«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Использование сказкотерапии в работе с младшими дошкольниками

24 сентября, 2006 Рубрика: Исследование Шорохова О.А.

Шорохова О.А., докторант КГУ, г. Курск
Использование сказкотерапии в обучении младших до-
школьников развивает:
- активность - от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в действии;
- самостоятельность - от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
- творчество - от подражания взрослому в действии и выразительном слове к совместному составлению словесных описаний по пантомимическим этюдам, темпоритма, музыкальной композиции;
- эмоциональность - от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
- произвольность - от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
- связную речь - от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.
Можно выделить три этапа работы с младшими дошкольниками.
I этап - познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа.
Ведущий метод - словесная режиссерская игра.
ЦЕЛИ
1. Догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев, о природных явлений.
2. Выразительно интонировать голоса героев сказки. Для развития артикуляционного аппарата использовать звукоподражательные слова, голоса животных.
3. Знакомить детей с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов. Обращать внимание детей на содержательную сторону слова, понимание смысловых оттенков, уточнять их значения. Использовать игры, в которых малыши продолжают вы-
сказывания взрослого.
II этап - словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, мелодики музыкальной композиции, выразительных движений и ритмического рисунка.
Ведущий метод - словесное комментирование.
ЦЕЛИ
1. Раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по содержанию. Вспомнить и воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом свое отношение.
2. Совместно составлять словесные описания пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи детей образные выражения, сказочные повторы. В играх на угадывание эмоциональных состояний героев сказки по выразительному исполнению движений учить отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации. Комментировать выполненные сверстником действия, составлять самостоятельные суждения, анализировать и замечать неточности, ошибки.
III этап - выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова.
Ведущий метод - совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети. Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.
Варианты сказкотерапии для детей младшего дошкольного возраста.
Корова Буренка
Жили-были дед, бабка да корова Буренка (1). Буренка давала много молока и громко мычала: «Му-му!» (2). Заснула Буренка крепким сном (3). Спит, не просыпается (4). Плачет дед, плачет бабка (5). Позвала бабка мышку: «Разбуди, мышка, Буренку. Дам тебе молока» (6). Запищала мышка: «Пи-пи-пи, просыпайся! Пи- пи-пи, поднимайся!» (7). Буренка спит, не просыпается (8). Позвала бабка котика: «Разбуди, котик, Буренку. Дам тебе молока» (9). Замяукал котик: «Мяу-мяу, просыпайся! Мяу-мяу, поднимайся!» (10). Буренка спит, не просыпается (11). Увидела тучка Буренку (12). Дула-дула тучка щеки да и лопнула (13). Стучит дождик по травке, стучит по зеленой (14). Буренка спит, не просыпается (15). Загремел гром (16). Стучит дождик по травке, стучит по зеленой (17). Проснулась Буренка, замычала: «Му-му!» (18). Стали бабка с дедом гостей звать и молоком угощать (19).
I этап
(познавательно-аффективная
ориентировка)
ЦЕЛИ
1. Словесная режиссерская игра:
- догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев;
- познакомить с уменьшительно-ласкательными названиями животных (мышка, котик);
- использовать формы повелительного наклонения глаголов (разбуди, просыпайся, поднимайся);
- имитировать голоса животных (мяу-мяу, пи-пи-пи, му-му) с разной интонацией (радость, просьба) и громкостью (громко, тихо, шепот).
2. Психогимнастика:
- передавать ритмизацией природные явления (дождик, гром);
- выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональные состояния (горе, просьба, утешение, радость);
- произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (туча - дождик).
* * *
Воспитатель рассказывает знакомую детям сказку «Корова Буренка», читает предложения 1, 2.
Воспитатель. Как вы думаете, Буренка веселая корова? Сейчас я начну, а вы продолжите. Голос у Буренки не грустный, а …
Дети. Веселый.
Воспитатель. Не тихий, а …
Дети. Громкий.
Воспитатель. Попробуйте мычать громко, радостно, протяжно, как Буренка: «Му-му-му!»
Дети выполняют задание. Воспитатель читает предложения 3-5.
Как бы вы сыграли деда с бабкой, когда они плачут? Лицо у деда с бабкой не веселое, а …
Дети. Грустное, печальное…
Воспитатель. Покажите, как плачут дед с бабкой.
Выполняется пантомимический этюд «Горе». Дети изображают деда с бабкой, когда они плачут: вытирают слезы, брови сдвинуты, качают головами. Воспитатель читает предложения 6-11.
Как вы думаете, бабка очень хотела, чтобы Буренка проснулась? Значит, она не просто говорила с котиком и мышкой, а …
Дети. Просила, ласково уговаривала.
Воспитатель. У кого тише голос, у котика или мышки?
Дети. У мышки.
Воспитатель. Правильно. Значит мышка просила корову проснуться не просто тихо, а …
Дети. Шепотом, почти неслышно.
Воспитатель. Попробуйте разбудить Буренку, как котик и мышка.
Дети выполняют задание. Воспитатель читает предложения 12-15.
Если вы внимательно послушаете музыку, то вспомните, что разбудило Буренку.
Звучит отрывок из «Марша Черномора» М.И. Глинки.
Какая это музыка: ласковая или страшная, тихая или громкая?
Дети. Страшная, громкая.
Воспитатель. Правильно, музыка страшная, резкая. Так стучит дождик по травке или грохочет гром?
Дети. Грохочет гром.
Воспитатель читает предложения 16, 17.
Воспитатель. Положите свои руки на стол и пальчиками постучите, как падают капли, когда идет маленький дождик, когда грохочет гром.
Выполняется упражнение на ритмизацию «Природные явления». Дети кладут руки на стол и вместе с воспитателем изображают капли дождя. Легкие и медленные движения пальцев - маленький дождик, громкое и энергичное постукивание - грохочет гром. Воспитатель читает предложения 18, 19.
Давайте под музыку покажем, как тучка дула щеки, а потом лопнула, и пошел дождик.
Выполняется упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Под Скерцо № 1 Ф. Шопена дети встают в круг, напрягают мышцы рук, ног и надувают щеки. Под «Праздничную увертюру» Д.Д. Шостаковича выдувают воздух, расслабляют мышцы тела, легко прыгают на месте, как капельки дождя.
II этап
(словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций)
ЦЕЛИ
1. Психогимнастика:
- угадывать по выразительному исполнению сказочных героев и их аффективные состояния (горе, просьба, сон);
- передавать ритмизацией природные явления (гром, дождик);
- учить произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (туча - дождик).
2. Словесное комментирование:
- раскрыть замысел сказки (друзья помогают в беде);
- совместно составлять словесные описания пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции;
- давать уменьшительно-ласкательные названия животным (мышка, котик), использовать формы повелительного на клонения глаголов (разбуди, просыпайся);
- произносить простые фразы с интонацией целого предложения.
* * *
Воспитатель сначала рассказывает знакомую сказку «Корова Буренка», затем обращается к детям.
Воспитатель. Хорошо, когда есть много друзей, которые всегда придут на помощь. Ребята, вспомните, кого бабушка просила помочь разбудить Буренку?
Дети. Котика, мышку, тучку.
Воспитатель. Попробуйте сказать, как бабушка: «Разбуди, котик (мышка, тучка), Буренку» и ответить, как котик: «Мяу, мяу, просыпайся! Мяу, мяу, поднимайся». Попробуйте ответить, как мышка.
Дети выполняют задание. Проводится игра «Угадай по движению».
Сначала дети встают в круг и вместе с воспитателем показывают с помощью движений, мимики, позы взятую на себя роль: бабка и дед приглашают в гости, бабка и дед плачут, Буренка спит. Когда ролевые движения разобраны, дети садятся на стульчики. Воспитатель вызывает ребенка, говорит ему на ухо, кого и в какой ситуации он должен показать. Остальные угадывают и описывают сказочного героя в разных ситуациях. Воспитатель помогает наводящими вопросами.
Посмотрите внимательно на Лену. Как вы думаете, кого из героев сказки она показывает?
Дети. Бабку.
Воспитатель. Правильно. Как вы догадались? У Лены глаза веселые или грустные? .
Дети. Веселые.
Воспитатель. У Лены руки опущены или вытянуты вперед?
Дети. Вытянуты вперед.
Воспитатель. Она ходит быстро или медленно?
Дети. Медленно.
Воспитатель. Какое действие бабушки показывает Лена: плачет, просит животных разбудить корову, угощает молоком?
Дети. Угощает молоком.
Воспитатель. Как вы догадались? Какие движения рук, тела, выражения лица вам помогли понять, что бабка зовет в гости?
Дети. Она улыбается, протягивает руки, угощает молоком.
Проводится игра «Угадай по ритму». Сначала дети кладут руки на стол и вместе с воспитателем вспоминают, как ритмизировать природное явление. Воспитатель вызывает ребенка, желающего показать ритмом сказочную ситуацию. Остальные угадывают и описывают ее по динамике ритма. Дети вместе с воспитателем составляют два-три предложения, описывающие ритмический рисунок.
Воспитатель. Ребята, на что это было похоже: на капли дождя, грохот грома или на ливень? Как вы догадались? Света стучит пальчиками тяжело или легко? Быстро или медленно?
Дети отвечают.
Если Света стучала легко и быстро, значит, это не гром, а …
Дети. Дождик.
Проводится игра «Угадай по музыке». Дети слушают музыкальные отрывки и обсуждают, какому эпизоду из сказки подходит эта музыка: грохочет гром (М.И. Глинка «Марш Черномора»), капает дождик (Ф. Шопен Скерцо № 1). Дети вместе с воспитателем составляют два-три предложения, описывающие настроение и динамику музыкального отрывка и сказочный эпизод.
Воспитатель. Какое настроение передает музыка: страшное, веселое? Эта музыка быстрая или медленная, тяжелая или легкая?
Дети отвечают.
Если музыка легкая, веселая и быстрая, то не гром грохочет, а …
Дети. Капает дождик.
Проводится упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Под Скерцо № 1 Ф. Шопена дети встают в круг, напрягают мышцы рук, ног и надувают щеки. Под «Праздничную увертюру» Д.Д. Шостаковича выдувают воздух, расслабляют мышцы тела, легко прыгают на месте, как капельки дождя.
III этап
(выражение замещающей потребности)
ЦЕЛИ
1. Психогимнастика:
- учить детей адекватно передавать аффективное состояние в движении, мимике, слове (страх, огорчение);
- координировать моторное поведение;
- учить произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (туча - дождик).
2. Совместная словесная импровизация:
- продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (дети будят Буренку).
ОБОРУДОВАНИЕ
Дудочки, колокольчики.
* * *
Воспитатель рассказывает знакомую сказку, затем обращается к детям.
Воспитатель. Ребята, вспомните, кого в сказке бабка просила разбудить корову Буренку?
Дети. Котика, мышку.
Воспитатель. Представьте, что котика и мышки дома не было, поэтому бабка попросила вас разбудить Буренку. Давайте вместе расскажем сказку про Буренку и ребят из детского сада. Я буду называть, кто приходил к корове, а вы попробуйте ее разбудить. Помогут вам дудочки и колокольчики: «Ду-ду-ду, просыпайся! Ду-ду-ду, поднимайся! Динь-динь-динь, просыпайся! Динь-динь-динь, поднимайся!» Каким голосом вы будете будить Буренку, чтобы ее не испугать? Не грубым, а …
Дети. Ласковым, нежным.
Воспитатель. Сейчас мы покажем новую сказку о том, как ребята из детского сада помогли бабушке разбудить Буренку.
Проводится игра-импровизация. Воспитатель читает слова автора и исполняет роль бабки. Дети по желанию будят Буренку, показывают движениями и эмоционально передают в речи диалоги персонажей.
Позвала бабка Сашу (обращается к каждому из детей): «Разбуди, Сашенька, Буренку. Дам тебе молока». Стал Саша в дудку дудеть да песню петь: «Ду-ду-ду, просыпайся! Ду-ду-ду, поднимайся!» А Буренка спит, не просыпается.
Затем воспитатель ведет повествование от лица автора, на роль бабки выбирает ребенка с хорошо развитой речью. Игра-импровизация продолжается.
Проводится упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Под Скерцо № 1 Ф. Шопена дети встают в круг, напрягают мышцы рук, ног и надувают щеки. Под «Праздничную увертюру» Д.Д. Шостаковича выдувают воздух, расслабляют мышцы тела, легко прыгают на месте, как капельки дождя.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск