Степанова О.А., канд. пед. наук, доцент, заместитель главного редактора журнала «Логопед», Москва
Журнал «Логопед» проделал в этом году огромную работу по изучению запросов читательской аудитории. Большое спасибо всем подписчикам, принявшим участие в анкетировании! Ваше коллективное мнение оказалось очень ценным и обязательно будет принято во внимание при планировании очередных номеров.
Кто же и почему становится читателем нашего журнала? Попробуем за скупыми цифрами увидеть его вполне реальное лицо.
В анкетировании приняли участие свыше 200 подписчиков. Больше всего писем было получено из Белоруссии, Пермской, Свердловской, Московской, Ленинградской, Новосибирской, Тюменской, Челябинской, Мурманской и Читинской областей, Пермского, Красноярского, Краснодарского и Ставропольского краев.
Подавляющему большинству наших читателей от 30 до 39 лет (85 анкет). Считаем это хорошим знаком, так как данный возраст принято считать временем наиболее активного и творческого поиска себя в профессии. Рады, что мы заслужили доверие столь многочисленной и деятельной аудитории. Заметим попутно, что в эту же возрастную группу входит и большинство наших авторов.
Однако среди читателей немало людей и других возрастов: следующими по количеству в анкетировании идут группы 25-30 и 40-49 лет (соответственно 42 и 37 анкет). Журналу эта аудитория так же крайне важна и интересна, поскольку первую группу составляют специалисты, которые делают в профессии первые шаги, нуждаясь в добром совете наставника и хорошем примере. А во вторую входят как раз те, кто этот совет может дать и продемонстрировать не только образец эффективной профессиональной деятельности, но и перспективы ее совершенствования.
С гордостью констатируем - журнал читают и самые опытные специалисты, асы логопедической практики. Число анкет, присланных представителями групп 50-59 и 60-69 лет (соответственно 16 и 6), также знаменательно. Особенно радует тот факт, что оно сопоставимо с количеством самых юных участников анкетирования от 18 до
25 лет (26 анкет). Но будем объективны к данным: самому журналу еще предстоит немало поработать для того, чтобы приносить больше пользы, с одной стороны, студентам педагогических колледжей и вузов, а с другой - тем, кто остается верен избранной специальности, приближаясь к границе заслуженного отдыха. Будем стараться!
По критерию «образование» результаты анкетирования получились вполне прогнозируемыми. Из 212 специалистов у 202 - оно высшее педагогическое и у 10 - незаконченное высшее и среднее специальное.
Чрезвычайно интересными оказались данные о месте работы читателей. Среди них преобладают специалисты ДОУ (105 анкет) и общеобразовательных школ (60 анкет). Такая аудитория изначально и планировалась журналом в качестве основной, теперь на практике подтвердилась целесообразность подобной расстановки акцентов. Однако среди читателей есть работники специальных (коррекционных) школ, реабилитационных центров, центров диагностики и коррекции, ПМПК, поликлиник, институтов (университетов). Мы рассчитываем, что в ближайшем будущем редакционный портфель будет пополнен вашими материалами о работе с детьми, подростками и взрослыми в самых разных учреждениях образования и здравоохранения. Ведь круг специалистов, читающих журнал, широк и разнообразен, и любая публикация об интересном опыте найдет своего адресата.
В свете сказанного вполне логичным являются и данные о занимаемых нашими подписчиками должностях: здесь лидируют учителя-логопеды ДОУ и школ (соответственно 120 и 60 анкет). Что ж, комментарии излишни: ситуация обязывает редколлегию и впредь искать и находить для них новые, оригинальные материалы научно-исследовательского и методического, практико-ориентированного характера. Но при этом следует отвечать на запросы и других специалистов, выписывающих «Логопед», - воспитателей ДОУ, учителей-дефектологов, административных работников, преподавателей педагогических колледжей и вузов.
Отрадный факт: в 91 анкете (почти в половине от общего числа) наши коллеги указывают, что выписывают журнал постоянно, с самого первого номера. Напомним, что «Логопед» издается три года, и номер, который вы держите в руках - уже восемнадцатый. Что ж, такая верность заслуживает поощрения и обязывает сам журнал быть, во-первых, стабильным островком профессионально важной и полезной информации, а во-вторых - надежным компасом, который показывает возможные точки роста. Добрым знаком для нас является и увеличение числа новых подписчиков. Так, больше года журнал выписывают 59 из всех опрошенных коллег, меньше года - 27 и еще 35 - впервые подписались на него в 2006 г. Верим, что вместе с интересными авторами и преданными читателями журнал вскоре подойдет к новым круглым датам и юбилейным номерам. Выход в 2005 г. первого юбилейного - десятого - номера уже был выделен особо.
Не менее информативными стали сведения о том, сколько человек читают каждый номер вместе с подписчиками: в 72 случаях это четыре и более специалистов и в 92 - два-три. Рискнем предположить, что журнал публикует достаточно содержательные и развернутые материалы для того, чтобы не только рекомендовать их для чтения коллегам, но и сделать предметом обсуждения в профессиональной среде.
Наиболее читаемыми, судя по результатам анкетирования, являются разделы «Мастер-класс», «Дошкольная логопедическая служба» и «Логопедическая служба в школе». В анкетах особо подчеркивается полезность рубрикации материалов внутри двух последних разделов, поскольку она дает возможность воспринимать их в более систематизированном виде и, следовательно, с большим осознанием проблематики. Замечены и также достаточно высоко оцениваются читателями разделы «Исследования» и «Актуально!», ведь они не только вводят их в курс практических новинок, но и указывают на новые научно-теоретические посылы в профессиональном логопедическом сообществе, подкрепленные официальными документами.
Мы признательны своим подписчикам за предложения по наполнению разделов журнала. Они уже стали темой для обсуждения новых подходов в подборе статей и их компоновке на страницах издания.
А теперь - внимание авторов! В результате анализа и обобщения предложений, содержавшихся в ваших анкетах, оказалось, что сегодня читателями особенно востребована следующая тематика:
- развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста;
- содержание и технологии коррекционно-диагностической и профилактической деятельности логопеда в общеобразовательной школе (дисграфия, дислексия, дизорфография);
- организация и содержание работы логопеда в ДОУ общеразвивающего вида, ПМПК;
- содержание и технологии логопедической работы с подростками и взрослыми в разных организационных формах;
- методика коррекционной работы с заикающимися детьми;
- методика развития речи и коррекции ее недостатков у детей с ЗПР, умственной отсталостью, сенсорными и двигательными нарушениями;
- инновационные технологии в логопедической практике (новые приемы подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков, их автоматизации и дифференциации; приемы обогащения словаря, развития связности речевого высказывания и др.);
- предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речевого развития, дизайн логопедической группы и кабинета логопеда;
- использование информационных технологий в логопедической работе;
- взаимодействие учителя-логопеда с другими участниками коррекционно-речевого процесса (педагоги, психологи, родители, врачи);
- работа городских групп профессионального общения (методических объединений логопедов);
- консультации для начинающих логопедов;
- советы родителям детей с недостатками речи;
- информация о курсах повышения квалификации;
- юридическая консультация и др.
Естественно, что перечень этот примерный и все присылаемые вами материалы, даже не входя в него, будут обязательно рассмотрены.
Обратите внимание: оперативно среагировав на ваши предложения, мы сразу изменили номинации в новом (третьем по счету) туре конкурса журнала (подробную информацию см. на с. 125). С нетерпением и большим интересом ждем новых материалов, тем более что их перечень, заявленный в анкетах, велик и разнообразен.
Спешим порадовать читателей, высказавшихся за необходимость издания цветного приложения к «Логопеду». Новое периодическое издание - журнал «Конфетка» - с актуальными дидактическими и наглядными материалами, из которых можно будет составить целую библиотечку, уже поступил своим подписчикам (см. с. 91).
И в заключение - несколько коротких цитат из писем.
Спасибо вам за чудесный журнал! Дерзайте! (Н.В. Блощинская, Волгоградская обл.)
Большое спасибо, что вы есть! (С.А. Гончарова, Костромская обл.)
Самый интересный журнал, больше подписчиков и сотрудничества с ними! Больше объема! (И.А. Судак, Красноярский край.)
Молодцы! Так держать!
(М.В. Кельн, Республика Коми.)
А вот самые разнообразные пожелания редколлегии.
Дальнейшего развития. (Л.Н. Войтюк, Ямало-Ненецкий АО.)
Творческих успехов и находок. (Л.И. Мальцева, Пермская обл.)
Дальнейших интересных публикаций. (Т.Н. Карпова, Нижегородская обл.)
Больше материалов для школьных логопедов! (Н.А. Фомина, Пермская обл.)
Продолжать работать над таким интересным и нужным журналом, особенно для начинающих логопедов. (Е.Ю. Морозова, Липецкая обл.)
Расширения коллектива авторов за счет привлечения специалистов смежных отраслей из разных регионов и стран СНГ, привлечение к работе благотворительных фондов, организаций и государственных структур. (О.Б. Козловская, Воронежская обл.)
Побольше научных публикаций, все-таки журнал научно-методический. (Е.А. Нопина, Тюменская обл.)
Побольше подписчиков. (Н.М. Сапунова, Алтайский край.)
Процветания на долгие годы, объем потолще. (Т.П. Сердцева, Мурманская обл.)
Доброго здоров’я, багаторiчноi i плiдноi працi. Добре, що Ви е. (Н.В. Кисла, Украина.)
Приятного сотрудничества с талантливыми авторами. (Т.Н. Киселева, Хабаровский край.)
Добра, оптимизма и творческого полета, а еще - побольше благодарных читателей! (С.И. Печинина, г. Казань.)
Благодарим за пожелания и высокую оценку! Будем и впредь стараться ей соответствовать, постепенно поднимая планку. Удержать ее мы сможем только при вашей поддержке.
Ну а в целом, общий итог анкетирования таков. Произошло то, что должно было произойти и прогнозировалось как сверхзадача: письма читателей и потенциальных авторов в редакционной почте встретились и дали мощный импульс к совершенствованию журнала. Большое спасибо всем принявшим участие в анкетировании за важную и серьезную работу, ждем ваших материалов на конкурс! При этом почти каждый второй участник анкетирования стал победителем одновременно проводимой лотереи.
Поздравляем подписчиков, выигравших призы - книги издательства «ТЦ Сфера» - в лотерее журнала «Логопед»!
Авдеева В.Н., Приморский край; Александрина И.А., Москва; Бабина Е.С., Свердловская обл.; Бакиева Н.З., г. Тюмень; Балбекова Л.Е., Республика Башкортостан; Баринова Л.В., Рязанская обл.; Бахарева М.Г., Свердловская обл.; Башарова Т.А., Брянская обл.; Бельды О.Н., Сахалинская обл.; Блац Н.Н., Алтайский край; Блохинова С.Н., Краснодарский край; Борисова О.Б., Республика Карелия; Брежнева Т.С., Читинская обл.; Булатова Е.Н., Республика Адыгея; Буслаева О.А., г. Пермь; Быкова С.В., г. Чита; Васильева А.А., Новосибирская обл.; Верхотурова Н.В., Красноярский край; Вилачева Е.В., Архангельская обл.; Войтова Т.В., Республика Беларусь; Гаврилова Н.В., Пермская обл.; Гарбузова Л.В., Псковская обл.; Гончарова С.А., Костромская обл.; Горина Е.С., Московская обл.; Гусева О.В., Мурманская обл.; Данильчик Т.В., Тверская обл.; Дроздова Н.В., Республика Беларусь; Дружинская И.Н., Вологодская обл.; Дылева О.А., Ставропольский край; Забродина С.Б., Украина; Звонцова Ю.А., Республика Беларусь; Исаева И.В., Дагестан; Калинина Л.Н., Красноярский край; Карелина Н.В., Мурманская обл.; Карпенко Л.П., г. Чита; Касаткина И.А., Воронежская обл.; Кельн М.В., Республика Коми; Кисла Н.В., Украина; Климанова М.А., Красноярский край; Климова Ю.М., Свердловская обл.; Козина О.В., г. Калининград; Кокарева Н.Н., Иркутская обл.; Кононенко Е.С., Камчатская обл.; Коньшина Н.А., Курская обл.; Коренькова И.А., Краснодарский край; Краковяк И.Н., Республика Беларусь; Круглова О.Е., Ульяновская обл.; Крысина А.И., Московская обл.; Кузнецова В.Н., Пермский край; Куралесова Ю.В., Кемеровская обл.; Кушнаренко Е.А., Ставропольский край; Ларионова О.А., Московская обл.; Ластовыря И.А., Воронежская обл.; Левина Е.В., Республика Саха (Якутия); Лимонова И.Н., Пензенская обл.; Лиморенко Е.И., Ставропольский край; Лирман Е.В., Санкт-Петербург; Лобанкова И.П., Архангельск; Лузянина С.Г., Пермская обл.; Ляшенко С.В., Калининградская обл.; Мадилова Н.В., Республика Беларусь; Марксеева О.Б., Иркутская обл.; Мармалюк В.Г., Свердловская обл.; Медведева М.А., Автономная Республика Крым; Мезина В.А., Пермский край; Модина Е.А., Владимирская обл.; Мосалова Т.Н., Московская обл.; Мохова И.А., Краснодарский край; Ненашева В.Н., Астраханская обл.; Озерова Н.А., Нижегородская обл.; Округина Г.Ю., Санкт-Петербург; Паценко И.А., г. Петрозаводск; Пересадина Н.В., Кемеровская обл.; Петрова Е.В., г. Псков; Питушенко Е.А., Курская обл.; Поздняк В.В., Республика Саха (Якутия); Позняк Т.Н., Республика Беларусь; Попкова Л.Д., Приморский край; Почка В.В., Украина; Проничева Н.А., Мурманская обл.; Путинцева В.А., Республика Коми; Рещенко А.Г., Кемеровская обл.; Рыбаченок С.В., Республика Беларусь; Седухина Л.А., Пермский край; Склярова В.Н., Республика Калмыкия; Скороходова Н.Е., Челябинская обл.; Сливкина О.А., Новосибирская обл.;Соколова А.И., Ярославская обл.; Сорокина Е.Н., Нижегородская обл.; Сосина Л.В., Республика Саха (Якутия);
Судак И.А., Красноярский край; Терехова Е.А., Республика Беларусь; Толстик Л.А., Краснодарский край; Трускова Е.А., Республика Мордовия; Черненко Л.Я., Кемеровская обл.; Шагимарданова М.Г., Кировская обл.; Шакирова-Белятко О.Н., Республика Беларусь; Шевелева Н.А., г. Ульяновск; Шемина Л.В., г. Пермь; Щепотько Р.А., Тверская обл.