«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Интегрированный урок развития речи в 1 классе

30 июля, 2007 Рубрика: Вернисаж Авдиенко Е.И.

Авдиенко Е.И., учитель начальных классов, МОУ «Средняя школа № 42», г. Норильск
Тема «Составление рассказа о весне
по опорным картинкам»
ЦЕЛИ
• Дать учащимся представление о характерных признаках весны.
• Продолжать работу над слоговой структурой слова, высотой и силой голоса.
• Упражнять учащихся в определении количества звуков в слове.
• Формировать навык согласования существительного и прилагательного.
• Продолжать работу по конструированию предложений по схеме.
• Развивать интонационную выразительность речи;
• Активизировать словарь по теме «Весна».
• Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
• Развивать связную речь.
• Воспитывать интерес и любовь к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ
Предметные картинки, карточки-таблички со словами, наборы деформированных предложений, кубик.
* * *
Организационный момент
Учитель. Дети, послушайте стихотворение.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья.
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнерго-пластики [ворота (а), колечки (о), трубочка (у), пистолет (и)].
Учитель. Сегодня к нам на урок пришла гостья. А вот кто она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
взмахнет -
В лесу подснежник
расцветет.
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
(Весна.)
На доске появляется картинка весны в образе девочки.
Основная часть
Сейчас мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны и постараемся составить рассказ о весне. Представьте, что доска – наш альбомный лист, на котором попробуем нарисовать картину весны. Для этого нужно знать названия весенних месяцев.
Выставляются таблички с названиями месяцев.
А теперь послушайте загадки и угадайте, о каком месяце идет речь.
Дует теплый южный
ветер,
Солнышко все ярче
светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц, кто узнает?
(Март.)

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец
вернулся,
А в лесу медведь
проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
(Апрель.)

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это?
(Май.)

А теперь пора начинать рисовать нашу весеннюю картину. Но сначала поиграем в игру «Четвертый лишний» (ландыш, тюльпан, солнце, лилия). Какое слово лишнее?
Дети. Солнце.
Логопед. Вот солнце и поместим на нашей картине.
Работа над слоговой
структурой слова
Логопед. Дети, а что это за белые барашки по небу летят?
Дети. Это облака.
Логопед. Вот и по нашему весеннему небу плыли облака, на которых были написаны слова. Но налетел ветер и разорвал их на части. Давайте попробуем сложить эти части, чтобы прочитать слова. Если слово составлено правильно, то части облака точно подойдут друг к другу и сложатся, как пазлы.
После выполнения задания на доске появляется еще одна картинка-опора (облако).
Работа
с деформированными
предложениями
Учитель. Дети, у меня были написаны предложения, но слова в них перепутались. Давайте приведем их в порядок.
Весной часто идет подснежники.
На деревьях набухают дождь.
В лесу расцветают почки.
Каждый ряд составляет свое предложение, а потом учащиеся зачитывают свои предложения.
На доске появляются картинки-опоры.
Физкультминутка (проводит учитель).
Игра «Делай то, что скажу,
а не то, что покажу»
Учитель. Весна вносит изменения в жизнь животных.
•Как встречают весну звери?
•Как меняется жизнь птиц с приходом весны? Каких перелетных птиц вы знаете?
•Что происходит с насекомыми?
После каждого ответа на доске появляются картинки-опоры: заяц, грач, жук.
Упражнение на изменение силы голоса
Логопед. Вот картинки с изображением больших и маленьких жуков, комаров.
•Как жужжит большой жук?
•А как маленький?
•Как звенит большой комар?
•А как маленький?
Дети отвечают.
Игра «Так бывает или нет?»
Логопед. Дети, так бывает или нет?
•Весной, когда ярко светило солнце, мы вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься.
•Наступила весна. В лесу расцвели первые цветы. Мы отправились в лес собирать их.
•На дворе капель, бегут ручьи. На ветках деревьев сидят красногрудые снегири.
•Весной на улице тепло и весело, на деревьях набухают почки, распускаются первые цветы. Косяки птиц улетают в теплые края.
•Когда снег в лесу еще не совсем сошел, на открытых местах появляются первые цветы – подснежники.
Работа над согласованием существительного
с прилагательным
Учитель. Подберите нужные признаки к словам-опорам, поставив их в нужную форму.
На доске ставятся карточки со словами-признаками.
Слова-признаки: теплый, легкий, ласковый, воздушный, нежный, перелетный, яркий.
Солнце – теплое, ласковое, яркое.
Облака – легкие, воздушные.
Цветы – нежные.
Птицы – перелетные.
Работа над интонационной выразительностью речи
Логопед. За долгую зиму все соскучились по теплу и играют на улице. Я предлагаю поиграть в футбол. Все ли его любят, мы сейчас узнаем. Прочтите в лицах стихотворение «Футбол», чтобы стало понятно, как к нему относятся мальчик, его тетя, мама и сестра.
Футбол
Сказала тетя:
- Фи, футбол.
(с пренебрежением)
Сказала мама:
- Фу, футбол,
(с отвращением)
Сестра сказала
- Ну, футбол…
(с разочарованием)
А я ответил:
- Во, футбол!
(с восторгом)
Работа над звуковым
анализом слова
Учитель. Предлагаю поиграть в «звуковой» футбол. Каждый из вас бросает кубик и определяет, сколько кружочков на верхней грани. Затем среди картинок на доске нужно выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика.
Составление
предложений по схеме
Учащимся предлагается схема предложения из четырех слов: На деревьях набухают почки. Перелетные птицы возвращаются домой. Весной светит яркое солнце.
_______ _______ _____ .
Дети выполняют задание, затем выбирают одно из предложений и произносят его с интонацией, соответствующей знаку в конце его.
Весной светит яркое солнце.
Весной светит яркое солнце!
Весной светит яркое солнце?
Составление рассказа
по опорным картинкам
Логопед. Итак, на нашем альбомном листе получилась картина о весне. Она поможет составить рассказ. Сейчас я прочитаю вам рассказ «Главное время года», а вы, используя картинки-опоры и слова-признаки, закончите его.
Главное время года
Поспорили ребята: какое время года главное? Саня говорит:
- Лето! Летом созревают вишня и клубника, можно купаться в реке.
- Осень – главное время! – сказал Коля, – осенью все с огородов убирают.
- Вот! – подхватила Маринка. – Осенью на зиму все заготавливают! И елка зимой, и Новый год зимой. Зима – главное время года!
•Как вы думаете, какое время года главное?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Подведение итога урока
Учитель
Вот и кончился урок,
И подводим мы итог!

Сегодня на уроке мы за-крепляли признаки весны, отгадывали загадки, работали с деформированным предложением, над силой голоса и выразительностью речи, составляли рассказ.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Комментарии: 1 к статье “ Интегрированный урок развития речи в 1 классе


  1. # 1 Аноним Пишет:

    Слабовато, больше подходит к подготовительной группе детсада.Но не для конца года 1 класса.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск