«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Исследование невербальных средств общения у младших школьников с заиканием

22 мая, 2005 Рубрика: Исследование Дель С.В.

Дель С.В., аспирант института специальной педагогики и психологии УрГПУ, г. Екатеринбург
Речь как основа коммуникативного процесса представляет собой знаковую систему. К таким системам принадлежит и невербальная коммуникация, которая включает в себя пять подсистем.
1. Пространственная (межличностное пространство).
2. Взгляд.
3. Оптико-кинетическая:
- мимика (выражение лица);
- жесты;
- пантомимика (мимика, позы, жесты).
4. Паралингвистическая или околоречевая:
- сила голоса;
- его диапазон;
- выразительность;
- тембр.
5. Экстралингвистическая или внеречевая:
- ритм речи;
- логическое ударение.
Необходимость невербальных сигналов для общения подтверждается экспериментальными исследованиями, из которых следует, что слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38 - значения несут интонации и модуляции голоса и 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты (В.З. Биркенбил, 1997; М.Н. Кнапп, 1998).
В работах по изучению онтогенеза детской речи доказана огромная роль невербальных компонентов в ее появлении и совершенствовании (П.К. Анохин, Л.И. Белякова, Л.С. Выготский, В.А. Гиляровский, Н.И. Жинкин, В.В. Ковалев, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, М.П. Лисина, А.Р. Лурия и др.).
Экспериментальные данные (Л.З. Арутюнян, 1990; Л.С. Волковой, 1989; Т.С. Когновицкой, 1983; Е.В. Лавровой, 1993 и др.) показали недоразвитие паралин-
гвистических, экстралингвистических средств общения у заикающихся детей. Н.Н. Станишевская (1984), анализируя деятельность общения, выявила, что у заикающихся страдает не только вербальная, но и невербальная коммуникация. У них нарушена синхронность, согласованность двойной связи: коммуникативной (вербальной) и метакоммуникативной (двигательной, эмоциональной, интонационной, жестовой), предшествующей в онтогенезе вербальной. Снижается способность не только самовыражения, передачи информации, но и ее восприятия.
Указанные трудности, проявляющиеся в коммуникативной деятельности заикающихся, побудили нас к изучению владения невербальными средствами общения у таких младших школьников. Для этого была разработана специальная методика. В экспериментальном исследовании приняли участие 103 ученика 1-4-х классов общеобразовательных школ г. Березники Пермской области.
Исходя из поставленной цели, нами была разработана методика обследования трех подсистем невербальных средств общения у младших школьников с заиканием. Для качественно-количественной оценки результатов мы использовали систему, разработанную в лаборатории А.Р. Лурии.
Методика обследования
Оптико-кинетическая подсистема
Мимика
Используя мимику, показать эмоциональное состояние:
- радость;
- злость;
- страх;
- печаль.
Жесты
Изобразить с помощью жестов:
- задумчивость;
- благодарность;
- радость от встречи.
Пантомимика
Используя жесты и мимику, изобразить:
- ребенка, которому подарили не тот подарок, который он ожидал;
- ребенка, которому в столовой подали невкусный обед;
- трудное задание.
Оценка результатов
1 балл - правильное и точное выполнение задания;
0,5 балла - замедленное и напряженное;
0,25 балла - с ошибками;
0 баллов - невыполнение.
Обработка результатов: количество баллов делится на количество проб (10) и умножается на 100%.
Паралингвистическая подсистема
Сила голоса
Сосчитать от 1 до 10:
- громко, тихо, громко;
- усиливая голос;
- ослабляя голос.
Диапазон
Произнести фразу «Я - аист»:
- посылая звук в небо;
- «и вверх и вниз…», как будто красишь забор.
Выразительность
Произнести фразу «У меня есть собака»:
- равнодушно;
- таинственно;
- восхищенно.
Тембр
Произнести фразу «Уронили мишку на пол» как:
- маленький ребенок;
- директор школы.
Оценка результатов
1 балл - правильное и точное выполнение задания;
0,5 балла - замедленное и напряженное;
0,25 балла - с ошибками;
0 баллов - невыполнение.
Обработка результатов: количество баллов делится на количество проб (10) и умножается на 100%.
Экстралингвистическая подсистема
Ритм речи
Прохлопать песенку:
- «В лесу родилась елочка»;
- «В траве сидел кузнечик»;
- «От улыбки солнечной одной».
Темп
Рассказать стихотворение А. Барто «Мячик» следующим образом:
- со скоростью улитки;
- как марширующий солдат;
- как робот.
Логическое ударение
Произнести скороговорку, меняя ударение на словах:
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Оценка результатов
1 балл - правильное и точное выполнение задания;
0,5 балла - замедленное и напряженное;
0,25 балла - с ошибками;
0 баллов - невыполнение.
Обработка результатов: количество баллов делится на количество проб (10) и умножается на 100%.
Анализ исследования владения невербальными средствами общения выявил их недоразвитие у 103 испытуемых (100%). Нарушения проявлялись в недостаточной силе голоса, ускоренном темпе речи, в дискоординации дыхания и фонации, инфантильности мимики. При волнении у всех детей отмечались ускорение темпа речи, нарушение ее ритма, несоблюдение пауз, ускоренный речевой выдох, частые дополнительные вдохи в момент речи, в связи с чем нарушалась ее плавность и интонационная выразительность.
В целом исследование владения невербальными средствами общения у младших школьников с заиканием позволило сделать следующие выводы:
- такие дети не умеют в полной мере использовать средства невербальной коммуникации, что в свою очередь затрудняет речевое общение;
- дефицит невербальных средств общения не исчезает с годами и создает нагрузку на речь заикающегося;
- необходима целенаправленная поэтапная работа по формированию, развитию и совершенствованию невербальных средств общения у младших школьников, страдающих заиканием.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск