Кескевич В.В., учитель-логопед ДОУ № 88, г. Каменск-Уральский, Свердловская обл.
Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в формировании коммуникативных навыков, а также в совершенствовании тех же умений у их родственников, речь которых должна служить образцом для ребенка. К сожалению, общаясь с ними, мы довольно часто слышим неграмотную лексику (хочем, заплотим, ложить и т.д.).
Для повышения речевой культуры родителей мы организовали «Клуб знатоков русского языка», участниками которого стали мамы и папы, бабушки и дедушки. Тематика клуба охватывает разные стороны речевого развития ребенка: фонетику, лексику, грамматику. Уже на первой встрече мы старались убедить родных в том, что именно их роль в речевом развитии детей значима и усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вообще безрезультатны. Именно поэтому нами тщательно разрабатывается содержание работы клуба. Примером успеха послужила одна из интерактивных форм взаимодействия с семьей, которой мы хотим поделиться с коллегами.
КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
Сценарий заседания клуба
На встрече присутствуют близкие родственники детей. Роль ведущего исполняет логопед. Остальные роли играют дети.
Ведущий. Добрый вечер, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Сегодня мы хотим поговорить с вами о культуре речевого общения. Как правильно употреблять то или иное слово, какую конструкцию следует выбрать? Такие вопросы постоянно возникают у каждого из нас. Давайте вместе подумаем, что же такое культура речи?
Родственники отвечают.
Культура речи - сложное понятие. В быту под ним понимают грамотность. Но это еще и целая отрасль языкознания, называемая ортологией. В энциклопедии русского языка культура речи трактуется как владение нормами устного и письменного литературного языка, т.е. правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций речь оценивают как правильную или неправильную, допустимую или недопустимую. Например, правильно - послед-
ний в очереди и неправильно - крайний, класть - ложить, пара носков - пара носок, из школы - со школы. Возможны и допустимые варианты творог - творог, свёкла - свекла и т.д.
Правильной речи человек обучается всю жизнь. В дошкольный период особенно возрастает внимание детей к речи взрослых. Ребенок воспринимает не только обращенные к нему высказывания, но и беседы взрослых. Вероятно, многим родителям знакомы случаи, когда ребенок, казалось бы, занятый своим делом, оказывается в курсе происходившего в это время разговора близких. И когда малыш подрастет и начнет свободно говорить, родители вдруг заметят, что он может и ругаться, и кричать на них, и задавать отнюдь не детские во-
просы. Взрослые должны строго следить за своей речью, обращая внимание не только на ее грамотность, внятность, но и на тон, тематику, выбор слов и выражений.
Не существует волшебных таблеток, которые, если вложить их в уста ребенку, сделают его красноречивым. Нельзя сердиться на тех, кому искусство свободной живой речи не дается. Не стоит приходить в отчаянье, если ваш сын или дочь вырастут людьми немногословными, предпочитающими слушать, а не говорить. Это тоже неплохо. Но каждому из них мы должны привить вкус к хорошей речи и отвращение к речи грубой, вульгарной, безграмотной.
Давайте и мы, взрослые, задумаемся, всегда ли правильно звучит наша речь? Мы предлагаем вам сегодня побыть знатоками русского языка. Пожалуйста, послушайте стихи, которые специально по нашей просьбе написала воспитатель группы Шляпникова Ирина Борисовна, и постарайтесь найти в тексте все неверно употребленные слова, запишите их.
Почти по Михалкову
Автор
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел.
Кто-то, как сосед с соседом,
Вел неспешную беседу.
Кто-то, вслушиваясь, спорил,
Кто-то чьим-то мыслям вторил.
Брали тему за плечо,
Обсуждали горячо…
И сказал ребятам Коля.
Коля
Я на сад вчера пошел!
Автор
Заболел ты, Коля, что ли?
Ты хоть сад-то свой нашел?
Коля
Да, нашел, не в этом дело!
Там клубники понаспело!
Ягоды - не то что наши!
Да, таких не видел свет!
Жаль соседа, дядю Сашу:
Он придет, а ягод нет!
Автор
Вика, Светина подружка:
Вика
Здесь понятно и ежу!
Я викторию не в кружку,
Не в ведро, а в рот ложу!
Да и брат Артем, он тоже
Только в рот малину ложит!
Надя
Что заладили о саде?!
Автор
Возмутилась громко Надя.
Надя
Сменим тему! Не секрет,
Что у нас фазенды нет!
Ну и мы, конечно, Вика,
Плотим деньги за клубнику!
Света
Я вчера звонила Мише,
Типа, знать хочу, как жизнь!
То ли он звонка не слышал,
А ведь дома был, кажись!
Звонишь, звонишь, все напрасно!
Уваженья ни на грош!
Полюблю я лучше Стаса:
Он на Мейсона похож!
Надя
Стас и Мейсон? Ты, однако,
Ничего не смыслишь в лицах!
Вот евоная собака -
Та похожа на ослицу!
Вика
А вот ихний кот Тотошка
Вечно строит глазки кошкам,
Он бы в Барбаре, не смейся!
Был бы самый первый Мейсон.
Автор
Тут вступил в беседу Вова.
Вова
Допоздна вчера не спал!
Фильм смотрел, а там приколы,
Ржал, покуда не устал!
Этот… как его… Шварцнеггер -
Он… как двинет… прямо в лоб!
Ну, а тот… который… негр,
Он был мент, ну то есть - коп.
Он на этой… ну, на тачке
Ехал так, ну просто класс!
Он пальцами… так удачно…
Как он въехал между глаз!
Хохотал я до угара!
Я б смотрел тот фильм три дня!
Отдыхает… Домогаров,
И Каменская - фигня!
Вика
Обожаю сериалы:
Там красивая любовь!
Надя
Да любовь уже достала,
Как рекламная свекровь…
Вика
Та, которая всё учит,
Как варить и как стирать?
Коля
А меня от злости пучит:
Это ж надо столько врать!
Света
Из подъезда кто-то вышел…
Ой, сейчас я упаду!
Пропусти-ка, Коля к Мише,
Я потуда щас пойду!
Ой, посюда мне поближе…
Миша, ты куда, к кому?
Он и здесь меня не слышит,
Как Герасим из «Му-му»!
Тоже мне герой романа -
Без носок и без манишки,
Нет любови без обмана!
Все обманщики - мальчишки!
Надя
Что из вашей встречи вышло?
Света
Я с ним больше не играю!
Вика
Ты стери из сердца Мишу -
Запиши в нем Николая!
Вова
Я вчера подрался с Филей,
Он ревел, а я молчал.
И когда тот простофиля
Свои мышцы накачал?
Он заплотит мне за драку,
За ущерб и за фингал.
И за то, что мне жевачку,
Как всем пацикам, не дал!
Автор
Не нашедши истин в споре,
Утомились дети вскоре.
Обсудили все, что можно -
Языком молоть не сложно!
Было б разных тем побольше -
Много слов в словесной роще!
Мы меж слов всё ходим, ходим,
Только те ль слова находим?
Родственники обсуждают неверно использованные слова.
Ведущий. Сегодня у нас работает экспертная группа. Слово уважаемым экспертам.
Выступления родных комментируют педагоги.
Важнейшим условием для того, чтобы маленький, а потом и молодой человек овладел культурой речи, является та речевая атмо-
сфера, в которую он погружен с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Ваш ребенок скоро пойдет в школу… Всем вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? До-
статочно ли развита его речь? Ведь от нее зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребенку. К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, веселыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра - это основной вид деятельности до-
школьников, и мы представили ее в виде живого, растущего организма.
Можно показать макет дерева «Грамотная речь», снабженного табличками: игра - фонетика - лексика - грамматика - грамотная речь.
Играя, ребенок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма. Играя с ребенком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребенку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за вами готовый ответ.
Мы предлагаем вашему вниманию словесные игры и упражнения, которые способствуют активизации речевого развития детей. В упрощенном варианте вы сможете использовать эти игры дома. Итак, приглашаем вас в удивительный мир слов.
Всему название дано -
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных - нету!
И все, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас, -
Означено словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно - давно привычно нам,
Другое - незнакомо…
Язык и стар и вечно нов!
И это так прекрасно:
В огромном море - море слов -
Купаться ежечасно!
Давайте и мы с вами отправимся в сказочную страну детства и поиграем в разные игры.
Любопытный
Ведущий. На любой вопрос с помощью микрофона отвечайте быстро, только словами, начинающимися со звука [м].
Как вас зовут? (Марина, Михаил и т.д.)
Как называется город, в котором вы родились? (Москва, Мурманск и т.д.)
Кем вы работаете? (Менеджером, маляром и т.д.)
Какое у вас хобби? (Медленные танцы, макияж и т.д.)
Назовите ваше любимое блюдо. (Макароны, манная каша и т.д.)
Какой у вас любимый напиток? (Морс, малиновый сок и т.д.)
Назовите месяц, в который вы хотели бы поехать в отпуск? (Март, май).
Какие вывески на звук [м] вы встречали в городе? («Морозко», «Мебель Белоруссии» и т.д.)
Телеграмма
Родственники детей объединяются в команды по 3-5 человек.
Ведущий. Каждой из команд предлагается одно существительное. Ваша задача - как можно быстрее составить телеграмму так, чтобы все слова в ней начинались на звуки заданного существительного в том же порядке. Например, на слово внучка: Выезжаю, Новгород утренним, чайник купила. Анна.
Скороговорки-языколомки
Ведущий. Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки-языколомки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.
Кровельщик Кирилл криво крышу крыл.
Проворонила ворона вороненка.
Что бывает?
Ведущий. К исходному прилагательному вы должны подобрать согласованное с ним в роде, числе и падеже существительное.
Зеленый… - дом, помидор.
Зимняя… -
Домашнее… -
Грустные… -
Настоящий… -
Дама сдавала в багаж…
Ведущий. Это очень интересная, на наш взгляд, игра, в которой дети учатся описывать предмет, называя его признаки. На ваших столах лежат карточки. Игрок одной из команд должен взять карточку, не показывая ее игрокам других команд, перечислить все признаки предмета. Другие игроки узнают этот предмет. Ход переходит к тому, кто верно угадает предмет, изображенный на карточке. Описание предмета начинайте со слов Дама сдавала в багаж.
Придумать рассказ
Ведущий. Необходимо придумать рассказ, в котором все слова начинались бы на определенный звук. Например, на звук [п].
Папа пришел поздно. Поцеловал Павлика, погладил по плечу Петю. Подумал, попробовал пирог. Поужинал. Поднялся, постелил постель, потянулся. Присел, поправил подушку. Прилег.
Слово на ладошке
Ведущий. Назовите слова, которые находятся у вас в кармане. (Ключи, пуговица и т.д.). На потолке, на лице и т.д.
В заключение нашего вечера мы хотим напомнить вам азбучные истины.
Верьте в силы ребенка и помогите обрести эту веру ему.
Будьте умелым помощником, оставляя в душе малыша ощущение самостоятельности поиска и действия.
Не давайте ребенку останавливаться и топтаться на месте, про буждайте интерес ко все более трудным задачам.
Обучайте в игре, ведь детство - такая короткая пора для этого увлекательнейшего способа познания.
Не забывайте о том, что ребенок очень хочет стать взрослым и подражает вам во всем.
Будьте искренни, не носите масок!
Сопереживайте: радуйтесь и огорчайтесь вместе с ребенком.
Пусть наши дети будут умнее, добрее и прекраснее нас!
В результате подобных встреч в «Клубе знатоков русского языка» многие родители повысили свою речевую компетентность и стали нашими грамотными помощниками в формировании коммуникативных навыков и умений у детей, имеющих тяжелые нарушения речи.