Борисова Е.А., учитель-логопед ДОУ № 21, г. Биробиджан, Еврейская АО
В работе любого педагога, в том числе логопеда, самым удобным и наиболее часто используемым наглядным материалом являются картинки. А предметные картинки представляют собой самое универсальное многоцелевое пособие. У логопеда всегда имеются их наборы для закрепления поставленных звуков или относящиеся к различным темам («Мебель», «Одежда», «Фрукты» и т.д.). Очень часто логопеду важно добиться правильного называния изображенных на картинках предметов. Такая работа ведется на протяжении ряда занятий. Как же лучше организовать ее, чтобы старые, знакомые картинки не наскучили ребенку, а предлагались каждый раз по-новому, интересно и увлекательно? Как активизировать ребенка и побудить его к более качественному называнию картинок?
Предлагаемые игровые приемы помогут разнообразить данную работу, они не требуют времени на подготовку, сложного оборудования и наглядного материала. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов (машина, кукла, корзинка, кубики и т.п.). Количество картинок логопед подбирает, ориентируясь на возрастные и речевые возможности ребенка, учитывая также его индивидуальные особенности.
Едем на поезде
Ребенок составляет из картинок поезд и называет каждую картинку. Как вариант, логопед может изначально составить поезд, но картинки положить лицом вниз. Ребенок переворачивает картинки, выясняя, кто едет на поезде или что везет поезд, и называет предметы.
Веселая дорожка
Логопед выкладывает перед ребенком дорожку из картинок, либо ребенок выкладывает ее сам. По этой дорожке едет машина или идет какой-то персонаж, а ребенок по ходу движения называет каждую картинку.
Что везет машина? (Что несем в корзинке?)
В кузове машины или в корзинке лежат картинки. Ребенок, поочередно вынимая картинки, должен отчетливо их назвать. Если картинка названа неправильно или нечетко, она вновь кладется в кузов (в корзинку).
Чудесный мешочек (Волшебная шкатулка)
Это задание аналогично предыдущему, только картинки лежат в мешочке или шкатулке, которую можно заменить яркой коробочкой. Ребенок, не глядя, берет картинку и называет ее лишь после того, как она оказалась в руке или на столе.
Строим дом
Из картинок, названия которых нужно отработать, ребенок выкладывает домик, отчетливо называя каждую картинку. Логопед может заранее положить картинки в виде домика изображением вниз, а ребенок будет переворачивать картинки и называет каждую. Можно попросить ребенка назвать нижний (верхний, левый, правый) ряд картинок-кирпичиков.
Волшебный волчок
Логопед раскладывает картинки вокруг волчка, который можно сделать из кружка со стрелкой, проткнутого спичкой или палочкой. Ребенок вертит волчок и называет ту картинку, на которую указывает стрелка.
Лесенка-чудесенка
Ребенок из кирпичиков строит лесенку и раскладывает на ступеньках картинки или в виде лесенки раскладывает картинки на столе. Поднимаясь по ступенькам вместе с каким-нибудь персонажем, он называет каждую картинку. Если слово произносится неправильно или картинка называется неверно, движение останавливается. Можно ввести элемент соревнования, когда два ребенка (или больше) поочередно поднимаются каждый по своей лесенке на скорость.
Авиадиспетчер (Отважный капитан)
Перед ребенком на столе в произвольном порядке лежат картинки. Это аэродром с посадочными площадками, на которые нуж но посадить самолеты, или океан с островами, к которым будет причаливать корабль. В первом случае ребенок - диспетчер, регулирующий порядок полетов, во втором - капитан, ведущий свое судно от острова к острову.
1. Логопед шепотом называет слово, ребенок находит нужную картинку, ставит на нее самолет или кораблик и произносит слово громко.
2. Слово называет ребенок, а находит картинку и ставит игрушку логопед или другой ребенок.
3. Ребенок сам манипулирует с игрушкой и называет картинки.
Поле чудес
Как и в предыдущем задании, перед ребенком разложены картинки. За основу можно взять расчерченный лист бумаги или шахматную доску. По командам логопеда («Вперед, вперед, вправо» и т.п.) ребенок начинает движение с отмеченной клетки. В том месте, где он остановился, нужно назвать картинку.
Строим мостик через речку
В качестве строительного материала для мостика можно использовать картинки или кирпичики с приклеенными к ним картинками. Ребенок, строя мостик и затем проходя по нему через речку, называет каждую. Если картинки или кирпичики достаточно крупные, мостик можно строить на полу, и ребенок сумеет по-настоящему пройти по нему. Если работа проводится на столе, то по мостику можно пройти пальчиками, либо провести по нему игрушку (куклу, мишку) или провезти машину.