Мещерякова Л. В., ст. преподаватель ЛГПУ, г. Липецк
В современной жизни широкое распространение получило массовое искусство, которое пренебрегает спецификой детской субкультуры, оставляет в стороне устное народной творчество. От детей ускользают точность, выразительность и красота родного языка. Сегодняшнему дошкольнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важные моменты для развития познавательной деятельности. Леших и домовых заменили покемоны и черепашки-нинзя, былинных героев – роботы-монстры. Но ведь только знание прошлого позволяет полноценно овладеть настоящим. Венгерский поэт Ш. Петефи писал: «Что бы там ни говорили, а истинная поэзия – поэзия народная. Согласимся на том, что ее надо сделать господствующей».
Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом развивается фонематический слух малыша. Те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, стали наиболее творческими личностями. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. А сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли.
У дошкольников с ОНР изначально бедный словарный запас, несформирована грамматическая система, неразвита связная речь. Необходимо, не нарушая естественного хода коррекционно-воспитательного процесса, обогатить детский словарь понятиями из устного народного творчества (не только русского, но и других стран), познакомить с обозначениями предметов, оставшимися в прошлом. Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение. Большинство потешек – готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.
Во многих сказках внимание привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Они приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его более духовным.
Примерный речевой материал для логопедических занятий
Обогащение словаря старинными понятиями, словами с противоположным значением, развитие вербально-логического мышления
Предлагаемый материал используется в работе с детьми второго года обучения в логопедической группе. Сначала используются пословицы, где формы антонимов совпадают, затем – нет. Отличие этих форм не препятствует их усвоению, а ведет к закреплению разных вариантов слова.
- Плохой друг, что тень: в солнечный день не отвяжешься, в ненастный не найдешь.
- Радость молодит, а горе старит.
- Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя глазок продирает.
- Рубашка беленька, да душа черненька.
- Сыт – весел, а голоден – нос повесил.
- Сытый голодному не товарищ.
- Трудно найти, легко потерять.
- Умный плачет, а глупый скачет.
- Хороша веревка длинная, а речь короткая.
- Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
- На голове густо, а в голове пусто.
- На грубое слово не сердись, на ласковое – не сдавайся.
- На смелого собака лает, а трусливого кусает.
- Над другом посмеешься – над собой поплачешь.
- Нашел – не радуйся, потерял – не тужи.
- Не видав горя, не узнаешь и радости.
- Не хвали меня в очи, не брани за глаза.
- Несчастья бояться – счастья не увидать.
- Новых друзей наживай, а старых не теряй.
- От гнева стареешь, от смеха молодеешь.
- Земля черная, а хлеб белый родит.
- Кошачья лапка мягка, а коготок – остёр.
- Легче друга потерять, чем найти.
- Лучше плохо ехать, чем хорошо идти.
- Лучше с умным потерять, чем с глупым найти.
- Люби брать, люби и отдавать.
- Мал соловей, да голосок велик.
- Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.
- Больше слушай, меньше говори.
- В кривом глазу и прямое криво.
- В мороз заснуть легко, проснуться – трудно.
- В одно ухо влезет, в другое вылезет.
- Где сорняк цветет, там хлеб вянет.
- Где работают там и густо, а в ленивом доме пусто.
- Горькая правда лучше сладкой лжи.
- Декабрь год кончает, а зиму начинает.
- Добро помни, а зло забывай.
- Дождик вымочит, а красное солнышко высушит.
- Козла спереди бойся, коня сзади.
- Корень учения горек, да плод его сладок.
- Маленькая ложь за собой большую ведет.
- Молодое растет, старое старится.
- Мягко стелет, да жестко спать.
- Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
- Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль.
- При сухих щепках и сырое деревце разгорается.
- Молодость – пташкой, старость – черепашкой.
- Ленивый праздник знает, а будней не помнит.
- И рябая дочь, да родимая, и красавица, да чужая.
- Лучше смерть славная, чем жизнь позорная.
- Бедность учит, а богатство портит.
- Когда зло всплывает, то правда тонет.
- Горьким лечат, а сладким калечат.
- Находке не радуйся, по утрате не горюй.
Развитие словообразования
1. Усвоение имен существительных
с уменьшительно-ласкательным значением
- Зимой бы съел грибок, да снег глубок.
- Съел кусочек с птичий носочек.
- Пушинка к пушинке – выйдет перинка.
- Без ручки кружечка – стаканчик.
- Невелика щучка, да зубок востер.
- Подал ручку, да подставил ножку.
- Будут цветочки, будут и ягодки.
- Около пчелки медок, около жучка – навоз.
- Не расти яблочку на елочке.
- По ниточке до клубка доходит.
- После дождика будет солнышко.
- Во поле рябинушка, Во поле кудрявая стояла. Как под той рябинушкой Сидят девушки. Первая – Катюшенька – Шьет.Вторая – Марфушенька – Прядет. Третья – Акулинушка – Вышивает. Четвертая – Аринушка – Зевает.
Работу над именами существительными можно проводить с помощью разных заданий и вопросов.
1.1. Какое слово обозначает маленький предмет? Про какой объект говорится ласково?
1.2. Измените слово так, чтобы оно обозначало маленький предмет.
1.3. Какие имена имеют ласкательную форму?
Затем логопед называет полные имена и знакомит детей с другими старинными именами: Елизавета, Варвара, Ефросинья, Яков, Захар и т.д. Дети придумывают их уменьшительно-ласкательные формы.
2. Усвоение относительных прилагательных
- Не бывать сосновой шишке на рябине.
- Смелому – медовые пышки, трусу – еловые шишки.
- На ивовую палку не опирайся, а глупому не доверяйся.
3. Усвоение притяжательных прилагательных
- Петушиным гребнем головы не причешешь.
- И по заячьему следу доходят до медвежьей берлоги.
- Волк и в овечьей шкуре не укроется.
- Ложь на тараканьих ножках ходит.
4. Усвоение глаголов прошедшего времени мужского и женского рода единственного числа
Волк-волчок,
Шерстяной бочок.
Через ельник бежал,
В можжевельник попал.
Зацепился хвостом -
Ночевал под кустом.
***
Аленка-маленка
Шустра, быстра,
Воды наносила,
Сарафан дошила,
Носок довязала,
Ягод насобирала.
***
Ты, рябинушка
Раскудрявая,
Ты когда взошла,
Когда выросла?
Я весной взошла,
Летом выросла,
По зорям цвела,
Солнцем вызрела.
Развитие образного сравнения
Иван, Иван,
Вырывай бурьян,
Чтоб росла репка,
Сладкая да крепкая,
Чтобы вырос бобок,
Чтобы вырос огурец -
Длинноусый молодец!
***
Вертится подсолнечник на ножке,
Голова – золотая лепешка.
Против солнышка стоит,
С большой горшок,
Весь день в солнышко глядит.
***
От зари вечерней яркой -
Всем деревьям по подарку:
Дубу – золотую шубу,
Ясеню – сорочку,
Липам – по платочку,
В чаще каждому кусту -
По цветному лоскуту.
***
Береза, моя березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая!
Под тобой березонька,
Трава шелковая.
***
Ах ты, ноченька, ночка темная!
Ночь ты темная, ночь осенняя!
Что ж ты, ноченька, так нахмурилась,
Ни одной в небе нету
звездочки.
Развитие звукопроизношения
1. Автоматизация звука «ш»
На реке камыши,
Расплясались там ерши.
Круг – постарше,
Круг – помладше,
Круг – совсем малыши.
2. Автоматизация звука «ч»
Ай, качи-качи-качи!
Глянь – баранки, калачи!
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару – из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
***
- Ваня, Ванечка! Куда ходил?
- В лесочек!
- Что видел?
- Пенечек!
- Под пенечком что?
- Грибочек!
- Хвать, да в кузовочек!
3. Автоматизация звуков «р» – «р’»
Мы поднимаем якоря,
На берегу видна заря.
Море зовет,
Ветер поет.
Вперед! (3 раза.)
Помни свой край,
Не унывай!
Прощай! (3 раза.)
Норвежская песня моряка
4. Дифференциация звуков «р» – «л’»
- В лес пойду дорогой длинной,
Наберу ведро малины.
- Не ходи дорогой длинной,
Там стоит комар с дубиной.
- Я пойду короткой.
- Там улитка с плеткой.
- Я пирог возьму с собой.
- Ну, тогда иди любой.
Из югославского фольклора
5. Дифференциация звуков «к» – «г»
Гоп-гоп-гоп,
Конь пошел в галоп!
Напою коня лихого,
Сам прибью коню подкову.
Гоп-гоп-гоп,
Конь пошел в галоп.
Из немецкого фольклора
6. Дифференциация звуков «к» – «т»
Прыгнул козел в огород,
В огород.
Вытоптал козел чеснок,
Чеснок.
Еще синий барвинок,
Барвинок.
Да пахучий василек,
Василек.
Поймали козла за рожок,
За рожок.
Повели козла на торжок,
Взяли за козла пятачок.
7. Дифференциация свистящих и шипящих звуков
Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок:
Там растаял снежок,
Заливает лужок.
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки.
***
Ночь прошла,
Темноту увела.
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Полежала немножко,
Распахнула окошко:
Здравствуй, солнышко -
Колоколнышко!
Формирование слоговой структуры слова
Сюда входят тексты с многосложными словами
Уж ты, зимушка-зима,
Зима вьюжлива была,
Все крутила, все мела,
Примораживала,
Калинушку с малинушкой
Заламливала.
Всю травку повызнобила,
С шелковой травы цветы
Повысушила.
***
Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
- Я в осиннике рыжики беру,
По березничку – березовики,
По сосновым пням -
опеночки,
А под елкой – белый гриб- боровик.