Авдиенко Е.И., учитель начальных классов, МОУ «Средняя школа № 42», г. Норильск
Тема «Составление рассказа о весне
по опорным картинкам»
ЦЕЛИ
• Дать учащимся представление о характерных признаках весны.
• Продолжать работу над слоговой структурой слова, высотой и силой голоса.
• Упражнять учащихся в определении количества звуков в слове.
• Формировать навык согласования существительного и прилагательного.
• Продолжать работу по конструированию предложений по схеме.
• Развивать интонационную выразительность речи;
• Активизировать словарь по теме «Весна».
• Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
• Развивать связную речь.
• Воспитывать интерес и любовь к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ
Предметные картинки, карточки-таблички со словами, наборы деформированных предложений, кубик.
* * *
Организационный момент
Учитель. Дети, послушайте стихотворение.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья.
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнерго-пластики [ворота (а), колечки (о), трубочка (у), пистолет (и)].
Учитель. Сегодня к нам на урок пришла гостья. А вот кто она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
взмахнет -
В лесу подснежник
расцветет.
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
(Весна.)
На доске появляется картинка весны в образе девочки.
Основная часть
Сейчас мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны и постараемся составить рассказ о весне. Представьте, что доска – наш альбомный лист, на котором попробуем нарисовать картину весны. Для этого нужно знать названия весенних месяцев.
Выставляются таблички с названиями месяцев.
А теперь послушайте загадки и угадайте, о каком месяце идет речь.
Дует теплый южный
ветер,
Солнышко все ярче
светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц, кто узнает?
(Март.)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец
вернулся,
А в лесу медведь
проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
(Апрель.)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это?
(Май.)
А теперь пора начинать рисовать нашу весеннюю картину. Но сначала поиграем в игру «Четвертый лишний» (ландыш, тюльпан, солнце, лилия). Какое слово лишнее?
Дети. Солнце.
Логопед. Вот солнце и поместим на нашей картине.
Работа над слоговой
структурой слова
Логопед. Дети, а что это за белые барашки по небу летят?
Дети. Это облака.
Логопед. Вот и по нашему весеннему небу плыли облака, на которых были написаны слова. Но налетел ветер и разорвал их на части. Давайте попробуем сложить эти части, чтобы прочитать слова. Если слово составлено правильно, то части облака точно подойдут друг к другу и сложатся, как пазлы.
После выполнения задания на доске появляется еще одна картинка-опора (облако).
Работа
с деформированными
предложениями
Учитель. Дети, у меня были написаны предложения, но слова в них перепутались. Давайте приведем их в порядок.
Весной часто идет подснежники.
На деревьях набухают дождь.
В лесу расцветают почки.
Каждый ряд составляет свое предложение, а потом учащиеся зачитывают свои предложения.
На доске появляются картинки-опоры.
Физкультминутка (проводит учитель).
Игра «Делай то, что скажу,
а не то, что покажу»
Учитель. Весна вносит изменения в жизнь животных.
•Как встречают весну звери?
•Как меняется жизнь птиц с приходом весны? Каких перелетных птиц вы знаете?
•Что происходит с насекомыми?
После каждого ответа на доске появляются картинки-опоры: заяц, грач, жук.
Упражнение на изменение силы голоса
Логопед. Вот картинки с изображением больших и маленьких жуков, комаров.
•Как жужжит большой жук?
•А как маленький?
•Как звенит большой комар?
•А как маленький?
Дети отвечают.
Игра «Так бывает или нет?»
Логопед. Дети, так бывает или нет?
•Весной, когда ярко светило солнце, мы вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься.
•Наступила весна. В лесу расцвели первые цветы. Мы отправились в лес собирать их.
•На дворе капель, бегут ручьи. На ветках деревьев сидят красногрудые снегири.
•Весной на улице тепло и весело, на деревьях набухают почки, распускаются первые цветы. Косяки птиц улетают в теплые края.
•Когда снег в лесу еще не совсем сошел, на открытых местах появляются первые цветы – подснежники.
Работа над согласованием существительного
с прилагательным
Учитель. Подберите нужные признаки к словам-опорам, поставив их в нужную форму.
На доске ставятся карточки со словами-признаками.
Слова-признаки: теплый, легкий, ласковый, воздушный, нежный, перелетный, яркий.
Солнце – теплое, ласковое, яркое.
Облака – легкие, воздушные.
Цветы – нежные.
Птицы – перелетные.
Работа над интонационной выразительностью речи
Логопед. За долгую зиму все соскучились по теплу и играют на улице. Я предлагаю поиграть в футбол. Все ли его любят, мы сейчас узнаем. Прочтите в лицах стихотворение «Футбол», чтобы стало понятно, как к нему относятся мальчик, его тетя, мама и сестра.
Футбол
Сказала тетя:
- Фи, футбол.
(с пренебрежением)
Сказала мама:
- Фу, футбол,
(с отвращением)
Сестра сказала
- Ну, футбол…
(с разочарованием)
А я ответил:
- Во, футбол!
(с восторгом)
Работа над звуковым
анализом слова
Учитель. Предлагаю поиграть в «звуковой» футбол. Каждый из вас бросает кубик и определяет, сколько кружочков на верхней грани. Затем среди картинок на доске нужно выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика.
Составление
предложений по схеме
Учащимся предлагается схема предложения из четырех слов: На деревьях набухают почки. Перелетные птицы возвращаются домой. Весной светит яркое солнце.
_______ _______ _____ .
Дети выполняют задание, затем выбирают одно из предложений и произносят его с интонацией, соответствующей знаку в конце его.
Весной светит яркое солнце.
Весной светит яркое солнце!
Весной светит яркое солнце?
Составление рассказа
по опорным картинкам
Логопед. Итак, на нашем альбомном листе получилась картина о весне. Она поможет составить рассказ. Сейчас я прочитаю вам рассказ «Главное время года», а вы, используя картинки-опоры и слова-признаки, закончите его.
Главное время года
Поспорили ребята: какое время года главное? Саня говорит:
- Лето! Летом созревают вишня и клубника, можно купаться в реке.
- Осень – главное время! – сказал Коля, – осенью все с огородов убирают.
- Вот! – подхватила Маринка. – Осенью на зиму все заготавливают! И елка зимой, и Новый год зимой. Зима – главное время года!
•Как вы думаете, какое время года главное?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Подведение итога урока
Учитель
Вот и кончился урок,
И подводим мы итог!
Сегодня на уроке мы за-крепляли признаки весны, отгадывали загадки, работали с деформированным предложением, над силой голоса и выразительностью речи, составляли рассказ.