Вахрина Е.Ю., аспирант ЛГУ им. А.С. Пушкина, г. Пушкин, Ленинградская обл.
У умственно отсталых школьников наблюдаются серьезные недостатки в формировании лексики. Речь таких детей отличается ограниченностью, бедностью. Она лишена слов различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия. Дети не знакомы с названиями многих видовых и родовых понятий. Незнание большого круга слов разной обобщенности делает их речь мало понятной.
Изучением нарушений лексического и грамматического строя речи таких детей занимались многие исследователи [1], [2], [9]. Однако вопрос об особенностях атрибутивного словаря умственно отсталых школьников остается одним из наименее освещенных. Учащиеся с отклонениями в интеллектуальном развитии крайне редко используют прилагательные в своей речи и испытывают значительные трудности при изучении этой части речи, что связано как с объективными, так и с субъективными факторами. По данным Н.В. Тарасенко, умственно отсталые школьники младших классов чрезвычайно редко употребляют прилагательные, обозначающие внутренние качества человека.
Патологическое различие между пассивным и активным словарем - вот еще одно специфиче-
ское качество лексики таких детей. Значительная разница между словами, которые ребенок знает и которые употребляет в речи, - это проявление низкого уровня развития его мышления. Небольшой по объему активный словарь умственно отсталых учащихся отражает примитивность их желаний, отсутствие знаний для более точного описания увиденных признаков, действий, отношений между людьми, предметами, явлениями.
Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова сделали вывод том, что школьники с ограниченными интеллектуальными возможностями часто допускают ошибки при выполнении заданий на согласование прилагательного и существительного в роде, числе и падеже [6], [7], [9]. Особенно трудны для них согласования в среднем роде: красная платье, голубая блюдце. Эти же исследователи к характерным ошибкам при выполнении таких заданий относят и использование краткой формы прилагательного вместо полной: красны цветок, красна машина. В косвенных падежах отмечаются замены именительным падежом прилагательного: на маленький столике.
Г.М. Дульневым установлено, что у учащихся специальной (коррекционной) школы более половины воспроизводимых прилагательных приходится на группу из 10-15 слов [4]. Следовательно, образуется так называемый «дежурный» словарь, который упо-
требляется детьми в различных ситуациях, заменяя другие, более точные характеристики. Кроме того, дополнительные стимулы помогают учащимся вспомнить нужное слово, поскольку оно имеется в их лексическом запасе.
Проблемы в усвоении атрибутивного словаря существуют не только у детей с умственной отсталостью. Е.А. Гордиенко отмечает, что и дети без нарушений развития также испытывают подобные сложности, которые обусловлены объективными факторами [3]:
- спецификой самого прилагательного;
- социальной запущенностью и, как следствие, недостаточным уровнем речевого общения в семье, лексически обедненной, в частности прилагательными, языковой средой.
Таким образом, оправдывает себя изучение особенностей атрибутивного словаря умственно отсталых учащихся на логопедиче-
ских занятиях для последующей коррекции выявленных недостатков. Изучив работы Б.Б. Беляв-
ского, Г.С. Купцовой, А.Г. Зикеева, О.В. Узоровой, Е.А. Нефедовой и др. мы смогли составить специальную методику исследования атрибутивного словаря, адаптировав ее к контингенту учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Наша методика включила восемь заданий грамматического и восемь - лексического характера, которые мы разделили на две части. Рассмотрим подробно каждую из них.
Задания на выявление особенностей атрибутивного словаря
I часть. Пассивный словарь
Грамматические задания
Соедини слова линией
Изучается умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. Детям предлагаются два столбика слов. В первом - существительные, во втором - прилагательные, написанные вразнобой. Задача учеников - соединить линией существительные с прилагательными, имеющими такой же род, а не только подходящими по значению.
кошка кожаная
ведро интересный
сумка пушистая
мяч красивое
журнал железное
платье резиновый
Измени выделенное слово
Изучается умение согласовывать прилагательные с существительными в числе. Детям выдаются тексты с выделенными прилагательными, которые использованы в неподходящем числе. Ученики, выбрав из слов для справок правильный вариант, должны исправить их в тексте.
На юге последний лучи солнца малиновой пятнами горят на стволах деревьев. Один за другим смолкают соловьи. Черные дрозд последними песней заканчивает зарю. Через минуту над прудами закружатся летучая мыши. Скоро начнется новые, особенная ночная жизнь.
По М. Пришвину
Слова для справок: последние, малиновыми, черный, последней, летучие, новая.
Подчеркни нужное слово
Изучается умение подбирать притяжательные прилагательные. Детям называются два предложения: первое дает понять, о чем пойдет речь во втором, а второе - во-
прос (с вариантами ответов), отвечая на который ученики должны подчеркнуть правильный вариант притяжательного прилагательного.
Мама сварила суп из курицы. Значит, мама сварила какой суп? - Куриный, курячий, курий.
Папа строит конуру для собаки. Значит, папа строит чью конуру? - Собачью, собакину, собачачью.
Охотники наткнулись на берлогу медведя. Значит, охотники наткнулись на чью берлогу? - Медвежью, медвежачью, медвежиную.
Собаки почуяли след лисы. Значит, собаки почуяли чей след? - Лисий, лисиный, лисячий.
У Миши болит место от укуса осы. Значит, у Миши болит место чьего укуса? - Осиного, осьего, осячьего.
Оля купила корм для рыб. Значит, Оля купила чей корм? - Рыбий, рыбиный, рыбячий.
Вставь слово
Изучается умение согласовывать прилагательные с существительными в падеже, (изменять прилагательные по падежам). Детям предлагаются тексты с пропущенными прилагательными, но с поставленными вопросами к ним. Ученики должны выбрать из слов для справок прилагательные в правильном падеже, опираясь на вопрос.
Наступила весна. Птицы… (какие?) прилетели. Нет больше… (каких?) дней. Деревья и цветы рады… (какому?) солнцу. На полях можно увидеть… (каких?) грачей. Скворцы заливаются… (какими?) песнями. Все живое давно мечтало о… (какой?) погоде.
Слова для справок: перелетные, холодных, теплому, черных, веселыми, теплой.
Лексические задания
Плохой - хороший
Изучается умение подбирать прилагательные-антонимы. Ученикам предлагаются два столбика слов. В первом написаны прилагательные, обозначающие черты характера плохого человека, а во втором - хорошего. Необходимо соединить линией слова с противоположным значением (отрицательные черты характера с положительными).
злой правдивый
ленивый аккуратный
трусливый щедрый
неряшливый трудолюбивый
нечестный добрый
жадный смелый
Одно и то же
Изучается умение подбирать прилагательные-синонимы. Детям предлагаются словосочетания из прилагательного и существительного. Опираясь на слова для справок, они должны заменить прилагательные на другие, но такого же лексического значения.
Образец: Небывалый случай - невиданный случай.
Короткая аллея - … аллея.
Дремучий лес - … лес.
Мокрая трава - … трава.
Душистый цветок - … цветок.
Старый дом - … дом.
Хмурая погода - … погода.
Слова для справок: недлинная, густой, сырая, пахучий, ветхий, пасмурная.
Найди лишнее слово
Изучается умение классифицировать прилагательные по группам (цвет, размер, форма, вкус, материал, время суток) и выбирать лишнее, не подходящее под выбранную группу.
Из прилагательных, обозначающих цвет, выбрать лишнее, называющее форму предмета.
Голубой, зеленый, квадратный, красный.
Из прилагательных, обозначающих размер предмета, вы-
брать лишнее, называющее форму.
Маленький, большой, средний, овальный.
Из прилагательных, обозначающих форму, выбрать лишнее, называющее цвет.
Круглый, синий, треугольный, прямоугольный.
Из прилагательных, обозначающих вкус, выбрать лишнее, называющее размер.
Сладкий, большой, соленый, кислый.
Из прилагательных, обозначающих материал, выбрать лишнее, называющее вкус.
Железный, деревянный, пластмассовый, горький.
Из прилагательных, обозначающих время суток, выбрать лишнее, называющее погоду.
Утренний, морозный, вечерний, ночной.
Скажи по-другому
Изучается понимание переносного значения прилагательных. Детям предлагаются два столбика с фразеологическими оборотами. В первом написаны обороты с прилагательными в переносном значении, а во втором- словосочетания из существительного и прилагательного, раскрывающие значение фразеологизма. Ученики должны линией соединить соответствующие словосочетания.
Мартышкин труд Умелый человек
Чистой воды Растерявшийся человек
Золотые руки Бывалый
человек
Мокрая курица Бесполезная,
ненужная работа
Дубина Лучшего
стоеросовая качества
Тертый калач Высокий, глупый человек
II часть. Активный словарь
Грамматические задания
Листья деревьев
Изучается умение образовывать от существительных относительные прилагательные, обозначающие название листьев деревьев. Детям предлагается образец, на его основе они должны образовать относительные прилагательные, обозначающие названия листьев разных деревьев.
Образец: Листья липы - липовые листья.
Листья осины - …
Листья клена - …
Листья дуба - …
Листья рябины - …
Листья ольхи - …
Листья березы - …
Что из чего сделано?
Изучается умение образовывать от существительных прилагательные, обозначающие материал, из которого изготовлен предмет. На основе образца ученики должны образовать прилагательные от существительных.
Образец: Стол из дерева - стол (какой?) деревянный.
Коробка из картона - …
Ведро из железа - …
Сумка из кожи - …
Мяч из резины - …
Пианино из дерева - …
Стакан из стекла - …
Придумай новое слово
Изучается умение образовывать прилагательные от глаголов. Детям предлагается образец, на основе которого они должны образовать словосочетания, состоящие из глагола стать и прилагательного.
Образец: Побелеть - стать (каким?) белым.
Постареть - …
Поумнеть - …
Покраснеть - …
Повзрослеть - …
Загорать - …
Повеселеть - …
У кого чье?
Изучается умение образовывать притяжательные прилагательные. Дети должны образовать притяжательные прилагательные по типу чей хвост? от существительных.
Образец: У медведя голова (чья?) медвежья.
У волка хвост …
У лисы …
У зайца …
У петуха …
У рыбы …
У собаки …
Лексические задания
Скажи наоборот
Изучается умение использовать антонимию прилагательных. Дети должны придумать антонимы к предложенным прилагательным и написать их.
Здоровый - …
Мокрый - …
Сытый - …
Близкий - …
Смелый - …
Острый - …
Слова-приятели
Изучается умение использовать синонимию прилагательных. Дети должны к предложенным прилагательным придумать синонимы и записать их.
Сырой - …
Большой - …
Грустный - …
Робкий - …
Ласковый - …
Неловкий - …
Признаки предметов
Изучается умение подбирать к предмету как можно больше признаков. Дети должны, опираясь на предложенное лексическое значение, придумать к предмету как можно больше признаков (к существительным необходимо подобрать прилагательные, подходящие по смыслу).
Образец: Подушка (по форме) бывает квадратная, прямоугольная, круглая.
Яблоко (по вкусу) бывает …
Цветок (по месту произрастания) …
Собака (по характеру) …
Карандаш (по цвету) …
Лопата (по материалу) …
Дом (по размеру) …
Скажи по-другому
Изучается умение использовать прилагательные в переносном лексическом значении. Детям предлагаются фразеологические обороты с прилагательными в переносном значении. Необходимо написать словосочетание с использованием прилагательного, раскрывающее значение фразеологизма.
Образец: Каланча пожарная - это очень высокий человек.
Белая ворона - это…
Святая простота - …
Заячья душа - …
Золотое сердце - …
Закадычный друг - …
Медвежья услуга - …
Для удобства задания нашей методики предлагаем оценивать по следующей системе: за каждый правильный ответ - 1 балл. Таким образом, за каждое задание максимально можно было получить 6 баллов. Только в задании «Признаки предмета» 1 балл рекомендуем ставить за каждое предложенное прилагательное, поэтому определенный максимальный результат в этом задании неопределим. Если ребенок не справился с заданием, он получает 0 баллов.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. М., 2002.
2. Гнездилов М.Ф. Методика изучения русского языка во вспомогательной школе. М., 1965.
3. Гордиенко Е.А. Развитие речи учащихся вспомогательных школ. Ташкент, 1989.
4. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М., 1981.
5. Зикеев А.Г. Сборник упражнений по развитию речи на уроках грамматики. М., 1997.
6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1999.
7. Лалаева Р.И. Нарушение устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. Л., 1988.
8. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы: Метод. рек. / Авт.-сост. Б.В. Беляв-
ский, Г.С. Купцова. М., 1993.
9. Петрова В.Г. Развитие речи умственно отсталых учеников // Дети с ограниченными возможностями: Проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. М., 2001.
10. Узорова О.В. и др. Практиче-
ское пособие по развитию речи. М., 2002.