученики выкладывают буквы из бусинок или пуговиц на партах.
• Работа с картонными буквами п и т.
Логопед диктует слоги, ученики показывают картонную букву п, если услышат звук [п], и букву т – если [т].
Па, та, по, ту, ты, пе, те, тю, пю и т.д.
• Запись слогов под диктовку.
Ученики записывают слоги в 2 столбика: в первый – с буквой п, во второй – с т. Затем проходит коллективная проверка чтением.
• Диктант серии слогов.
Логопед диктует серию слогов (например, па – та – та). Ученики хором проговаривают их, затем записывают в тетради. После записи всех серий проходит коллективная проверка.
• Физкультминутка.
Логопед пишет на доске слог с буквой п – ученики хлопают в ладоши, с буквой т – подпрыгивают.
• Работа с картонными буквами п и т.
Логопед раскладывает ряд предметных картинок на звуки [п] и [т]. Если в слове, обозначающем предмет, изображенный на картинке, есть звук [п], ученики показывают эту картонную букву. То же – с буквой т.
• Графический диктант.
На доске помещаются те же предметные картинки, что и в предыдущем задании (до 12 шт.). Затем логопед закрывает картинки, и ученики графически записывают слова в тетрадях по памяти, т.е. указывают только буквы п или т. Далее ряд открывается, и ученики проверяют свою запись.
Торт, плот, тапки, туфли, танк, пол, такси, перчатки, пенал, парта.
Т т, п т, т п , т , т , п , т , п т ,
п , п т .
• Запись слов под диктовку.
Ученики записывают слова в два столбца (по наличию букв п или т).
Поле, пушка, танк, парк, карта, лапа, утка, почки, ветер, капли, тачка.
• Задание на индивидуальных карточках.
Логопед предлагает ученикам прочитать слова и списать их, вставляя пропущенные буквы п или т. Букву п написать синей ручкой, т – зеленой. Затем задание проверяется чтением вслух.
Итог занятия
Дается оценка работы каждого ученика.
Занятие 3
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Различение букв п и т в предложениях и связанных текстах.
• Формирование временных и пространственных представлений.
• Развитие ручной моторики.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Мозаика или мелкие пуговицы.
2. Предметные картинки на звуки [п] и [т].
3. Сюжетные картинки на звуки [п] и [т].
4. Цветные ручки.
5. Карточки с индивидуальным заданием.
* * *
Организационный момент
Логопед просит учеников вспомнить и назвать месяцы года, в названиях которых есть звуки [п] и [т].
Основная часть
• Выкладывание букв п и т.
Логопед просит учеников выложить из мозаики или пуговиц цепочку букв: п, т, т, п.
• Составление предложений по предметным картинкам.
На доске выставлены предметные картинки на звуки [п] и [т]. Ученики должны придумать предложение с каждым словом. Лучшие два предложения дети записывают в тетрадях, подчеркивая буквы п и т цветными ручками.
• Составление предложений по сюжетным картинкам.
Ученики составляют предложения по сюжетным картинкам и выделяют слова, в которых есть звуки [п] и [т].
Мальчик кладет пенал в портфель.
На столе лежит торт.
Балерина танцует.
Мальчик берет куртку.
Девочка вытирает пыль.
Девочка моет пол.
• Графический диктант.
Ученики записывают предложения графически. Логопед проверяет выполнение задания у каждого ученика.
Мальчик кладет пенал в портфель. – т п п т .
• Физкультминутка.
Логопед пишет в воздухе букву п – ученики поднимают руки вверх, т – приседают.
• Задание на индивидуальных карточках.
Ученики списывают текст, вставляя пропущенные буквы п или т. Логопед проверяет выполнение задания у каждого ученика.
Красо..а! Красо..а!
Мы везем с собой ко..а,
Чижика, собаку,
Пе..ьку забияку,
Обезьяну, ..о..угая -
Во.. ком..ания какая!
С. Михалков
Итог занятия
Ученики сами еще раз говорят об отличиях букв п и т.
Занятие 4
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Различение букв п и т в предложениях и связных текстах.
• Формирование временных и пространственных ориентировок.
• Развитие ручной моторики.
• Совершенствование связной речи.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Толстые нитки.
2. Предметные картинки на звуки [п] и [т].
3. Карточки для индивидуальной работы.
4. Цветные ручки.
* * *
Организационный момент
Логопед просит каждого ученика определить место соседа, сидящего рядом (справа или слева от него).
Основная часть
• Выкладывание букв п и т из ниток.
Перед каждым учеником на парте лежат кусочки ниток. На доске логопед раскладывает предметные картинки на звуки [п] и [т]. Дети вы-кладывают из ниток букву п, если в слове есть звук [п], и т – если [т]. Логопед проверяет выполненные задания.
• Работа с деформированными предложениями.
На доске написаны дефформированные предложения. Ученики должны вставить в разрозненные слова пропущенные буквы п и т, составить предложения и записать их в тетради. Задание проверяется коллективно. Каждый ученик читает составленные предложения вслух. Логопед и другие ученики исправляют ошибки.
Наташи, у, ..е..лые ..а..ки. (У Наташи теплые тапки.)
..одме..ае.., ..аня, ..ол. (Таня подметает пол.)
Ка..ок, иду.., на, де..и. (Дети идут на каток.)
Ку..ил, ..а..а, ..ор.. (Папа купил торт.)
• Слуховой диктант.
Поля и Таня чисто моют пол. Толя и Паша пели песни. Тоня купила туфли. По небу плывут тучи. Бочка по морю плывет.
• Физкультминутка.
Логопед показывает картонную букву п – ученики поднимают руки в стороны, т – руки вверх.
• Задание на индивидуальных карточках.
Ученики должны списать текст, вставляя пропущенные буквы п или т.
Ко..я..а
Вы ..ослушай..е, ребя..а,
Я хочу вам рассказа..ь.
Родились у нас ко..я..я,
Их по сче..у – ровно пя..ь.
С. Михалков
Итог занятия
Логопед еще раз уточняет с учениками отличия букв п и т. Оценивается работа каждого ученика.