Введение
В последнее время увеличивается число детей, имеющих те или иные нарушения в развитии, как в физическом, так и в психическом. Проблемы в развитии могут проявляться сразу после рождения ребенка. Но бывает, что дефекты начинают давать о себе знать по мере развития ребенка. Причины, обусловливающие возникновение у детей отклонений в развитии, могут быть как врожденные, так и приобретенные.
Наследственные патологии можно выявить еще на ранних этапах развития ребенка, а вот влияние факторов внешней среды предугадать очень тяжело. Это могут быть, во-первых, различные инфекционные заболевания, травмы и интоксикации. Во-вторых, на развитие ребенка существенно влияет такой фактор, как социальная среда, в которой он растет.
Любые отклонения в развитии, особенно у детей с комплексными нарушениями, требуют своевременной профилактики и коррекции уже имеющихся дефектов, так как именно от этого зависит дальнейший прогноз развития ребенка.
Применение специальных методов, приемов, технологий коррекционного воздействия при обучении лиц с отклонениями в развитии помогают повысить эффективность проводимой работы и достичь желаемых результатов.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
Специальное образование — это процесс обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, осуществляемый в различных образовательных структурах и обеспечивающий общее образование, коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Получение специального образования лицами с особенностями психофизического развития осуществляется с учетом их потребностей и возможностей в нескольких формах (специальная школа, индивидуальное обучение на дому; интегрированное обучение; обучение в условиях стационарного лечебного учреждения для часто и длительно болеющих детей, дистанционное образование).
С 01.09.2016 года вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
К категории детей с ОВЗ относятся: дети с нарушениями зрения; дети с нарушениями слуха; дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР); дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА); дети с задержкой психического развития (ЗПР); дети с нарушением интеллекта (У/О); дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), а также дети со сложными дефектами.
Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть эти трудности можно, используя особые методы и приемы для достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Особые образовательные потребности у детей разных категорий различны. Это связано со спецификой нарушения их психофизического развития, которая и будет определять в дальнейшем структуру построения учебного процесса.
Сегодня понятие «специальное образование» несколько изменилось: это уже не только дифференцированная сеть специальных учебно-воспитательных учреждений, а система комплексной коррекционной поддержки и помощи от рождения до глубокой старости.
Принципы специального образования в коррекционно-педагогическом процессе реализуются в соответствующих методах и приёмах.
Современные логопедические технологии как средства профилактики и коррекции речевых нарушений
В процессе образования человека с особыми образовательными потребностями специальная педагогика использует многообразные методы обучения и учения, воспитания, коррекции, совокупность, взаимодополняемость и комплексное использование которых и определяет его эффективность. Поэтому правомерно использование понятия «образовательная (педагогическая) технология» как интегрированного обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся.
Под образовательной технологией понимают последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на
практике заранее спроектированного педагогического процесса. Образовательная технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. К ним относятся:
- Технология логопедического обследования.
- Технологии коррекции звукопроизношения.
- Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
- Технологии коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
- Технологии развития интонационной стороны речи.
- Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи.
- Технологии формирования навыков речевой саморегуляции и введения их в речевую коммуникацию.
- Компьютерные технологии в коррекции речи.
Помимо этого в логопедической практике применяются и другие традиционные технологии:
- Технология развития мелкой моторики.
- Технология развития артикуляционной моторики.
- Технология развития фонематического слуха.
- Технология развития лексико – грамматических компонентов речи.
- Технология развития связной речи.
- Технология логопедического массажа.
Но также необходимо помнить, что речевые нарушения столь разнообразны, а методические подходы столь разноплановы, что вряд ли можно выделить какую либо универсальную методику коррекции речевых нарушений.
Логопедия - комплексная дисциплина, интегрировавшая в ceбe различные отрасли педагогики, психологии и медицины. Поэтому учителя-логопеды в своей практике часто используют не традиционные методы и приёмы смежных наук, адаптируя к своей работе наиболее эффективные, помогающие оптимизировать коррекционную работу.
Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям;
- новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога;
- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка;
- новые стимулы, служащие для создания благоприятного эмоционального фона, способствующие включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
В коррекционной педагогике получили широкое распространение такие нетрадиционные методы коррекционного воздействия как:
нейропсихологические технологии;
- кинезиотерапия;
- гидрогимнастика;
- суджок-терапия;
- фитотерапия;
- аурикулотерапия;
- ароматерапия;
- музыкотерапия;
- хромотерапия;
- литотерапия;
- имаготерапия;
- сказкотерапия;
- песочная терапия.
Как уже отмечалось, применение данных методов коррекции нельзя рассматривать изолированными, самостоятельными и самодостаточными. Их использование, скорее всего, служат для создания благоприятного эмоционального фона, что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
Кинезиотерапия как одна из технологий коррекционного воздействия при ДЦП
Остановимся подробнее на таком методе коррекционного воздействия, как кинезиотерапия.
Кинезиотерапия – это область физической реабилитации, где в качестве основного лечебного средства используются движения – позиции, позы, активные и пассивные упражнения. В логопедии и коррекционной педагогикеиспользуют следующие направления кинезитерапии: лечебную физическую культуру, логопедическую ритмику, логопедическую (артикуляционную) гимнастику, пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения, корригирующие позы, различные тренажеры.
Этот метод я широко применяю в своей практике при коррекции дизартрии у обучающихся с детским церебральным параличом.
Детский церебральный паралич (ДЦП) – группа непрогрессирующих нарушений позы тела и движений, вызванных повреждением центральной нервной системы, произошедшим в антенатальном, интранатальном или неонатальном периоде. При ДЦП имеет место раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга.
Двигательные нарушения, характерные для ДЦП, часто сопровождаются интеллектуально-мнестическими, речевыми и другими расстройствами. Для детей с ДЦП характерна мышечная слабость и высокая спастичность мышц в пораженных конечностях, которые приводят к задержке моторного развития, в том числе слабость или спастичность мышц артикуляционного аппарата, что свидетельствует о проявлениях дизартрии и влияет на качество речи.
Дизартрия – нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого неба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция.
Кинезиотерапия (лечение движением) занимает важное место в комплексной реабилитации лиц с нарушениями речи, в частности при коррекции дизартрических проявлений у детей с ДЦП. Как показала практика, это эффективное средство немедикаментозного воздействия. Многие ученые и исследователи, такие как Архипова Е.Ф., Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М., считают, что кинезитерапия при ДЦП играет особую роль. Без её широкого и правильного применения результаты лечения синдрома ДЦП не могут быть высокими и стабильными.
Реабилитация ребенка с ДЦП - длительный и сложный процесс, так как его психика и моторика находятся в постоянном динамическом развитии. Двигательные нарушения носят врожденный характер, психомоторное развитие не может протекать нормально из-за того, что формирование дефекта опережает формирование правильных навыков. Поэтому, процесс двигательного восстановления должен основываться на знании физиологического двигательного развития ребенка. Лечебное воздействие движений при ДЦП не ограничивается влиянием на рефлекторные механизмы. Правильно подобранные движения и позы могут оказывать благоприятное воздействие на функционирование поражённых при ДЦП структур головного мозга.
Кинезиотерапия в работе с детьми с ДЦП тесно сочетается с коррекционной ритмикой. Коррекционная ритмика - вид кинезиотерапии, при котором помимо коррекции двигательных расстройств развиваются высшие психические функции: внимание, память, воображение и речь. В основе коррекционной ритмики лежит ритм и музыкально-ритмическое движение. Задачей лечебной коррекционной ритмики является развитие чувства ритма и использование его в лечебно-восстановительных целях.
Во время занятий двигательной гимнастикой ребенок испытывает различные кинестетические ощущения, необходимые для координации работы всего организма. При стимуляции двигательных рефлексов закрепляются реакции на различные внешние воздействия. Подобная сенсорная нагрузка укрепляет и стимулирует развитие всей нервной системы ребенка.
Пассивная гимнастика подготавливает больного к лучшему воспроизведению постепенно восстанавливающихся активных движений. Каждую процедуру необходимо начинать с упражнений для здоровых конечностей, а затем чередовать их с активным движением паретичных конечностей и с дыхательными упражнениями, включая паузы для отдыха. Активные упражнения не должны вызывать болевых ощущений.
Поскольку при дизартриях наблюдаются парезы лицевой мускулатуры различной выраженности, то в кинезиотерапии выделяются специальные упражнения для восстановления и развития мимических движений.
Для нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры необходимо проводить дифференцированный логопедический массаж, артикуляционную гимнастику.
Пассивные упражнения, выполняемые самим логопедом, направлены на вызывание кинестезии. Активная артикуляционная гимнастика, постепенно усложняется и добавляются функциональные нагрузки. Артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезии и на улучшение качеств артикуляционных движений.
Все упражнения для мимической мускулатуры следует проводить на занятии между общеукрепляющими и дыхательными упражнениями на фоне предварительного расслабления, тепловой процедуры, поглаживания мышц на пораженной стороне.
Особенность кинезиотерапии, в отличие от других лечебных методов, состоит в осуществлении процесса упражняемости пораженных систем. Двигательные упражнения в значительной степени активизируют физиологические процессы в пораженных мышцах. Под влиянием регулярного упражнения расслабление мышцы осуществляется в более короткое время, чем до периода тренировки. В механизм реорганизации функции включается также развитие заместительных движений, ибо двигательные упражнения способствуют усилению функциональной перестройки всех звеньев нервной системы, оказывая стимулирующее влияние как на эфферентные, так и на афферентные системы.
Выводы
Коррекционная работа, осуществляемая с детьми с ОВЗ – это сложный трудоемкий процесс, требующий использования специальных методов, приемов, различных технологий воздействия, позволяющих добиться улучшения качества педагогического процесса, достичь эффективных результатов.
При коррекции речи у детей с ДЦП положительных результатов позволили добиться различные направления кинезиотерапии. При этом используются различные виды упражнений: на развитие общих движений рук, ног, туловища — с постепенным введением упражнений с предметами; на развитие мелкой моторики пальцев рук, мимических мышц лица; на развитие различных видов внимания: слухового, зрительного и памяти; коррекция просодической стороны речи; постепенное формирование нормального двигательного навыка.
С помощью различных направлений кинезиотерапии воспитываются общие и речедвигательная функции больных ДЦП. Методические приемы варьируются, в зависимости от степени поражения двигательных и речедвигательных мыщц, но сводятся к одному: к использованию двигательного ритма в целях оздоровления общей и речевой моторики, речевого ритма, просодии. Логоритмическая работа направлена на устранение апраксий, агнозий и расстройств, касающихся схемы тела, пространственной ориентации.
Таким образом, кинезитерапия – это область физической реабилитации, где в качестве основного лечебного средства используются движения – позы, активные и пассивные упражнения.
Литература:
- Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 105 с.: ил. - (Сердце отдаю детям).
- Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. — 109, [2] с. : ил. - (Сердце отдаю детям).
- Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф.Архипова М.: АСТ: Астрель/, 2008. – 254 с., – (Высшая школа)
- Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 115 с.
- Борозинец Н. М. Логопедические технологии: Учебно-методическое
- Варенова Т.В. Коррекционная педагогика: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Социальная работа». - Мн.: ГИУСТБГУ, 2007. - 112 с.
- Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: уч. пос. для студ. дефектологических спец. высш. уч. заведений. – Изд. 2-е доп. – Минск: Аскар, 2007. – 318 с.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
- Куртанова Д.К. Кинезотерапия в лечении детей с церебральным параличом [Текст] // Медицина: вызовы сегодняшнего дня: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). – М.: буки-Веди, 2017. – С. 1-4.
- Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
- Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом (Кн. для логопеда). М., Просвещение, 1985.
- Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика / под ред. Е.А. Медведевой. – М.: Академия, 2002.
- Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. — 112 с.
- Шашкина Г.Р. Кинезитерапия и коррекционная ритмика в работе с детьми с детским церебральным параличом. / Сборник статей материалов городской межрегиональной научно-практической конференции 14-15 мая 2014 г. «Междисциплинарный подход к сопровождению детей с церебральным параличом в системе образования», М., 2014г, с. 192-197
- Шашкина
Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. Пособие
для студ. высш. Пед. учеб. Заведений. – М.: Изд. центр. «Академия», 2005. – 192