Панина О.П., учитель-логопед ГОУ ЦРР детский сад № 1407, Москва
Большое место в коррекционно-развивающем процессе отведено обучению грамоте . Ей посвящены множество методик , среди которых наиболее известны предложенные Б.Д. Элькониным и Л.Е. Журовой. Однако мы стали использовать в своей работе систему Н . А . Зайцева , в основе которой лежит применение таблиц и кубиков. Она проста, доступна, а главное - интересна и дает поразительные результаты. Благодаря тому, что у кубиков много признаков (цвет, размер, вес, наполняемость), а таблицы имеют определенные цвета, дети быстро запоминают все слоги. Таким образом формируется оптико-пространственная, зрительно-слуховая, слухо-моторная связь, необходимая для чтения и письма.
Дети с ОНР испытывают трудности в усвоении слияния согласный + гласный, йотированных гласных, в различении звуков по твердости - мягкости, звонкости - глухости. Озвучивая слоги, мы перепрыгиваем мучительный процесс слияния согласного и гласного звуков, и у ребенка появляется желание идти дальше - читать. Озвучили два слога Ма и ша - и ребенок прочитал свое имя!
Дети зачисляются в группу на два года (в старшей группе), и уже с первых дней начинают заниматься с таблицами и кубиками: радуются, находя знакомые буквы, пытаются запомнить незнакомые. На первом этапе проводится автоматизация звуков. Во второй половине года дети читают уже односложные и двусложные слова без стечений. Одновременно они знакомятся с понятием ударение. Таким образом идет закрепление произношения звуков, введение их в речь . На следующий год (подготовительная к школе группа) дети читают и пишут простые предложения. Им даются понятия заглавная буква и точка в конце предложения, элементарные знания по орфографии (правописание со четаний жи - ши, ча - ща, чу - щу). Воспитатели вечером проводят занятия по закреплению полученных детьми знаний.
Использование кубиков и таблиц позволяет логопеду решать практически все задачи коррекционного обучения и воспитания.
1. Развитие речевого дыхания и ритмико-интонационной стороны речи.
На одном вдохе дети пропевают два-три слога. Петь можно громко или тихо.
2. Развитие фонематического слуха.
Процесс различения звуков по твердости и мягкости, звонкости и глухости происходит быстрее, поскольку кубики различаются по многим параметрам.
3. Автоматизация и дифференциация звуков.
На этом этапе в работу включаются слоги. Например, при автоматизации звука [р] логопед просит детей найти слог ра либо вместе с ними пропевает все слоги с этим звуком. Аналогично проходит дифференциация звуков: дети читают парами; логопед читает слог с одним звуком, ребенок - с другим.
4. Развитие зрительно-моторной координации, профилактика нарушения зрения и осанки.
Благодаря врожденной физической активности у детей быстро происходит синхронизация движений руки и глаза. Проводится работа над пространственной ориентировкой: логопед называет, где находится слог, а дети находят его: выше - ниже - справа - слева - в середине.
5. Профилактика дисграфии и дислексии, развитие мелкой моторики.
В таблице на кубиках нет неверных слогов. Ребенок не прочитает и не напишет чу с буквой ю, ши - c буквой ы. Слог запоминается целиком, что облегчает процесс слияния букв. Обучаясь их правильному написанию, дети пальцем под счет обводят уже имеющиеся буквы в верной последовательности и сверху вниз.
6. Обогащение и активизация словаря, отрабатываемого на фронтальных занятиях и вне их.
В различных играх и игровых заданиях дети пишут слова и фразы, собирают их из кубиков.
7. Коррекция эмоционально-волевой сферы.
Логопеды знают, как трудно расшевелить заторможенного и скованного ребенка . На занятиях, где присутствует элемент соревнования, он раскрепощается, становится более уверенным в себе.
Благодаря применению системы Н . А . Зайцева при обучении грамоте именно в логопедической работе с детьми многие наши выпускники успешно учатся в массовых школах и гимназиях.
Конспект занятия
с использованием системы
Н . А . Зайцева
Сочетания жи - ши в словах
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Обучение :
- дифференциации звуков по звонкости - глухости;
- умению выделять на слух слова с сочетаниями жи - ши, находить их в тексте.
• Закрепление:
- правописания сочетаний жи - ши;
- умения работать с кубиками (собирать слова);
- навыка чтения слов;
- звукового анализа и синтеза.
• Развитие:
- слухового и зрительного восприятия;
- диалогической речи .
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Индивидуальные карточки с записанными на них словами.
2. Колокольчик и звездочка - эмблемы для двух команд.
3. Кубики Зайцева.
4. Текст пословицы.
5. Ворота, корзинка с шишками, шоколадные медальки.
6. Предметные картинки для выделения первого звука в словах.
* * *
Организационный момент
Логопед. Дети, к нам пришло письмо из Звукограда. Сейчас я его прочитаю. (Читает, выделяя голосом звуки [ш] и [ж].) «Ребята, приглашшшаем вас в нашш город, ужжжасно жжждем». Какие звуки нас приглашают в гости?
Дети. Звуки [ш] и [ж].
Логопед. Давайте выясним, какие это звуки, чем они отличаются?
Дети. Оба звука согласные. Звук [ж] звонкий, а звук [ш] глухой.
Основная часть
Логопед. Чтобы войти в город, вам надо разделиться на две команды и выбрать свою эмблему.
Команды выбирают эмблемы - колокольчик и звездочку - и подходят к воротам, на которых написана пословица.
Дети (читают пословицу). Хочешь есть калачи - не лежи на печи.
Логопед. Объясните мне, как вы понимаете эти слова.
Дети высказываются по желанию.
Теперь найдите в пословице слово с сочетанием жи или ши.
Дети. Это слово лежи.
Логопед. Какая буква стоит после ж?
Дети. Буква и.
Команды входят через ворота в город.
Логопед. Команда колокольчиков должна выбрать карточки со словами, где есть звук [ж], а звездочки возьмут те, где найдется звук [ш].
Команды выполняют задание. Каждый ребенок читает свое слово.
Обратите внимание на букву, стоящую после ш и ж. Назовите ее.
Дети. Это буква и.
Логопед. Какое же правило мы с вами должны твердо запомнить?
Дети. Жи - ши пиши с буквой и.
Логопед. А теперь пускай каждая команда закончит предложение подходящим словом.
* * *
Важно голову задрав,
Ходит в Африке … (жираф).
* * *
Мишка плачет и ревет:
У него болит … (живот).
* * *
Прицепившись к задней шине,
Зайка едет на … (машине).
* * *
Все малы и хороши,
Идут в садик … (малыши).
Команды выполняют задание.
Молодцы, ребята. А сейчас одна команда соберет из кубиков слово малыши, а другая - живот. Обращайте внимание на буквы, стоящие после ж и ш.
Команды выполняют задание. Затем проводится подвижная игра.
Вы должны запомнить как можно больше слов с сочетаниями жи - ши.
Дети (идут приставными шагами по кругу, показывая руками те части тела, о которых говорят)
У меня плечи хороши,
а у соседа - лучше.
Тра-та-та.
У меня локти хороши,
а у соседа - лучше.
Тра-та-та.
У меня уши хороши,
а у соседа - лучше.
Тра-та-та.
У меня живот хороший,
а у соседа - лучше.
Тра-та-та.
Логопед. Вспомните и назовите слова с сочетаниями жи - ши, которые встретились вам в тексте. Какую букву мы напишем после ж и ш?
Дети. Букву и.
Далее проводится звуковой анализ и синтез слова.
Логопед. Вы должны, сложив первые звуки каждого из слов, обозначающих предметы, изображенные на картинках, назвать новое слово.
Мак - аист - шапка - индюк - носорог - аквариум.
Дети. Машина.
Логопед. Соберите это слово из кубиков и обратите внимание на сочетание ши.
Дети выполняют задание. Затем проводится игра «Наша Маша». Дети идут по кругу, одна девочка с корзинкой стоит в центре.
Логопед
Наша Маша в лес ходила,
Наша Маша шишки ела.
Дети
Шишки ела?
Логопед
Вам велела.
Дети
Нам велела?
А мы шишки не едим,
Мы их Маше отдадим.
Маша. А у меня не шишки, а подарки.
Логопед. Какое слово вы услышали с сочетанием ши?
Дети. Шишки.
Логопед. А давайте посмотрим, какие подарки у Маши в корзинке.
Из корзинки дети достают шоколадные медальки.
Итог занятия
Логопед вместе с детьми определяет лучших игроков, говорит о том, что нового они сегодня узнали.