Жукова С.Н., учитель-логопед средней общеобразовательной школы № 1, г. Ржев, Тверская обл.
В нашем городе функционируют два речевых ДОУ, в пяти работают логопедические группы, и при трех открыты логопункты. Но не у всех детей к времени поступления в школу преодолевается речевое недоразвитие. Часто они не посещают ДОУ, не бывают на приеме у логопеда и поэтому не получают необходимой помощи, хотя нуждаются в ней.
Наиболее сложным является ОНР - системное нарушение, при котором страдают все уровни языковой системы: звукопроизношение, лексико-грамматические категории, связная речь. Попадая в обычные классы, дети с ОНР нередко испытывают трудности в усвоении школьной программы, теряют интерес к учебе и в конце концов попадают в разряд неуспевающих, остаются на второй год или переводятся в классы VII ви-да. Поскольку принципы и структура обучения детей с нарушениями речи должны быть совершенно иными, для них необходимо создавать специальные классы и школы (V вида). Целями таких классов должны стать:
- обучение и воспитание учащихся с ОНР, имеющих сохранный физический слух и интеллектуальные возможности, достаточные для усвоения программы основной общеобразовательной школы;
- преодоление нарушений уст-ной и письменной речи;
- устранение вторичных отклонений в психическом развитии;
- помощь в первоначальном становлении личности, социальной адаптации, выявлении и целостном развитии способностей;
- формирование учебной мотивации.
Исследование, проведенное на нашем логопункте с 1998 по 2003 г., выявило следующие нарушения речи у 72 поступивших в школу детей:
- фонетические нарушения (ФН) - 34 ребенка;
- фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) - 31;
- ОНР - 7 ( табл. 1).
12 детей с нарушениями речи учатся в коррекционных классах VII вида (переведены из обычных после первого года обучения). Из них:
- с ФФН - 8 детей;
- с ОНР - 4 (табл. 2).
Вследствие органического поражения ЦНС или ее периферического отдела у детей с ОНР происходит системное недоразвитие всех сторон речи, ее устной и письменной форм. По мере обучения в школе бытовая разговорная речь таких детей приближается к общепринятым нормам, однако трудности при оформлении самостоятельных письменных высказываний остаются значительными.
До открытия в школе речевых классов нам приходилось мириться с неуспеваемостью данных детей по гуманитарным предметам, в то время как по предметам физико-математического цикла они успешно усваивали материал. В лучшем случае их переводили в малокомплектные классы VII вида, где внимание в основном уделяется развитию психических процессов, а не речи. Логопедическая помощь в условиях школьного логопункта для таких детей оказывается малоэффективной.
Администрацией нашей школы совместно с учителем-логопедом и психологом было разработано Положение о специальном классе V вида для детей с ОНР, и в сентябре 2003 г. открылся такой 1 «Р» класс, в который было принято 12 учащихся с ОНР. В настоящее время в школе функционируют три речевых класса.
Огромную проблему для вновь открывающихся специализированных классов для детей с ОНР представляет отсутствие современных государственных программ обучения (последняя была издана в 1987 г.), учебных планов, методических разработок, учебников, специалистов. На начальном этапе большую помощь нам оказала московская школа-интернат № 45. Накопленные за годы ее существования опыт и традиции были особенно ценными для нас. Школа предоставила нам проект программы, методическую литературу и буквари для 1-го класса V вида. Затем были приобретены учебники «Произношение. Мир звуков» (Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская), методички с электронной версией альбома-пособия по произношению, новые буквари (Н. Крылова, И. Писарева, Н. Ипатова). Нами разработаны методические рекомендации для воспитателей группы продленного дня (ГПД) по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи, мелкой моторики рук, дыхания, зрительно-моторной координации; для учителя физкультуры по развитию основных качеств общей моторики (мышечного тонуса, координации движений, переключаемости, двигательной памяти), с учетом особенностей развития детей с ОНР. Изготовлено достаточное количество раздаточного материала, речевых игр и дидактических пособий.
Решение проблемы специалистов
Для того чтобы учителя передавали друг другу имеющийся опыт, получали и накапливали теоретические и практические знания, в школе должна постоянно проводиться определенная работа.
1. Стимуляция учителей к получению заочного высшего дефектологического образования.
2. Изучение учителями совместно с логопедом программы для школ V вида, составление тематических планов по обучению грамоте, чтению, развитию речи.
3. Проведение консультаций, бесед, практикумов, семинаров для учителей и воспитателей группы продленного дня (ГПД).
4. Посещение открытых уроков, индивидуальных логопедических занятий, внеклассных мероприятий в режиме ГПД.
5. Обучение учителей и воспитателей приемам и методам постановки, автоматизации, дифференциации звуков, расширения и активизации словарного запаса детей, уточнения грамматических категорий и развития связной речи.
6. Создание библиотеки по проблеме изучения детей с ОНР и работы с ними, приобретение практических пособий.
7. Организация методического объединения учителей речевых классов. На заседаниях объединения должны рассматриваться общие вопросы теории и практики логопедии, а также конкретные вопросы по организации обучения, коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной работы с учащимися речевых классов.
Организация обучения
Комплектование классов происходит через ПМПК и только с согласия родителей. Наполняемость классов 8-12 человек. В них могут приниматься и ученики начальной школы с дисграфией и несформированной устной речью.
Занятия организуются в первую смену. Продолжительность урока не более 40 мин. Но работает обязательная для посещения ГПД, и дети речевых классов целый день проводят в школе. Несмотря на то, что они ходят на прогулку, во второй половине дня их работоспособность снижается, повышается усталость, а основная коррекционно-развивающая деятельность рассчитана именно на этот временной отрезок. Поэтому в данных классах проводятся сеансы ароматерапии (курс - от 10 до 20 сеансов), так как запахи способны управлять настроением и работоспособностью людей, снижать уровень утомляемости. Класс функционирует в течение всего обучения детей в начальной школе.
На каждого ученика речевого класса ежегодно составляется речевая карта, в которой на протяжении учебного года делаются краткие записи, отмечается результативность работы. На каждый класс оформляется речевой профиль, где собираются все сведения о детях (речевые карты, медицинские справки), расписание занятий, намечаются основные направления индивидуальной работы с учащимся.
Все учебные предметы соответствуют федеральной программе. Образовательный процесс осуществляется учителем начальных классов, логопедом и воспитателем ГПД. Решение речевых и языковых задач во взаимосвязи требует специальных педагогических средств и расчленения курса русского языка на разделы, отличные от общеобразовательной школы. Программа начальных классов состоит из следующих разделов: «Развитие речи», «Произношение», «Обучение грамоте», «Фонетика, грамматика, правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи». Школьным компонентом базисного плана предусмотрены уроки:
- развитие речи (2 ч в неделю, проводит учитель);
- произношение (1 класс -
2 ч в неделю, 2 класс - 1 ч в неделю, проводит логопед);
- логоритмика (1-3 классы - 1 ч в неделю, проводят логопед и учитель музыки);
- индивидуальные логопедические занятия (2-3 раза в неделю с каждым учащимся, проводит логопед). Планы работы на четверть, тематическое и поурочное планирование по произношению и логоритмике, речевой профиль класса, речевые карты, индивидуальные тетради учащихся, тетрадь взаимодействия с воспитателем ГПД - основная документация логопеда в речевом классе. Документация учителя - та же, что и в обычном классе.
Содержание обучения
Развитие речи
Особенности речевого развития учащихся с ОНР определяют специфику обучения начальному курсу русского языка в классах V вида. Содержание уроков по этому предмету имеет несколько направлений:
- устранение нарушений речевого развития;
- организация активной речевой практики;
- обучение письму и чтению;
- систематическое изучение начал грамматики и правописания;
- подготовка к дальнейшему усвоению русского языка как предмета.
Цели специального обучения обеспечиваются решением четко продуманных частных задач:
- усвоение элементарных теоретических сведений по фонетике, морфологии, синтаксису, орфографии, графике и пунктуации, подготавливающих к изучению систематического курса языка средней школы;
- обогащение речевой практики детей, развитие умения сознательно использовать знания по фонетике, грамматике и правописанию;
- овладение на этой основе способами моделирования, разными речевыми операциями.
Произношение
Главным документом при планировании содержания логопедической работы в 1-3-х классах является программа по произношению. Основная цель данного учебного предмета - овладение полноценной устной речью и создание условий для успешного усвоения письма и чтения. Предусмотрены следующие линии обучения:
- формирование произношения звуков (с учетом системной связи между фонемами и их артикуляционной доступности для детей с отклонениями в речевом развитии);
- развитие фонематического восприятия;
- становление ритмической и звукослоговой структуры речи;
- развитие навыков анализа и синтеза звукового состава речи.
Наибольшую эффективность имеет сочетание уроков произношения и индивидуальных логопедических занятий, которые предназначены в основном для коррекции речи. Их существенная особенность заключается в предваряющей отработке звуков до изучения их в классе на уроках.
Для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий у учащихся имеются две тетради - по коррекции устной и письменной речи. Состав подгрупп может меняться в течение года. Они комплектуются по принципам общности нарушений, к которым относятся:
- сходные нарушения звукопроизношения;
- стойкие проявления дисграфии и дислексии;
- выраженные трудности в формировании грамматического строя речи;
- нарушения в строении артикуляционного аппарата.
Логоритмика
Школьным компонентом базисного плана в классах для детей с ОНР предусмотрены уроки логоритмики, которые проводятся логопедом совместно с учителем музыки. Цель этих уроков - содействие преодолению речевого нарушения с использованием музыкальных средств. Достижению данной цели способствует реализация следующих задач:
- совершенствование общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики, переключаемости движений;
- развитие ритмических способностей;
- развитие фонематических представлений и восприятия;
- формирование слухового внимания и зрительной памяти;
- развитие мелодико-интонационных компонентов, творческой фантазии и воображения;
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- расширение и активизация словарного запаса детей;
- развитие речевого дыхания;
- становление понимания речи.
Взаимодействие логопеда,
учителей, других специалистов, родителей
Логопед работает в тесном взаимодействии с учителями начальных классов, воспитателями ГПД, учителями музыки и физкультуры, психологом. Задачи и содержание коррекционной работы определяют учитель и логопед. В первой половине дня в классе учитель проводит уроки в соответствии с программой.
Во второй половине дня с учащимися занимаются логопед и воспитатель ГПД. Последний выполняет не только свои прямые обязанности, но и участвует в работе по формированию речевых и неречевых процессов. Много внимания уделяется развитию ручной моторики (бисероплетение, вышивание, работа с бумагой, картоном, природным материалом и т.п.). Воспитатель предлагает детям артикуляционные упражнения, развивающие игры. В тетради взаимодействия логопед записывает задания, а воспитатель отмечает их выполнение и трудности, встречающиеся у учеников. Одновременно с учащимися речевых классов работают и другие специалисты: учитель физкультуры проводит занятия по лечебной физкультуре, учитель музыки приобщает детей к пению и игре на музыкальных инструментах, психолог учит релаксационно-диафрагмальному дыханию и саморегуляции.
Основные направления работы психолога:
- развитие познавательных способностей;
- коррекция поведения;
- коррекция отношений со сверстниками и взрослыми (преподавателями и родителями);
- нормализация эмоционального состояния детей (устранение чувства тревоги, страха).
Педагоги в речевых классах взаимодействуют друг с другом, а также с медсестрой школы и специалистами детской поликлиники - невропатологом, психоневрологом, отоларингологом, которые осуществляют комплекс медицинских мероприятий (диагностику, консультации, лечение). Каждый учащийся 1-2 раза в год посещает их.
Тесный контакт логопеда и учителей данных классов с родителями, привлечение их к совместной деятельности - залог успеха коррекционно-развивающей работы. Родители сознательно отдают своих детей в речевой класс, поэтому активно участвуют в реализации поставленных перед ними задач. Домашние задания выполняются ими, как правило, регулярно и своевременно.
При поступлении ребенка в
1 класс родители, помимо анамнестических сведений, заполняют анкету о нем. Это позволяет педагогам лучше узнать ребенка, спланировать работу с учетом его особенностей. Кроме обязательных родительских собраний и открытых уроков, для родителей устраиваются речевые праздники, где они могут увидеть пальчиковый театр («Случай в лесу»), музыкальную оперу («Муха-Цокотуха», «Репка»), танцевальные номера («Чебурашка», «Шаги», «Макарена») и т.п.
Подводя итоги, можно повторить, что создание речевых классов - это решение проблемы обучения детей с ОНР, поскольку, попадая в обычные классы, они не способны овладеть программой общеобразовательной школы.
Логопедическое обследование устной и письменной речи данных учащихся в начале и конце каждого учебного года показывает хорошие результаты коррекционно-развивающего воздействия. Значительно уменьшается количество нарушенных звуков (в 3 классе по сравнению с 1-м - в 10 раз). Количество дисграфических и орфографических ошибок снижается более чем в 2 раза. Орфографических ошибок становится в 3 раза меньше.
Подобная система работы учитывает особенности детей с речевыми отклонениями и помогает направить процесс обучения по наиболее эффективному пути. Она способствует нормализации речевой деятельности и создает условия для дальнейшего обучения детей с ОНР в общеобразовательной школе.