Нищева Н.В. логопед высшей категории, ст. преподаватель Института специальной педагогики и психологии, г. Санкт Петербург
Не секрет, что координация усилий специалистов, работающих в логопедической группе, является сложной и подчас невыполнимой задачей. Часто учителю-логопеду, пытающемуся объединить действия коллег, приходится слышать от воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре одну и ту же фразу:
«У нас своя программа!» И действительно, все специалисты работают по своим программам, превращаясь в хорошо известных нам героев басни
И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука». Согласитесь, это знакомая ситуация.
Но спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Так и родилась идея создания комплексной Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР.
В нашем детском саду постепенно создавалась база для комплексной коррекции ОНР. Девять учителей-логопедов, специалистов высшей квалификации, методистов педагогической практики разных вузов Санкт-Петербурга; педагоги-психологи, врач-невролог, массажисты, инструкторы ЛФК; хорошо оборудованные логопедические кабинеты, спортивный зал, физиотерапевтический и массажный кабинеты - все это позволило на практике проверить каждое положение рождающейся Программы.
Цель Программы - построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте 4-7 лет. Предусматривается взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей детей. Комплексное педагогическое воздействие направлено на выравнивание речевого и психофизического развития детей.
Программа создавалась для детей со вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития. Для детей с первым уровнем (не более 10% направляемых в логопедические группы) на основе данной Программы и Программы коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе1 могут быть составлены индивидуальные планы развития.
Программа позволяет обеспечить развивающее обучение, всестороннее совершенствование интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность. Одна из основных задач Программы - научить детей связной, грамматически правильной речи, дать навыки речевого общения, познакомить с фонетической системой русского языка, элементами грамоты, подготовить к обучению в школе. Программой предусмотрена охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами1, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности. Свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.
Оптимальные условия для коррекционно-развивающей работы создаются за счет модификации общеразвивающих программ2 и всего комплекса занятий в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей. Общеобразовательные задачи реализуются с синхронным выравниванием речевого и психического развития детей, т.е. один из основных принципов Программы - природосообразность. Программа учитывает общность детей с общим недоразвитием речи и их сверстников и основывается на онтогенетическом принципе.
В основе Программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач осуществляется благодаря комплекс-
ному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Так сотрудничество невролога и учителя-логопеда обеспечивает выбор адекватной коррекционной методики.
Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную деятельность логопеда, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, инструктора ЛФК, воспитателей.
Работой по разделу «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, другие специалисты планируют свои занятия в соответствии с его рекомендациями.
В работе по разделу «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог отвечает за сенсорное развитие и развитие высших психических функций; воспитатели знакомят до-
школьников с окружающим, художественной литературой, развивают временные, пространственные и элементарные математические представления, осуществляют руководство работой по разделу «Креативное развитие». Музыкальный руководитель занимается музыкальным развитием детей и вместе с учителем-логопедом проводит занятия логоритмикой. Работу по разделу «Физическое здоровье и развитие» осуществляет инструктор по физической культуре в зависимости от состояния здоровья детей.
В соответствии с профилем группы раздел «Речевое развитие» выдвинут в Программе на первый план. «Познавательное развитие», «Креативное развитие», «Физическое здоровье и развитие», «Нравственное воспитание», «Трудовое воспитание» связаны с основным разделом и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного воспитания.
В Программе подчеркивается, что в логопедической группе коррекционное направление является ведущим, а общеобразовательное - подчиненным. Все педагоги должны следить за речью детей и закреплять навыки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним психических процессов.
Программа рекомендует проводить комплексные интегрированные коррекционные занятия с привлечением различных специалистов. Их лучше проводить как обобщающие, итоговые, один раз в месяц. На таких занятиях дети учатся общаться друг с другом, что способствует за-
креплению навыков инициативной речи, совершенствованию разговорной, обогащению словарного запаса. Для устранения речевых нарушений используются разные виды доступной дошкольникам деятельности: изобразительная и конструктивная, хороводные игры с пением, подвижные игры. Конспекты комплексных коррекционных занятий приведены в методических пособиях «Разноцветные сказки» и «Развивающие сказки».
Программа дает подробное описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготовительной к школе группах для детей с общим недоразвитием речи. Предложены рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении, приведены методические рекомендации по работе с родителями.
В приложении помещены рекомендации по проведению и схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи, перечень пособий методического комплекта, списки специальной, методической и дет-ской художественной литературы.
В методический комплект входят пособие «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» (перспективное и календарное планирование работы, еженедельные задания логопеда воспитателям, дидактический материал к логопедическим занятиям), «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР», речевая карта ребенка с ОНР (4-7 лет), комплекты рабочих тетрадей для средней, старшей и подготовительной к школе логопедических групп, конспекты комплексных занятий «Разноцветные сказки» и «Развивающие сказки», «Мой букварь», комплекты настольно-печатных дидактических игр «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка», пособия «Будем говорить правильно», «Занимаемся вместе. Средняя группа. Домашняя тетрадь», «Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь», «Любимые сказки».
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала. Еже-
дневное многократное повторение пополняет словарь дошкольников, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей.
Концентрированное изучение - эффективное средство установления тесных связей между специалис-
тами, так как они работают в рамках общей лексической темы.
Семнадцать лет Программа осваивалась автором и учителями-логопедами Санкт-Петербурга и Ленин-
градской области, Москвы и Московской области, Казани, Челябинска, Магнитогорска, Ижевска, Ярославля, Мурманска, Сыктывкара и других регионов России.
В работе над разделом «Музыкальное развитие» принимала участие музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, отличник общего образования Гавришева Л.Б.; в работе над разделом «Физическое здоровье и развитие» принимала участие руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории, аспирант СПб НИИ ФК Кириллова Ю.А.