Информационные технологии прочно вошли в жизнь многих малышей, начиная раннего возраста, что негативно сказывается на речевом развитии: дети позже начинают говорить, их речь бедна и примитивна. Родители и педагоги отмечают резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей.
Речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, и сознания себя в целом.
Одним из эффективных средств преодоления речевого недоразвития является театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи.
Интеграция театрализованной деятельности и занятий по развитию связной речи детей дает эффективное развитие речи в целом.
Занятие «К нам весна шагает» направлено на формирование связной речи с включением драматизации сказки «Заюшкина избушка» для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности.
Конспект занятия по образовательной области
Речевое развитие
Учитель-логопед Сапина Мария Александровна,
МБОУ СОШ №7, г.о. Серпухов
Возрастная группа: старшая
Тема: «К нам весна шагает».
Программные задачи:
- формировать умение составлять план и придерживаться его при составлении описательного рассказа о весне;
- совершенствовать умение образовывать прилагательные, обозначающие качество предмета или явления;
- упражнять детей в согласовании слов в предложении, оказывать помощь в правильном построении сложноподчинённых предложений;
- продолжать работу по обогащению природоведческого словаря;
- развивать чуткость к поэтическому слову;
- пополнять литературный багаж детей сказками, стихотворениями, загадками.
- обобщение представлений детей о сезонных изменениях в природе весной;
- формировать представления о том, что в природе всё взаимосвязано;
- развивать у детей интерес к музыке и умение эмоционально отзываться на неё.
- 1 вариант: сидя за столами парами
- 2 вариант: сидя полукругом
- 3 вариант: стоя в кругу
Способы организации детей:
Развивающая среда:
- карточки-схемы для составления описательного рассказа о весне;
- слайд с изображением схемы описательного рассказа о весне;
- телевизор;
- персональный компьютер;
- аудиозапись: песня «Весна-красна»; Э.Григ «Март»,
- шапочки-маски животных;
- картина А.Соврасова «Начало весны».
Предварительная работа:
- чтение сказки «Заюшкина избушка»;
- рассматриванием иллюстраций с весенним пейзажем;
- работа над схемами в предшествующей НОД;
- называние признаков весны;
- наблюдение на прогулках за весенними явлениями в живой и неживой природе
- слушание музыки (А. Вивальди «Времена года»; Э.Григ «Март»).
Этапы НОД
1.Открытый вход в деятельность.
Дети входят в группу под песню «Весна-красна», становятся в круг.
2.Вводно-организационный.
Логопед:
- Солнце ярче светит,
Дует теплый ветер,
Птицы с юга прилетели,
Звонко капают капели.
Вот и кончилась зима,
В гости к нам пришла …
Дети:
- Весна.
3.Мотивация на деятельность.
Логопед:
- Ребята, скажите, что такое весна?
Дети: Весна - это время года
Логопед:
- После какого времени года наступает весна?
Дети: Весна наступает после зимы.
Логопед:
- Чем же отличаются зима и весна. Давайте сравним зиму и весну.
4.Расширение имеющихся знаний.
Логопед: Зима оставила нам снежок. С ним мы поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду составлять предложения о зиме, а вы о весне.
Речевое упражнение «Скажи наоборот».
Логопед: Зима ушла, а весна …
1 ребенок: Весна пришла.
Логопед: Зима холодная, а весна …
2 ребенок: Весна теплая.
Логопед: Зимой небо пасмурное, а весной…
3 ребенок: Весной небо ясное.
Логопед: Зимой солнце стоит низко, а весной…
4 ребенок: весной солнце стоит высоко.
Логопед: Зимой воздух холодный, а весной…
5 ребенок: весной воздух теплый.
Логопед: Зимой день короткий, а весной …
6 ребенок: Весной день длинный.
Логопед: Зимой земля покрыта снегом, а весной…
7 ребенок: Весной появляются проталины, земля покрывается зеленой травкой.
Логопед: Зимой деревья стоят голые, а весной…
8 ребенок: Весной на деревьях набухают почки.
Логопед: Зимой все реки скованны льдом, а весной…
9 ребенок: Весной лед тает, появляются ручьи.
Логопед: Зимой люди носят шубы, а весной…
10 ребенок: весной люди носят куртки.
Подуть на снежок, чтобы он растаял.
Логопед:
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад –
Заглянул к нам месяц …март.
Первый весенний месяц - это март на фоне музыки Э. Грига дети садятся на стульчики.
Вот мы в гостях у марта - он радостно встречает нас. Март еще называют «протальник», потому что снег начинает искриться в весенних лучах, сильнее пригревает солнышко, бегут ручьи, бежит по дорогам шумная вода. Мартовское солнышко заглянуло в окно и оставило вам свои лучики, на лучики надо разложить картинки. Рассмотрите картинки внимательно. А в каком порядке их надо выложить подскажут вам ответы на весенние загадки. (По ходу отгадывания загадок появляются картинки на экране)
Всю зиму
Белел,
А, в марте
Взял и почернел.
Дети: Снег.
Логопед: Снег весной какой?
1 ребенок: Снег - темный, мягкий, талый, грязный, рыхлый.
Логопед: Что делает весной снег?
2 ребенок: Снег - тает, оседает, темнеет.
Логопед: Вот снег тает и превращается... Во что же он превращается?
Игривый, шаловливый,
Болтливый, говорливый.
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
Дети: ручей. Звук ручья
Логопед: Весной очень много ручейков. Что вы можете сказать о весенних ручьях? Ручьи какие?
1 ребенок: Звонкие, прозрачные, быстрые, холодные, журчащие.
Логопед: Что делают весной ручьи?
2 ребенок: Ручьи бегут, звенят, журчат.
Логопед: А, теперь следующая загадка.
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый -
Кружевной и синий-синий!
Дети: небо.
Логопед: Придумаем как можно больше слов про весеннее небо. Небо, какое?
1 ребенок: Голубое, высокое, чистое.
Логопед: Важный страж и друг поле,
Первый вестник теплых дней.(грач)
Грач какой? (черный, важный)
Логопед: Что видим мы, взглянув в оконце?
Нам ярким светом светит …
Дети: Солнце.
Логопед: Ребята, вы все правильно отгадали – лучик ожил, солнышко засветило своими яркими лучами!
На экране появляется «Солнышко» (Презентация).
Логопед: А теперь постарайтесь придумать как можно больше слов про весеннее солнышко. Солнце, какое? 1ребенок: весеннее, яркое, теплое.
Логопед: Что делает весеннее солнышко?
2 ребенок: Солнце - светит, пригревает, ласкает.
Логопед: Поиграем с солнышком.
Логоритмическое упражнение
Пальчиковая разминка "Заботливое солнышко".
Солнце с неба посылает Дети ритмично скрещиваютруки над головой.
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняетПлавно покачивают руки вверху.
Тучи, тучи, тучи.
Весной нежно согревает Ритмично потирают щеки.
Щечки, щечки, щечки.
А весной на носик ставит Ритмично постукивают пальцем по носу
Точки-точки-точки
Логопед: Расскажем по картинкам о признаках весны. Составление предложений.
Примерные ответы детей: Снег весной темный, талый, грязный. Снег тает, бегут звонкие прозрачные ручьи, весной высокое, яркое небо. Весной первыми прилетают грачи. Весной солнце греет, пригревает, ласкает.
Логопед: Как мы хорошо рассказали о весне.
А вот художник А. Соврасов на своей картине «Начало весны» решил эти признаки отобразить. Посмотрите на картину.
Какое время года на картине изображено?
Дети: Весна.
Логопед: Начало весны или конец весны. Может быть это зима? Посмотрите, на картине изображен снег. Почему так думаете?
Дети: Небо голубое нет темных туч, деревья сбросили свои снежные шубы, солнышко растопило некоторые участки земли, потекли ручейки.
Логопед: А, теперь, собирайтесь скорей в необычный поход. Ждут вас тайны лесные и тропинка в гости ждет.
Здравствуй лес, полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Давайте пройдемся по лесу.
5.Динамическая пауза.
У нас славная осанка,
Мы сведем лопатки.
Мы походимна носках,
А потом - на пятках.
Пройдем мягко как лисята,
И как мишка косолапый.
И как заинька трусишка,
И как серый волк-волчишка.
Вот, свернулся волк в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся –
Ежик сладко потянулся.
6. Практическая работа
Логопед: Кто же нам встретится? Узнаем, отгадав загадки.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (медведь).
Все время по лесу рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это…(волк).
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее …(лиса).
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги…
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется…(зайка).
Логопед: Животные, ребята, тоже рады весне.
Животных можно встретить не только в лесу, но и в сказках. Какие сказки о животных вы знаете?
Дети: «Колобок», «Теремок», «Лиса и дрозд», «Заюшкина избушка»
Логопед: Ребятки, посмотрите, солнышко прислало нам свой лучик! Какой он ласковый, тёплый, а ещё он волшебный. (Показать солнечный лучик). Лучик поможет растопить снег на наших пенечках.
«Лучик, снега ты коснись и сугробы растопи».
Давайте присядем на пенечки и покажем сказку «Заюшкина избушка».
6. Театрализация детьми сказки «Заюшкина избушка».
7. Молодцы! Аплодисменты артистам! Ребята, за нами наблюдало наше ласковое весеннее солнышко! Ему очень понравились ваши рассказы о весне и сказка, которую вы показали. И на память оно вам дарит весенние раскраски. Вы можете свои рисунки сделать яркими, по-весеннему солнечными и по ним дома рассказать о весне.
Логопед раздает детям раскраски.