Фуреева Е.П., канд. пед. наук, доцент ВГПУ, г. Волгоград
Логопедическая ритмика является составной частью лечебно-педагогического комплексного метода преодоления различных речевых нарушений и задержки психиче-
ского развития (ЗПР). Для коррекции моторных функций у дошкольников с ЗПР требуется дифференцированная организация занятий логопедической ритмикой.
Музыка, как действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется с лечебной целью. В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно уравновесить нервную систему ребенка.
Система музыкально-ритмических движений была разработана швейцарским композитором и педагогом Э. Жаком-Далькрозом. Она получила во многих странах широкое применение, особенно в области дошкольного и младшего школьного образования. Применяя сочетание ритма, музыки и движения Жак-Даль-
кроз решал задачу «воспитания ритма при помощи ритма» (сначала у музыкантов), а затем, используя особые упражнения, развивал у детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. В комплексе упражнений руководящим и формообразующим началом Жак-Далькроз считал музыку. По его словам, она нужна потому, что нотная система дает возможность совершенно точно и ясно обозначить на бумаге продолжительность движений, шагов и жестов. Кроме ритма как вспомогательного средства выражения, музыка имеет еще звук и гармонию, а тело должно все богатство оттенков выражения передавать лишь при помощи ритмических колебаний. Ритмика по системе Жака-Далькроза, основанная на принципе интереса и доступности, широко используется в работе с детьми, требующими двигательной и речевой реабилитации.
Детей с ЗПР характеризует слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, удерживать задание, работать по образцу и т.д.). Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения у них мало сбалансированы. Л.С. Цветкова отмечает, что у детей с ЗПР нередко обнаруживается недостаточность развития различных видов движения и моторики: движения плохо скоординированы, носят неловкий и нечеткий характер, снижены четкость и скорость, отсутствуют ритмичность и плавность. Поэтому логопедическая ритмика для дошкольников с ЗПР совершенно необходима.
Курс данных занятий должен быть направлен, в первую очередь, на развитие психических процессов (внимания, восприятия различной модальности, памяти, мышления) и двигательной сферы дошкольников. Дети постепенно учатся управлять своими мышцами, движениями, обучаются напрягаться и расслабляться, вырабатывают правильную осанку, учатся преодолевать трудности и проявлять волевые усилия. Занятия проводятся с учетом индивидуальных возможностей и характерологических особенностей каждого ребенка группы.
Особую роль приобретает игровой компонент, поскольку он способствует сохранению внимания и интереса на протяжении всего занятия. Использование речевого материала в стихотворной форме облегчает овладение движением, так как ритм стихо-
творений помогает сохранить ритмичность движений.
Виды упражнений
- Вводные - ходьба и маршировка. Ведется работа над дыханием, координацией движений, осанкой и т.д.
- Общеразвивающие. Применяются для всестороннего воздействия на организм.
- Активизирующие внимание. Направлены на развитие переключаемости, устойчивости и распределения внимания.
- Регулирующие мышечный тонус. Обучают управлять своими мышцами (расслаблять их или напрягать).
- Ритмические. Даются в форме игр, драматизаций, подражаний движениям птиц и животных.
- Игровые. Воспитывают инициативу, дисциплину, ловкость, чувство товарищества.
- Заключительные. Направлены на переключение внимания на другую, предстоящую деятельность.
Оптимальные результаты занятия по логопедической ритмике дают при соблюдении следующих требований:
- данное занятие должно быть связано с целями и задачами логопедического занятия;
- психофизическая нагрузка должна распределяться в определенной последовательности;
- в основном должны использоваться игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их;
- обучение и коррекция должны проходить в коллективе, но с учетом индивидуальных возможностей развития моторных навыков каждого ребенка.
Систематическое проведение занятий логопедической ритмикой дает положительную динамику в коррекции психических процессов и речи у дошкольников с ЗПР и рекомендуется как одно из эффективных средств воздействия.