Коростова Елена Геннадьевна,
Студент первого курса,
Клиническая логопедия
Рождаемость детей с нарушениями ЦНС (соответственно с дизартриями) сегодня имеет устойчивую тенденцию к увеличению как во всем мире. Эти дети имеют сложные нарушения в развитии – речевом, коммуникативном, психологическом. Дизартрия как медико-психолого-логопедическая проблема многогранна. Историографическое исследование дизартрии как медико-психолого-логопедической проблемы. Позволило, во-первых, выделить следующие исторические периоды изучения дизартрии: первый (начальный) период (конец 19 в.) – клинико-симптомологический; который представлен учеными - врачами зарубежной и российской дореволюционной научных школ (В.Литтль, А.Куссмауль, Оппенгейм, Заммерлинг, В.Муратов и др.).
Впервые термин «дизартрия» был использован немецким терапевтом, выдающимся клиницистом и специалистом по нервным болезням А. Куссмаулем (1879), который рассматривал дизартрию как одну из форм лалопатии. Ученый сосредотачивал внимание на природе центральной (интрацеребральной) дизартрии, подчеркивая ее органическое происхождение.
Используя знания о дизартрии своих предшественников, Оппенгейм и Заммерлинг (1886–1895) расширили клинические представления о данном речевом пороке.
Проблема дизартрии в России стала рассматриваться только в конце XIX века. В конце 60-х годов XIX ст. от терапии отделилась как самостоятельная медицинская отрасль – невропатология. Первая кафедра нервных болезней не только в России, но и в целом в мире была создана в Московском университете в 1869 году. Ее возглавил выдающийся ученый А. Кожевников (1836-1902), научные труды которого стали известны в мировой литературе.
Именно дореволюционная Россия впервые продемонстрировала опыт исследование дизартрии в детском возрасте Выдающийся российский ученый, ученик основателя российской научной неврологической школы профессора А.Кожевникова В.Муратов подробно изучал детские церебральные параличи и выделил отдельные клинические формы этого заболевания. В 1898 году выходят его «Клинические лекции по нервным болезням детского возраста», где Муратов отмечал, что дизартрия при церебральном параличе носит спастический и паретический характер.
В. Муратова как первый ученый, который начал поиск места дизартрии в систематике речевых пороков, то есть попытался классифицировать дизартрию.
Второй период (I пол. 20 в.) – начальный лого-симптоматический период, представленный учеными зарубежной школы (Г. Гутцман, Лери) и учеными советской школы (М.Маргулис, И.Филимонов, М.Аствацатуров , К.Витторф, М.Гуревич, М.Озерецкий и др.). Авторы подробно раскрывают особенности нарушения речи при псевдобульбарном параличе. В 1911 г. Г.Гутцман – представитель немецкой логопедической школы, логотерапевт, известный, в основном, как сторонник силового метода по устранению назолизации при ринолалии, дал подробное описание псевдобульбарной дизартрии: «…общая характеристика всех расстройств - размытость, размытость разной степени… Движения языка поражены в каждом случае в большей или меньшей степени… Большей частью наблюдаются лишь слабость и затруднение движений. Часто выдвижение языка реализуется достаточно нормально, но вверх, вниз, движения к небу или в сторону невозможны.
Развивая научные идеи предшественников (В.Литтля, А.Куссмауля и др.), Г.Гутцман считал, что при данном речевом отклонении бывает нарушена деятельность дыхания, артикуляционного аппарата и голоса, тем не ошибся, а лишь расширил представление о структуре дефекта при данном речевом изъяне. Автор впервые предложил методику исправления речи, которая не совершенствовалась более полувека, включая 1974 год, с появлением фундаментальных научно-теоретических и практических разработок о дизартрии у детей с ДЦП И.Панченко. Именно Г.Гутцман выделил две формы дизартрии: центральную и периферическую, сохраняющую свою объективность и сегодня.
Послереволюционная Россия рождает новые научные имена, продолжившие путь исторического развития проблемы дизартрии. Именно в этот период зарождается психологическое направление в дефектологии, которое связано с фундаментальными трудами выдающегося психолога с мировым именем Л.С. Выготского о закономерностях личностного развития ребенка, о психологических началах дефектологии в педагогике.
На данном историческом этапе значительный вклад М. Маргулиса (1926) в понимании патогенеза и механизмов дизартрии является важным научным шагом на современное толкование данного речевого изъяна. М.Маргулис – представитель Московской научной школы, ученик профессора П.Преображенского, российский дореволюционный и советский клиницист-невролог, профессор – продолжает исследование Г.Гутцмана о центральной дизартрии, углубив знания по данному вопросу. Автор впервые предложил классификацию церебральных форм дизартрии на основе локализации участка поражения головного мозга, что в дальнейшем нашло отражение в неврологической литературе, а затем в учебниках логопедии [7], а именно в освещении вопроса о современной классификации дизартрии по принципу локализации наиболее употребляемая в логопедической практике, начиная со второй половины 20 века. С именем М.Моргулиса начинается советская научная школа по изучению проблем дизартрии. Последователь идей М.Маргулиса И.Филимонов – известный советский невролог, руководитель морфологического сектора института мозга АМН СССР и одновременно заведующий кафедрой нервных болезней Украинского психоневрологического института в Харькове (1932-1936), один из основателей эволюционной нейроморфологии в СССР учение о локализации функций, клинико-морфологические и клиникофизиологические исследования центральной нервной системы, тем самым укрепил и расширил основу для классификации дизартрии по принципу локализации.
Следует отметить, что в этот период наблюдается повышенный научный интерес к личностному развитию детей с детским параличом, а именно к особенностям их познавательной деятельности.
Именно в этот период появляется первое педагогическое определение дизартрии. В 1937 году выходит первое издание «Логопедия» как учебное пособие для педагогических институтов, автором которого является Хватцев. Ученый дает следующее определение дизартрии (дис-качественное различие, артрон – соединение): «косноязычие, вызванное органическим поражением или функциональным расстройством речевого аппарата и их связей между собой в головном мозге - от коры до ядер продолговатого мозга включительно» [4, с. 24].
Дизартрия рассматривается М.Хватцевым как один из видов косноязычия в разделе «Дислалии (косноязычие). Общее учение о дислалиях». Дизартрия, по мнению ученого, представляет собой все формы косноязычия от искажения звуков, «смазанной речи» до гнусавого невнятного произношения.
Таким образом, учеными первой половины 20 века были уточнены клинические признаки дизартрии (Г.Гутцман, М.Маргулис, М.Аствацатуров, К.Витторф и др.), впервые предложена методика педагогического воздействия при данном речевом пороке (Г.Гутцман), начато классификация дизартрии на основе принципа локализации (М.Маргулис), выявлена первая психологическая попытка исследовать познавательную деятельность детей с церебральным параличом (М.Гуревич, М.Озерецкий, 1935) и предложено первое логопедическое определение дизартрии (М.Хватцев, 1937). Можно заметить, что именно в данный период зарождается психолого-педагогическое направление исследования проблемы дизартрии – советская научная школа по изучению данной проблемы.
Третий период (сер. 20 ст.) – диагностически-терминологический, который представлен учеными зарубежной (Brain (1948), Peocher (1948), Grewell (1957), Harard Hugot (1964), G. Tardien (1968)) и советской школы (Л.Литвак (1959), М.Эйдинова, О.Правдина-Винарская (1959), С.Ляпидевский (1965). На первый план выступают вопросы научного поиска диагностических путей и методик изучения дизартрии, согласования научного тезауруса (терминологии). Ощущая потребности настоящего, а именно необходимость диагностики и четких классификаций дизартрии и вместе с тем их ощутимое отсутствие на практике, ученые активно направляют усилия на диагностику и классификацию дизартрии.
Одной из наиболее подробных классификаций дизартрий по нейрофизиологическому принципу была классификация Peocher (1948), Автор этой клинической классификации отдавал себе отчет в ее несовершенстве, что обусловлено в первую очередь нечеткостью самого термина «дизартрия». Клиническое понимание дизартрии значительно шире самого термина. Поскольку за Peocher термин должен означать только дефекты артикуляции при периферическом или центральном поражении нервной системы, однако в клинической практике он применяется ко всем моторным нарушениям речи.
Учитывая современные исследования О. Винарской [26], сегодня будет более правомерным эти нарушения назвать дистониями, диспневмиями, диспрозодиями. Однако в клинической литературе данные термины употребляются мало, и врач, как правило, пользуется нечетким, но устойчивым термином «дизартрия» (О.Правдина-Винарская и др.).
Некоторые авторы считают, что не следует идти по пути большого количества форм дизартрий на основе еще не хорошо изученных «клинико-анатомических корреляций».
В своей классификации речевых расстройств Grewell отмечал место дизартрии среди других нарушений процессов говорения: дизартрии (нарушения, обусловленные органическим поражением центральной или периферической нервной системы); дислалии (нарушение артикуляции в связи с анатомическими дефектами периферического речевого аппарата); физиологическая косноязычие (как задержка речевого развития); вторичные расстройства говорения в связи с тугоухостью; психические расстройства речи (заикание и др.).
В этот период изучение проблемы дизартрии осуществляется важный переход от клинического вектора к педагогическому. Именно французский невропатолог G.Tardien в 1968 г. приблизил клинический вектор исследования дизартрии к логопедической практике. Им была предложена оригинальная классификация дизартрий по степени понятности речи для окружающих, которая активно применяется и в современной логопедии. Ученым было выделено четыре степени тяжести речевых нарушений у детей с церебральным параличом. Первая, самая легкая степень, когда нарушение звукопроизношения оказывается только специалистом в процессе обследования ребенка. Второй – нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих. Третий – речь понятна только близким ребенка. Четвертая, самая тяжелая степень – речь отсутствует или непонятна даже близким ребенка.
И только последующий период (вторая половина 20 в.) в развитии проблемы дизартрий представляет инновационные подходы к рассмотрению данной проблемы. Это обусловлено возникновением нейролингвистики – особой области науки, изучающей отношение «язык-мозг». Ее появление было подготовлено успешным развитием неврологии (Е.Симерицкая, Л.Орбели, П.Анохин, Н.Бернштейн), лингвистики (В.Гумбольдт, О.Г. Потебня, И. Бодуэн де Куртене, А. Шахматов, Л. Щерба), психологии (М. Басов, П. Блонский, Л. Выготский, А. Лурия).
Соответственно, в данном периоде зарождаются новейшие направления исследования дизартрии – психолингвистическое (Н.Жинкин, И.Зимня, Т.Ахутина, В.Горелов, С.Цейтлин и др.) и нейропсихологическое (О.Лурия, С.Цветкова; О.Винарская; , Е.Хомская и др.). Намеченные данными учеными проблемы нейропсихологического и психолингвистического аспекта исследования дизартрии остаются не до конца решенными и открытыми и сегодня.
С именем ведущего советского ученого, доктора медицинских наук, второй половины 20 в. О.Винарской, работы которой по вопросам психофизиологии, нейролингвистики, логопатологии известны во всем мире, начинается четвертый (условно) исторический период изучения дизартрии, называемый этиопатогенетическим и коррекционно-педагогическим.
Именно А.Винарская внесла особый, наиболее значимый, ценный вклад в изучение проблемы дизартрии. Опираясь на нейрофизиологические и нейропсихологические исследования А.Лурии, И.Горелова. Именно в данный период в работах А. Винарской и А. Пулатова (1984) начинается изучение слухового метода фонетического анализа дизартрической речи, который в дальнейшем займет значительное место в их исследованиях.
Следует отметить, что именно в данный период выявлены первые попытки классифицировать дизартрии у детей, сложный и дискуссионный вопрос и сегодня.
С началом 21 в. начинается следующий (условно) пятый период исследования проблемы дизартрии, который мы называем современным инновационным.
В начале 21 в. в логопедической практике происходит активный поиск новых коррекционно-педагогических методик по устранению дизартрии у детей. Передовые позиции заняла плеяда логопедов, занимавшаяся вопросами коррекции дизартрий: Л. Лопатина, 2001, 2004, 2005; Л. Позднякова, 2004; А. Архипова, 2006, 2007, 2008; А. Корн; В. Конопляста, В. Галущенко, 2008; М. Шеремет, Н. Пахомова, 2009; Л. Белякова, Н. Волоскова, 2009 и др. Начало 70-х гг. 20 в. можно охарактеризовать как, безусловно, начало коррекционно-педагогического периода. Очевидно, что ведущая роль в данном периоде отведена логопеду.
Впервые комплексную коррекционно-логопедическую работу по преодолению стертой дизартрии у детей представляет Архипова О.Ф. (2008): подробно описывает клинико-педагогическую характеристику данной категории детей; определяет этапы и направления логопедической работы при дизартрии (рекомендует обязательное вовлечение родителей в коррекционно-логопедическую работу); определяет цель и задачи логопедического массажа в комплексной системе преодоления речевых пороков у детей с дизартрией, представляет методику проведения точечного, зондового и ручного массажа; впервые в логопедической практике предлагает дифференциальные приемы массажа в зависимости от патологической симптоматики в мышечной системе при различных речевых нарушениях; рассматривает современные методы нормализации дыхания, моторных функций речи, постановки звуков речи; предлагает авторскую методику автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции.
Новейшие взгляды на классификацию речевых нарушений освещают современные ученые А.Корнев и С.Конопляста, предложив уточненную терминологию: клиническую (вместо клинико-педагогической) и психологолингвистическую (вместо психолого-педагогической).
Данные ученые считают предложенную классификацию более научно корректной. Поскольку она «… базируется на нозологическом и патогенетическом принципах, где основной диагностической единицей выступают клинические симптомы, известные механизмы и патогенез, имеющие самостоятельные характеристики и отличающиеся от схожих состояний, называть клинической».
Таким образом, начало 21 в. (условно пятый исторический период изучения проблемы дизартрии) можно охарактеризовать как период поиска новой коррекционно-логопедической работы; это период открытого вопроса дифференциальной диагностики и коррекции нарушений устной речи детей при дизартриях.
Список литературы
- Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 319 с.
- Корнев А.Я.Основы логопатологии детского возраста. Клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь. - 2006. – 380 с.
- Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. Уч.-метод. Пос. СПб.:Наука Питер, 2006. - 103 с.
- Совершенствование методов диагностики и коррекции нарушений речи у детей с различными вариантами дизонтогенеза: материалы ІІ междунар. науч. конф., посвященной памяти д-ра пед. наук, проф. Р.И. Лалаевой, 11 декабря 2013г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. – 328 с.
- Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. І / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 560 с.: ил.
- Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. ІІ / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 656 с.: ил.