«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Коррекционно-логопедическая работа в школе-интернате VIII вида

22 января, 2006 Рубрика: Методические приоритеты Матвеева Е.М.

Матвеева Е.М., учитель-логопед школы-интерната № 4, г. Ижевск, Удмуртская Республика
14 октября 2005 г. специальному коррекционному образовательному учреждению VIII вида школе-интернату № 4 г. Ижевска исполнилось 75 лет. За этот период оно подготовило и вывело в самостоятельную жизнь 1701 ученика. Школа-интернат является вторым домом для многих детей, которые в силу различных обстоятельств остались без родительского попечения. Сюда поступают дети, в характеристиках которых присутствуют частицы не: они не могут, не способны, не умеют, не понимают, не усваивают, не запоминают, не справляются и т.д. Но самое главное, дети с нарушениями развития, побывав в ситуации неуспеха, не верят в собственные силы и не ждут от педагогов ничего хорошего.
Учитель и Воспитатель с большой буквы должен среди всех этих не найти центральное ядро – точку опоры, которая позволит ребенку обрести веру в себя, в свои силы и возможности, в то, что он не хуже других, а такой же, как все.
Задача учителя начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида – научить ребенка учиться. Успешность познавательной деятельности школьника с интеллектуальной недостаточностью зависит от выполнения ряда условий, в частности от обеспечения на уроке эмоционально благополучной позиции ребенка. Создание ситуации успеха его деятельности – основное условие воспитания положительного отношения к учению. Успех – это внутренний комфорт, радость от того, что все не так уж трудно и плохо. А для школы-интерната VIII – это особенно важно.
Добиться эффективной положительной мотивации ребенка к учению педагогу помогают:
- опора на положительное;
- создание на уроке благоприятной психологической атмосферы, обогащающей эмоционально-чувственную сферу ребенка;
- хорошее знание своих учеников, внимательное отношение к ним (нужно вовремя заметить усталость, переключить внимание, чтобы сохранить и без того низкую работоспособность);
- создание на уроке загадочного увлекательного мира, для зарождения познавательных и социальных мотивов.
В данной статье читателям предлагается разработка логопедического занятия для учеников с интеллектуальной недостаточностью.
Дикие животные. Подготовка
к зиме
Занятие по коррекции навыка чтения для 3-го класса
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  • Овладение закономерностями необходимых связей слов в предложении.
  • Провести работу над усвоением грамматических категорий языка.
  • Развитие:

- зрительного и слухового восприятия, слухоречевой памяти;
- фонематических обобщений при звуковом анализе и синтезе слов;
- звукового чутья при различении на слух твердых и мягких фонем;
- способности схватывать целостные образы слов;
- навыков быстрого, правильного, осмысленного чтения;
- мелкой моторики рук.

  • Актуализация и расширение словарного запаса по теме.
  • Пробуждение интереса к чтению, снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности.

ОСНАЩЕНИЕ
1. Предметные картинки с изо-
бражением диких животных.
2. Волшебная палочка – мягкий карандаш.
3. Плакат с записанной скороговоркой.
4. Плакат с изображением экрана телевизора.
5. Картинки с изображениями дикторов (лисы, зайца, белки, медведя).
6. Схематическое изображение плана занятия.
7. Карточки с зашифрованными названиями животных.
8. Карточки со словами в конвертах.
9. Звуковые символы, карточки с половинками слов.
10. Листы с заданиями на развитие внимания и мелкой моторики.
11. Карточки с текстами, тетради, ручки, цветные и простые карандаши.
* * *
Организационный момент
Логопед
Звенит звонок,
Приглашает нас начать урок.
А урок мы начнем с игры. (Показывает детям мягкий карандаш, завернутый в фольгу.) Что у меня в руках?
Дети. Палочка.
Логопед. Это не простая палочка, а волшебная. Сейчас мы с вами будем передавать волшебную палочку друг другу. У кого в руках окажется палочка, тот должен будет назвать любое животное, живущее в лесу. Только есть одно условие – нужно слушать ответы одноклассников внимательно и не повторяться. Задание всем понятно?
Дети. Да!
Логопед. Начнем!
Логопед передает палочку (мягкий карандаш) ребенку. Тот называет представителя диких животных и передает палочку следующему.
Молодцы! Вы верно назвали животных, были внимательны и ваши ответы не повторялись.
Сообщение темы
Логопед. Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
Дети отвечают. На наборном полотне выставлены картинки с изображением диких животных.
Вы правы, сегодня на занятии мы поговорим о диких животных, которые обитают в наших лесах; о том, что они умеют делать, какими они бывают, как готовятся к зиме. А еще мы прочитаем интересные рассказы о жизни диких животных. Закрепим ваши умения и навыки в составлении и анализе предложений.
Пальчиковая гимнастика
Логопед. Ребята, на уроках развития речи вы наверняка говорили о том, как меняется природа осенью, описывали ее приметы. Но ведь животные – это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие – это мы узнаем чуть позже.
По завалам, по оврагам
Шел медведь хозяйским шагом:
- Отвечайте, звери, мне -
Вы готовы ли к зиме?
- Да, – ответили лисицы, -
Мы связали рукавицы.
Рукавицы новые,
Мягкие, пуховые.
О чем спросил медведь у зверей?
Дети. Вы готовы к зиме?
Логопед. Что ответили медведю лисицы?
Дети. Что связали рукавицы.
Логопед. Давайте выполним массаж пальцев «Рукавицы».
Проводится массаж пальцев «Рукавицы» (Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2004).
Вяжет бабушка лисица
Всем лисятам рукавицы:
Для лисенка Саши,
Для лисички Даши,
Для лисенка Коли,
Для лисички Насти,
А маленькие рукавички
Для Кариночки-лисички.
Дети поочередно массируют пальцы левой руки, начиная с большого, затем правой руки.
В рукавичках – да-да-да! -
Не замерзнем никогда!
Потирают ладони друг о друга.
Итак, ваши пальчики готовы к работе; вы сможете хорошо выполнить все задания.
Звуковой анализ и синтез слов
Логопед. Приступаем к выполнению первого задания, которое называется «Отгадай слово». У вас на партах лежат карточки. На карточках вразброс записаны буквы. Вам необходимо прочитать зашифрованное слово и выложить его звуковую модель.
На карточках написаны буквы, составляющие слова заяц, медведь, лиса, белка. Дети выполняют задания, логопед контролирует их, при необходимости оказывает помощь.
Вижу, с заданием все справились. Коля, какое слово получилось у тебя?
Ребенок. Заяц.
Логопед. Назовите согласные звуки в данном слове. Дайте им характеристику. Назовите гласные. Сколько слогов в слове заяц? Почему два слога? Коля, как ты думаешь, что умеет делать заяц? Верно, заяц умеет бегать, прыгать, заметать следы. Назовите врагов зайца.
Дети. Лиса, волк.
Логопед. Молодцы! Ребята, помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, как заяц готовится к зиме?
Дети. Летом заяц был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока.
Логопед. Ребята, а как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?
Дети отвечают.
Верно, зимой от врагов зайца спасает его белая шубка. А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов – лисы и волка. А кто из вас знает, как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывает кору упавших деревьев. Какое второе слово у вас получилось?
Дети. Медведь.
Логопед. Перечислите согласные, входящие в это слово и дайте им характеристику.
Дети. Звук [м'] – согласный, звонкий, мягкий, [д] – соглас ный, звонкий, твердый, [в] – согласный, звонкий, мягкий, [д] – согласный, звонкий, мягкий.
Логопед. Молодцы! Ребята, а как вы думаете, можно ли зимой увидеть медведя?
Дети. Нельзя.
Логопед. Почему вы так считаете?
Дети отвечают.
Вы правы. Оказывается, некоторые лесные обитатели (медведь, еж) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом домике для себя. Еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой, медведь – в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать. Теперь давайте разгадаем третье слово. Что у вас получилось?
Дети. Лиса.
Логопед. Сколько согласных в слове?
Дети. Два.
Логопед. Назовите мягкий согласный звук.
Дети. Звук [л].
Логопед. Назовите твердый согласный.
Дети. Звук [с].
Логопед. Перечислите гласные, входящие в данное слово.
Дети. [И], [а].
Логопед. Какая гласная указывает на мягкость предшествующего согласного?
Дети. [И].
Логопед. Какая гласная стоит после твердого согласного?
Дети. [А].
Логопед. Молодцы! Ребята, а знаете ли вы, как лиса готовится к зиме?
Дети отвечают.
Правильно. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. Теперь давайте разгадаем четвертое слово. Что у вас получилось?
Дети. Белка.
Логопед. Сколько согласных в слове белка?
Дети. Три.
Логопед. Назовите твердые согласные.
Дети. [Л] и [к].
Логопед. Назовите мягкий согласный.
Дети. Звук [б].
Логопед. Почему первый согласный произносится мягко?
Дети. Потому что после согласного [б] стоит гласный [е].
Логопед. Молодцы! Ребята, а вы знаете, как называется домик у белки?
Дети. Дупло.
Логопед. Правильно. Как вы думаете, как белочка готовится к зиме?
Дети. Она меняет цвет шубки.
Логопед. А почему белка зимой меняет цвет шубки, вы знаете?
Дети. Цвет шубки белка меняет для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем рыжая.
Логопед. Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо и мягко. Белочка – большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А что еще?
Дети. Припасы, которыми белка питается всю зиму.
Логопед. Правильно. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовочках – в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
Коррекция навыка чтения
на уровне предложения
Логопед. Итак, вы верно выполнили первое задание. Продолжаем наше занятие. У вас на партах лежат конверты. Достаньте их содержимое. Что записано на карточках?
Дети. Слова.
Логопед. Составьте предложения из данных слов.
Учащиеся составляют предложения. Логопед следит за ходом выполнения задания, при необходимости оказывает адекватную помощь.
Коля, прочти свое предложение.
Коля. Медведь очень сильное животное.
Логопед. О ком говорится в предложении?
Коля. О медведе.
Логопед. Что говорится о медведе?
Коля. О медведе говорится, что он сильное животное.
Логопед. Составь схему предложения на доске.
Ребенок рисует схему на доске.

Назови первое слово, третье слова. Прочти предложение наоборот по словам.
Ребенок выполняет задания.
Назови слово, в котором все согласные мягкие.
Коля. Очень.
Логопед. Молодец! Даша, прочти свое предложение.
Даша. У зайца красивая, пушистая, мягкая шерсть.
Логопед. О ком говорится в твоем предложении?
Даша. О зайце.
Логопед. О чем говорится в предложении?
Даша. В предложении говорится о том, какая шерсть у зайца.
Логопед. Сколько слов в предложении?
Даша. Шесть слов.
Логопед. Составь схему предложения.
Ребенок рисует схему на доске.

Назови самое короткое слово.
Даша. У.
Логопед. Назови последнее слово.
Даша. Шерсть.
Логопед. Прочти данное предложение наоборот по словам.
Даша. Шерсть мягкая пушистая, красивая зайца у.
Логопед. Саша, какое предложение составил ты?
Саша. Лиса больше всего любит свежее мясо.
Логопед. О ком говорится в предложении?
Саша. В предложении говорится о лисе.
Логопед. Что говорится о лисе?
Саша. Что лиса больше всего любит свежее мясо.
Логопед. Сколько слов в твоем предложении?
Саша. Шесть слов.
Логопед. Составь схему предложения.
Ребенок рисует схему на доске.

Прочти четвертое слово по буквам.
Саша. Эль, ю, бэ, и, тэ.
Логопед. Молодец! Карина, о ком составила предложение ты?
Карина. О белке.
Логопед. Что говорится о белке в данном предложении?
Карина. Белка – маленький беззащитный зверек.
Логопед. Составь схему предложения на доске.
Ребенок рисует схему на доске.

Сколько слов в предложении?
Карина. Четыре слова.
Логопед. Прочти последнее слово по буквам.
Карина. Зэ, вэ, е, эр, е, ка.
Логопед. Молодцы! Вы все верно выполнили и это задание.
Физкультминутка
Логопед. Ну а теперь настало время отдохнуть. Выполним звериную зарядку.
Раз – присядка,
Дети приседают.
Два – прыжок:
Подпрыгивают.
Это заячья зарядка.
Показывают «ушки на макушке» – зайчик.
А лисята, как проснутся,
Потирают кулачками глаза.
Любят долго потянуться,
Потягиваются.
Обязательно зевнуть,
Поворачивают туловище.
Рыжим хвостиком вильнуть.
Двигают бедрами вправо-влево.
А бельчата – спинку выгнуть
Наклоняются вперед.
И легонечко подпрыгнуть.
Подпрыгивают.
Ну а Мишка косолапый,
Сгибают руки в локтях.
Широко расставив лапы,
Ставят ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе
Переступают с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало -
Разводят руки в стороны.
Начинайте все сначала.
Повторяют все движения подряд.
Воспроизведение последовательности слов в речи
Логопед. Надеюсь, вы хорошо отдохнули. Продолжим наше занятие. Прежде чем приступить к чтению текстов, мы должны с вами подготовить наши язычки к работе. Лучшая тренировка – это скороговорка.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
(Крепит на доску плакат с записанной скороговоркой.) Давайте прочтем хором, записанную на плакате скороговорку.
Дети. У рыженькой малышки в дупле грибы и шишки.
Логопед. А сейчас попытаемся прочитать скороговорку, выделяя голосом то слово, на которое я укажу.
У рыженькой малышки в дупле грибы и шишки.
У рыженькой малышки в дупле грибы и шишки.
У рыженькой малышки в дупле грибы и шишки.
У рыженькой малышки в дупле грибы и шишки.
У рыженькой малышки в дупле грибы и шишки.
Молодцы! А сейчас я прошу вас еще раз внимательно прочитать скороговорку про себя. Постарайтесь ее запомнить. (Закрывает записанную скороговорку.) У вас на партах лежат половинки слов. Попробуйте из данных половинок восстановить последовательность слов в прочитанной нами скороговорке.
Дети выполняют задание. Логопед проверяет его.
Молодцы! Вы верно восстановили последовательность слов в скороговорке.
Коррекция навыка чтения
на уровне текста
Логопед. Продолжаем наше занятие. У вас на партах лежат карточки с текстами. Ваша задача – прочитать внимательно записанный текст, при этом верно восстановить зашифрованные слова, и ответить на вопросы, данные в конце текста.
Заяц
У айзац красивая, пушистая, мягкая рстьше. Во время прыжков заяц вы-
брасывает вперед сначала длинные ниезад лпыа, а потом редпеени короткие. Норы заяц не делает. Днем лежит под кустом, чьюон добывает себе ищуп. Летом ест траву, зимой – ноес, орук деревьев и кустарников. У зайца номог равгов: лиса, волк, ястреб, сова, орел. Зимой его спасает ялабе окраска.
Вопросы

  • О ком вы прочитали?
  • Какой заяц? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий.)
  • Назовите членов семьи зайца.
  • Когда заяц добывает себе пищу?
  • Чем питается заяц летом? Зимой?
  • Перечислите врагов зайца.
  • Что спасает зайца от врагов зимой? Запишите ответ. Составьте схему предложения.

Медведь
У дямевед громадное, неуклюжее олет, покрытое бурой тьюершс. У него большая логова, короткая и толстая яеш, маленькие глаза. У медведя бослае зрение. Уши большие, круглые. Лапы при ходьбе он ставит внутрь митягко и наружу пятками. Поэтому медведя назвали ласопымко. Медведь очень сильное животное. Питается мибагри, дагоями, михарео, птицами, живущими на земле и мелкими животными. Особенно любит полакомиться демом, и даже имя свое получил за это – медведь: ведает, где мед. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением довлохо медведь засыпает в своей берлоге.
Вопросы

  • О ком вы прочитали?
  • Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый.)
  • Назовите членов семьи медведя. (Медведь, медведица, медвежонок, медвежата.)
  • Как называется жилище медведя?
  • Почему медведя прозвали косолапым?
  • Чем питается медведь?
  • Чем особенно любит лакомиться медведь?

 Как проводит зиму медведь? Запишите ответ на вопрос. Составьте схему предложения.
Лиса
У жейыр ысли красивая, густая, пушистая ертьшс. Отел ее очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы ныйлидн тыйшиспу твосх. Мордочка вытянута, уши рыстое, стоячие. Злага с овальными зрачками. Ноги у лисы екитроко, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит жевесе мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы шиерохо слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши атщип под слоем снега. Лиса быстро раскапывает енсг и витол их. У нее тоже много раогвв, из которых самый опасный – олкв.
Вопросы

  • О ком вы прочитали?
  • Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая.)
  • Кто еще живет с лисой? (Лис, лисята, лисенок.)
  • Чем питается лиса?
  • Что больше всего любит лиса?
  • Назовите самого опасного врага лисы.
  • Какой хвост у лисы? Запишите ответ. Составьте схему предложения.

Белка
Акелб – маленький, беззащитный реквез. У нее ташиспуя, рыжеватая шерстка, выпуклые черные залаг. Большой пушистый твосх, размером с саму екулб. На затылке торчат ушки с микискаточ. Зубы белки большие, изогнутые и очень рыстое. Питается хамирео, минамесе хвойных деревьев. На имуз она делает в дуплах запасы рехово и желудей, сушит быриг на сучках кустарников. Акелб спасается от врагов только тем, что прячется в тыхсгу кахетв деревьев или ладупх.
Вопросы

  • О ком вы прочитали?
  • Какая белка? (Быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустрая, рыжая.)
  • Большая белка – это мама. Как ее называют? (Бельчиха.) А маленькие – это дети. Как их называют? (Бельчата.) А один? (Бельчонок.)
  • Какой хвост у белки?
  • Как спасается белка от врагов?
  • Чем питается белка?
  • Где хранит белка запасы на зиму? Запишите ответ. Составьте схему предложения.

Развитие внимания и мелкой моторики
Логопед. Итак, последнее задание. У вас на партах лежат карточки. Рассмотрите рисунок.
Кто там нарисован? Раскрасьте животных, идущих налево, синим карандашом, направо – зеленым.
Дети выполняют задание. Логопед уточняет, что они делают, почему животное раскрашивают синим карандашом или зеленым.
Итог занятия
Логопед. Подходит к концу наше занятие, настало время подвести итоги и ответить на вопросы.

  • О ком сегодня говорили на занятии?
  • Какие задания выполняли?
  • Что нового вы узнали о диких животных?
  • Как готовится к зиме белка?
  • Кто из зверей не готовится к зиме?
  • Что делает медведь зимой?
  • Составьте схему предложения «Медведь зимой спит».
  • Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе, третье.
  • Прочтите предложение наоборот по словам.
  • Ребята, а как мы должны относиться к окружающей нас природе, к диким животным?

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Комментарии: 1 к статье “ Коррекционно-логопедическая работа в школе-интернате VIII вида


  1. # 1 Аноним Пишет:

    Леночка, умница!


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск