«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Комплексные занятия по развитию речи, основанные на сюжетах знакомых сказок

27 января, 2007 Рубрика: Конспекты занятий Вельмискина Н.Я.

Вельмискина Н.Я., воспитатель ДОУ № 35, г. Балашиха Московской обл.
«У сказки есть счастливая возможность перелетать через пропасти, охватывать бесконечные пространства, сталкивать различные времена, сочетать самые крупные вещи с вещами самыми маленькими, преодолевать непреодолимые препятствия. Если сказка потеряет свой великий оптимизм, она сразу лишится всего: и мудрости, и чувства, и справедливости, и дара воображения и предвидения». (С.Я. Маршак)

Сказка – средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории, это «золотой ключик» к изменению окружающего, его творческому, созидательному преобразованию. Ребенок наполовину живет в воображаемом, нереальном мире, и не просто живет, а активно действует в нем, перестраивая его и себя. Именно из этой сокровищницы он черпает сведения о реальности, которой еще не знает, черты будущего, о котором еще не умеет задумываться.
Живой и выразительный язык сказки, особенно народной, изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся маленькими слушателями.
К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро, свободу».
Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Поэтому сказки можно использовать на всех занятиях. Например, на занятии по развитию речи они применяются для составления достаточно длинного распространенного предложения. Это делается с помощью игры «От каждого – по словечку».
Воспитатель. Колобок.
1-й ребенок. Колобок катится.
2-й ребенок. Колобок катится по дорожке.
3-й ребенок. Колобок катится по лесной дорожке. И т.д.
Также дети могут придумывать красивые прилагательные для характеристики героев. Например, работая со сказкой «Заюшкина избушка», дети называют зайчика маленьким, хорошеньким, сереньким, пушистым, добрым, веселым, грустным, удивленным, трусливым. Без сказки они вряд ли сумели бы подобрать столько определений.
Сказки помогают упражнять детей в правильном звукопроизношении. Например, по просьбе воспитателя, они могут дать определенные имена героям или выполнить другие подобные задания.
В имени зайки должен присутствовать звук [с], а в имени лисы – [з].
У зайки были игрушки, в названии которых есть звук [с], а у лисы – звук [з].
Дети упражняются в выделении во фразах слов с определенным звуком.
Найти слова со звуком [ч] в предложении: Сидит зайчик на пенечке и плачет.
Воспитатель предлагает детям сочинить конец сказки, начало которой придумывает сам. Это развивает связную речь, дикцию, звукопроизношение, фантазию, мышление, воображение.
Для тренировки речевого дыхания, звукоподражания, автоматизации звуков используются разнообразные игровые приемы.
Игра «Ворона». Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить – выдох. На выдохе произнести: Карр!
Игры «Найди ошибку», «Какой звук лишний?».
* * *
Доски на гору везем -
Будем строить новый … ком (дом).
* * *
Здесь хорошее местечко,
Протекает мимо … печка (речка).
* * *
Миша спит и видит … слон (сон),
Что летит в ракете он.
Сказка помогает формировать элементарные математические представления детей. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Белоснежка и семь гномов» и др.). Сказка помогает детям выбрать тему для сюжетного рисования, аппликации, конструирования.
Вашему вниманию предлагается сокращенный конспект открытого комплексного занятия по развитию речи с элементами театрализации, обучения грамоте и рисованию, построенного на сюжете русской народной сказки.
Заюшкина избушка
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Обучающие:
- совершенствование умения разыгрывать знакомую сказку с помощью игрушек-самоделок;
- закрепление правильного, отчетливого произношения звуков;
- развитие фонематического слуха (дифференциация звуков [р] – [л], [р'] – [л']);
- упражнение в нахождении слов с заданным звуком;
- подбор слов с противоположным значением;
- закрепление темы «Овощи, фрукты, продукты»;
- дальнейшее обучение составлению слов из слогов;
- активизация в речи слов коса, закоулочки, артист;
- становление умения рисовать штрихом.
• Воспитательные:
- обучение умению высказывать свое отношение к героям сказки;
- формирование таких нравственных качеств, как сочувствие, готовность придти на помощь, умение прощать, чувство коллективизма;
- воспитание артистизма.
• Развивающие:
- развитие речи, логического и образного мышления, памяти;
- развитие интонационной выразительности речи;
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Игрушки-самоделки: заяц (веселый и грустный), лиса, медведь, собака, петух.
2. Декорация к сказке: домик, пенек, панно.
3. Фланелеграф, слоги, буквы в виде человечков, две плоскостные тарелки для него.
4. Продукты в корзине.
5. Картонные морковки с начинкой из настоящих конфет.
6. Простые карандаши, половина альбомного листа бумаги.
ПОДГОТОВКА
1. Чтение сказки.
2. Обыгрывание сказки с помощью мягких игрушек.
3. Рассказывание сказки по ролям.
4. Приглашение на занятие родителей.
* * *
Организационный момент
Дети входят в зал, здороваются, садятся за столы.
Воспитатель. Ребята, вы любите сказки? Сможете угадать сказку по нескольким словам?
Дети. Да!
Воспитатель. Давайте попробуем. Тянут – потянут…
Дети. «Репка».
Воспитатель. Высоко сижу…
Дети. «Машенька и медведь».
Воспитатель. Яблонька, спрячь нас…
Дети. «Гуси-лебеди».
Воспитатель. В правое ухо влезла, а в левое вылезла…
Дети. «Крошечка-хаврошечка».
Воспитатель. Как выскочу…
Дети. «Заюшкина избушка».
Театрализация сказки
Воспитатель. Молодцы, сказки знаете. Давайте, покажем нашим гостям сказку «Заюшкина избушка». Дети, которые будут играть сказку, – артисты. Остальные будут зрителями.
Между детьми распределяются роли.
В театре и артисты и зрители ведут себя хорошо: не шумят, не кричат. Артисты должны говорить четко, красиво, правильно, громко.
Дети с помощью игрушек-самоделок обыгрывают сказку. Роль ведущего также исполняет ребенок. В случае затруднения воспитатель подсказывает нужные действия.
Беседа по сказке
Воспитатель. Кто обидел зайчика? Лису выгнали, а зайчик остался. Кого вам жалко? Почему? У зайчика появилось много друзей. Сколько? Кто пришел на помощь первым? Каким по счету пришел медведь? А что было бы, если бы петушок не прогнал лису? Почему зайчик пустил лису? А кому верите вы? Можно ли верить незнакомому человеку? Что победило в сказке – добро или зло?
Дети отвечают на каждый вопрос.
Закрепление антонимов
Воспитатель. Лиса вы-
гнала зайца. Зайчик плачет, а лиса…
Дети. Смеется.
Воспитатель. Собака трусливая, а петух…
Дети. Смелый.
Воспитатель. Зимой было холодно, а весной…
Дети. Тепло.
Воспитатель. Зайчик маленький, а медведь…
Дети. Большой.
Воспитатель. Весна пришла, а зима…
Дети. Ушла.
Физкультминутка
Воспитатель. Молодцы. Сейчас мы немножко отдохнем. Давайте сделаем «Звериную зарядку».
Раз – присядка,
Дети приседают.
Два – прыжок,
Это заячья зарядка.
Подпрыгивают, кладут ладошки на голову – ушки на макушке.
А лисички, как проснутся,
Кулачками трут глаза.
Сразу любят потянуться,
Потягиваются, отводят руки назад.
Обязательно зевнуть,
Зевают, прикрывая рот ладонью.
Ну и хвостиком вильнуть.
Двигают бедрами из стороны в сторону.
Ну а мишка – косолапый,
Слегка сгибают руки в локтях.
Широко расставив лапы,
Ставят ноги на ширину плеч.
То одну, то обе вместе -
Переступают с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
Раскачивают туловищем.
А наш Петя-петушок,
Ставят руки на пояс.
Подняв красный гребешок,
Поднимают голову вверх.
Важно по двору шагает,
Шагают, высоко поднимая колени.
Свою песню распевает.
А теперь вдохнули через нос, плечи не поднимать. На выдохе пропели Ку-ка-ре-ку.
Выполняется 2 раза.
Составление слов из слогов
Воспитатель. Почему-то зайчик наш грустный. Он хочет мне что-то сказать. (Берет зайчика и слушает, что он говорит.) Ребята, зайчик сказал, что лиса, убегая из домика, все разбросала, а он ведь готовится к школе. Он просит, чтобы вы помогли ему составить слова из слогов.
Дети на фланелеграфе составляют из слогов слова собака, избушка, бабушка, весна, пришла и др.
Молодцы! Помогли зайчику. Ты доволен, зайчик? Опять грустный? Что теперь ты хочешь? (Слушает, что говорит зайчик.) Он хочет кушать. Ребята, у меня тут случайно оказалась корзинка с продуктами. Отдадим их зайчику. Но зайчик любит только овощи и фрукты. Давайте, разложим их в две тарелочки. В одной будут овощи и фрукты, в названии которых есть звуки [р], [р'], в другой – [л], [л'].
Дети выполняют задания.
Рисование
Воспитатель. Зайчик хочет еще что-то нам сказать. (Слушает зайку.) Зайчик просит, чтобы вы нарисовали его и петушка. Но не просто, а штрихом.
Воспитатель раздает листочки и карандаши. Напоминает, что рисовать надо от точки: ставится точка (глаз) и вокруг нее располагаются штрихи. Дети рисуют. Затем все присутствующие рассматривают рисунки.
Какие красивые получились герои сказки! Смотрите, а зайчик наш стал веселым. Он хочет угостить нас морковкой.
Детям вручается сюрприз: картонная морковка с начинкой из настоящей конфеты. Дети прощаются с гостями и уходят в группу.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск