Голубева И.В.*, директор выставочного зала Городецкого историко-художественного музейного комплекса, г. Городец Нижегородской обл.
ЦЕЛИ
• расширять знания об именах людей, их значении и употреблении;
• закреплять навыки звукослогового анализа на материале слов со звуком [ч], умения различать звуки и буквы, познакомить с алфавитным названием букв;
• упражнять в словообразовании: уменьшительно-ласкательной формы существительных, отчеств от имен собственных, притяжательных прилагательных от существительных;
• обучать умению правильно строить предложения (из написанных слов), находить и обозначать главные члены предложения;
• дать понятие о многозначности слова;
• упражнять в употреблении основных языковых понятий и категорий;
• развивать умение формулировать вопросы и отвечать на них;
• оптимизовывать фонематические процессы средствами театрализации;
• практически усваивать средства интонационной выразительности речи;
• стимулировать речевую активность;
• воспитывать языковое чутье, чувство любви к родному языку;
• развивать логическое мышление;
• обогащать эмоциональную сферу;
• развивать коммуникативные качества.
ОБОРУДОВАНИЕ
Демонстрационное: план города «Звукоград»; карточка-символ звука [ч], буква ч (вырезанная из зеленого картона); карточки-«помогалочки» для характеристики звуков, карточки для определения свойств звуков и букв; картинки с изображением животных и их хвостов; наборы карточек для игры «Предмет уменьшается, а слово увеличивается»; картинки «ручка», «точка», «собачка», «птичка»; карточки «ачка», «очка», «учка», «ичка»; три модели слова «лисичка» (две неподходящие); реквизит для инсценировки.
Раздаточное: наборы слов из разрезных слогов, наборы предложений из отдельных слов, полоски для обозначения слов-предметов и слов-действий, карточки со знаками ! ? .
* * *
Организационный момент
Логопед. Здравствуйте, дети. Здравствуй, Юлечка. Здравствуй, Димочка…
Дети называют друг друга ласковыми именами и садятся.
Дети, вам было приятно, когда ваш товарищ называл ласково ваше имя? Почему? Каким голосом называли вы друг друга? С какой интонацией? Какой звук помог вам ласково произнести имя? Сегодня мы с вами будем играть в разные игры со звуком [ч] и поговорим об именах.
Беседа об именах
Логопед. Дети, что такое имя? Это особенное слово - собственное название каждого человека. Может ли человек жить без имени?
Дети. Нет.
Логопед. Почему?
Дети. Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени.
Логопед. Первое, что спрашивают, когда вы знакомитесь с кем-то или приходите первый раз куда-то, - это имя. Ваше имя записывают в детском саду, больнице, школе, кружках, секциях и других местах. Когда человек получает имя? Когда рождается ребенок, мама и папа придумывают своему малышу красивое и звучное имя, и оно живет с человеком всю его жизнь. Имя записывают в документе, который называется «Свидетельство о рождении», у каждого из вас оно есть. Когда ребенок вырастет и ему испол нится 14 лет, выдается паспорт. Это главный документ, удостоверяющий личность.
Каждому человеку дорого свое имя, для него это самое приятное слово. Человек и его имя почти неразделимы. Поэтому для того чтобы ваше имя уважали и любили другие, надо самому быть хорошим, т.е. уважать и любить других людей и стараться совершать только хорошие поступки.
О чем нам может рассказать имя человека? Что мы можем узнать о человеке, даже не видя его, а только зная его имя?
• Мальчик или девочка (Юля - Юра).
• Мужчина или женщина. Бывают одинаковые женские и мужские имена, например: Валентин и Валентина, Александр и Александра, Валерий и Валерия, Антон и Атонина, Василий и Василиса. У них только разные окончания.
• Национальность. Так, имя Светлана - русское, а Фархат - не русское. У человека любой национальности в любой стране мира есть имя. На разных языках имена звучат по-разному. Например, русское имя Иван по-английски звучит Джон, по-немецки Иоганн, по-итальянски Джованни, по-французски Жан, по-испански Хуан, по-польски Ян.
• Имена бывают современные и старинные. Старинные русские имена (Евлампий, Маланья) обычно встречаются в русских народных песнях, вспомните, например, русскую народную песенку «Патока с имбирем». Кто ее варил? Дядя Симеон. А кто ее хвалила? Тетушка Арина. А кто пальчики облизал? Дедушка Елизар.
Вот как много может рассказать о человеке имя.
В нашей стране помимо собственно имени, есть еще отчество и фамилия. Все эти три слова пишутся с большой буквы. Как вы думаете почему?
Дети отвечают.
Имена - не просто слова, а слова, называющие человека, самого главного существа на земле. Отчество и фамилию дети получают от отца. Слово «отчество» произошло от слова «отечество», а «отечество» от слова «отец», т.е. отчество - как бы второе имя по отцу. Назовите свое полное имя, отчество и фамилию.
Дети отвечают.
Игра «Назови отчество сына»
(с мячом)
Дети. У Ивана - Иванович, у Петра - Петрович, у Ильи - Ильич и т.д.
Логопед. На какой звук оканчиваются все отчества сыновей?
Дети. На [ч].
Логопед. Давайте поиграем с этим звуком, ведь он очень красиво звучит, послушайте как: ч, ч, ч… Давайте все вместе произнесем: ч, ч, ч… Вам, наверное, хочется побольше узнать об этом звуке, не правда ли? А кто хочет превратиться в этот звук?
Дети выполняют.
Характеристика звука [ч]
Игра «Раз-два повернись и в звук [ч] превратись»
Дети произносят несколько раз звук [ч].
Логопед. Послушайте, на что похоже звучание звука [ч]:
- кузнечик стрекочет: ч, ч, ч, ч, ч…;
- человек чихает: пчхи, пчхи;
- чибис встречает: чьи вы? чьи вы?;
- так говорят, когда просят помолчать: чччччч (жест);
- ножницы чикают: чик, чик, чик.
(Пальчиковая игра «Ножницы».)
Логопед. Дети, как вы думаете, какой характер у звука [ч]? Твердый или мягкий? Нежный или грубый? Яркий или неяркий? Сильный или не очень сильный? Радостный или немного грустный? Какое время суток предпочитает звук [ч] - утро, день, вечер или ночь? Если бы вы рисовали настроение, которое вызывает звук [ч], каким бы цветом его передали?
Дети отвечают.
А теперь пусть звук [ч] сам расскажет о себе. Вы будете задавать вопросы, а звук [ч] отвечать. Вам поможет «карточка-помогалочка».
Дети. Ты гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий? Есть ли у тебя твердый братец? Долгий или короткий?
Логопед. Как еще можно назвать звук [ч]?
Дети. Шипящий.
Логопед. Как стоит язычок, когда произносят звук [ч]? (Использование жеста, дети показывают ладошкой положение и движение языка.) Посмотрим на план города «Звукоград» и найдем домик, где живет звук [ч]. Как вы думаете, на какой улице живет звук [ч], - тихой или громкой?
Дети отвечают.
Почему на тихой?
Дети. Потому что звук [ч] глухой.
Логопед. Почему у него зеленый домик?
Дети. Потому что звук [ч] мягкий.
Логопед. У каких еще звуков зеленые домики?
Дети. У [й], [щ].
Логопед. Какие еще шипящие звуки живут в «Звукограде»?
Дети. [ш], [щ].
Логопед. Сравните букву ч и звук [ч] с помощью карточек («глаз», «ухо», «рот», «ручка»). Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем.
Дети определяют свойство звука и буквы и подбирают подходящую карточку.
Знакомство с алфавитным названием букв
Логопед. Вернемся к именам. Оказывается, имена есть не только у людей, но и у букв. Мы с вами знаем, что буквы обозначают звуки, причем не один звук, чаще всего два - твердый и мягкий. И мы с вами до сих пор буквы называли коротко, как звуки. А вот сегодня я назову вам имена букв, они более удобны для произношения, и люди называют их именно так.
Логопед называет буквы по алфавиту, дети повторяют (а, бэ, вэ, гэ…).
Дети, как вы думаете, почему к названию буквы добавляется гласный звук [э] или [а]? Имя буквы - это маленькое слово, а слов без гласных звуков не бывает. Слово без гласного звука просто не будет звучать. Когда вы пойдете в школу, все названия букв, весь алфавит вы выучите наизусть. А пока мы будем называть буквы коротко, как звуки, чтобы не было путаницы.
Игра «Как меняет слово буква ч»
Логопед. Как меняется слово, когда в нем появляется буква ч? Название предмета звучит более ласково или он уменьшается в размерах. Чтобы убедиться в этом, давайте поиграем.
Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] - он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже,
без его услуг.
Дети, по карточкам со слогами составьте слово и прочитайте. Затем надо поставить буковку ч в нужное место в слове и прочитать слово еще раз. Что изменилось?
Дети. Река - ре(ч)ка, рука - ру(ч)ка, молоко - моло(ч)ко, яблоко - ябло(ч)ко и т.п.
Игра «Предмет уменьшается,
а слово увеличивается»
Логопед. Дети, у меня для вас есть еще одна очень интересная игра. Но прежде ответьте мне на один вопрос. Мы с вами заметили, что звук [ч] как бы уменьшает предмет, а вот само слово увеличивается или уменьшается? Например, берем клок шерсти (демонстрация). Сколько слогов в слове клок?
Дети (считают хлопками). Один.
Логопед. Теперь отрываем клочок. Он стал меньше, а слово? Кло-чок. Сколько слогов?
Дети. Два. Слово стало длиннее.
Логопед. А теперь возьмем маленький клочочек. Сколько слогов в слове кло-чо-чек?
Дети. Три.
Логопед. Слово стало еще длиннее, а предмет клочочек стал совсем маленький, т.е. предмет уменьшается, а слово увеличивается. А теперь выполним задание со своими карточками и сделаем слоговые модели слов.
Дети. Лук - лучок - лучочек, жук - жучок - жучочек, паук - паучок - паучочек и т.п.
Игра «Чей хвост?»
Логопед. Имена есть не только у людей, есть они и у животных. А называются они кличками, т.е. животных с помощью них зовут, кличут. Если у вас есть домашнее животное, назовите его кличку.
Дети называют.
А теперь посмотрите на мои картинки, где изображены животные и их хвосты. Как называются хвосты разных животных, вы мне скажете сами. Слушайте мое стихотворение и добавляйте нужное слово. Будьте внимательны.
Хвост у собаки, конечно, … собачий,
У кошки он просто … кошачий,
Хвост у теленка жалкий, … телячий,
У жеребенка какой? … жеребячий.
У волка хвостище … волчий,
А у зайца маленький, … заячий,
У белки пушистый, … беличий,
А у лисы шикарный, … лисий (ловушка).
Выбор правильной модели слова «лисичка»
Конечно, у лисы самый красивый хвост. Как ласково можно назвать лису? Правильно, лисичка. Давайте подарим лисичке (картинка) подходящую модель. Посмотрите на модели слов и выберете ту, которая подходит к слову лисичка.
Динамическая игра «Бабушка кисель варила»
Логопед. Дети, мы знаем с вами интересную игру, она вам очень нравится. В ней есть очень много ласковых слов со звуком [ч]. Послушайте.
Бабушка кисель варила в домушечке на горушечке в черепушечке.
Летел, летел соколок через бабушкин порог.
Вот он крыльями забил, бабушкин кисель разлил.
Вот и нету киселька в домушечке на горушечке в черепушечке.
Бабка плачет: «Ай-ай-ай!» «Не плачь бабка, не рыдай.
Чтоб ты стала весела, мы наварим киселя. Вот сколько!
Слова сопровождаются соответствующими жестами.
Составление предложений
из слов. Чтение предложений
с разной интонацией
Логопед. Дети, все занятие мы играем с вами со звуками, словами. А что получается, когда слова становятся рядом и дружат между собой? Правильно, предложение. Например: «Олечку лечит врач. Леночка печет булочки. Учитель учит детей».
Я даю вам карточки со словами, а вы составьте из них предложения.
Дети выполняют задание.
Какие правила нужно выполнять при составлении предложений? Первое слово в предложении пишется с большой буквы. Слова в предложении пишутся отдельно. В конце предложения ставится точка. Возьмите ее и поставьте в конце предложения. Теперь нужно прочитать предложение. Когда в конце предложения стоит точка, мы читаем его с обычной интонацией.
Дети читают вслух свои предложения.
А теперь точку уберем и поставим в конце вопросительный знак. Изменится ли интонация? Да, теперь, чтобы было понятно, что это вопрос, голос в конце предложения должен повыситься. Изменился ли смысл предложения? Конечно! Сначала мы просто утверждали что-то (примеры), а потом спросили, сделал ли кто-то что-то.
Дети читают предложение с вопросительной интонацией.
А сейчас поставим в конце предложения другой знак - восклицательный. Теперь предложение зазвучит совсем по-другому. Как? Восторженно, торжественно.
Дети читают предложение с восклицательной интонацией.
Игра «Рифмы»
Логопед. Дети, мы говорили, что имя рождается вместе с рождением человека. Скажите, а если человек умирает, исчезает ли вместе с ним его имя? Нет. Оно остается в памяти других людей. Было бы хорошо, если бы вы помнили имена своих родственников - не только бабушек и дедушек, но и прабабушек, прадедушек, т.е. знали свою родословную. Мы помним имена великих людей: поэтов, музыкантов, ученых, спортсменов, героев, которые совершили в своей жизни что-то очень значительное. Какого известного человека вы знаете, например, с именем Илья, Юрий, Петр, Александр?
Дети. Илья Муромец - русский богатырь. Юрий Гагарин - первый космонавт. Петр Ильич Чайковский - русский композитор. Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт.
Логопед. Давайте мы с вами, как поэты, поиграем в рифмы. Рифмы - созвучные слова, т.е. слова, в которых одинаковые окончания слов, обязательно одинаковый ударный гласный звук и часто стоящие рядом согласные звуки.
Вносятся картинки: собачка, точка, ручка, птичка и карточки «ачка», «очка», «учка», «ичка». Определяется ударный гласный окончание «чка». Дети подбирают рифмы к словам (устно): точка - ночка, бочка, дочка, строчка и т.п.
Определение многозначности слова «ручка»
Логопед. Дети, давайте посмотрим на картинку «ручка». Скажите, что означает это слово? Какая бывает ручка?
Ответы детей, демонстрация предметов: часть тела, письменная принадлежность, часть предмета, за которую держат или берут руками (дверная, мебельная, у чашки, кастрюли, чайника, сумки, чемодана, ведра, корзины и т.д.).
Почему предметы разные, а называются одинаковым словом ручка?
Подведение детей к умозаключению.
Упражнения в проговаривании чистоговорок
Логопед. Каждому человеку приятно, когда его имя называют не грубо (Петька, Танька), а ласково, так, как вы называли друг друга в начале занятия. Я знаю, что вы выучили поговорки про детей, и все дети названы у вас ласковыми именами. Произнесите свою поговорку выразительно, играя голосочком.
Дети произносят поговорки, логопед задает вопросы по содержанию.
Димочка Ниночке чинит ботиночки.
Танечка - у печки, Ванечка на печке.
У мамочки Надечки чудная дочка!
Инсценировка стихотворения «Внучек»
Логопед. Конечно, приятно, когда вас называют ласково, но бывает и так, что внук называет бабушку и дедушку ласково, а сам ведет себя грубо, невежливо, неуважительно. Посмотрите инсценировку про такого мальчика и скажите, правильно ли он себя вел.
Вот пришел из сада мальчик, поднимает кверху пальчик,
Манит дедушку: «Дедульчик! Принеси-ка быстро стульчик!
Расстегни-ка мне замочек, опусти воротничочек!
Ой! Запутался шнурочек, развяжи-ка узелочек!
И поправь-ка мне носочек».
Бабушка спешит: «Ах, внучек! Хочешь есть? Покушай супчик!
Съешь бульончик, вот батончик!
Вот огурчик, баклажанчик, апельсинчик и бананчик!»
«Я наелся! Ну, бабульчик, отодвинь-ка быстро стульчик!
Я возьму еще бананчик и улягусь на диванчик.
Эй, дедульчик! - крикнул мальчик, - принеси-ка мне журнальчик!
Да не шаркай так, дедульчик! Воду выключи, бабульчик!
Не шумите! И молчок! Отдыхает ваш внучок!!!»
Инсценировка заранее разучивается, «артисты» - дети.
Дети смотрят инсценировку, затем проводится беседа.
Итог занятия
Логопед. Наше занятие заканчивается. Понравилось ли оно вам? Что нового вы узнали об именах? Мы очень много играли со звуком [ч]. Какие игры вам больше всего понравились? Что вы расскажете своим родителям или друзьям, если вас спросят о том, чем вы занимались сегодня на логопедическом занятии?
Дети отвечают.
Всем спасибо. Занятие окончено.
Занятие проводится в конце учебного года, когда дети овладели достаточным уровнем знаний и умений, полученных на логопедических занятиях по произношению, развитию речи и грамоте.
Объем материала на занятии достаточно большой, поэтому его можно разделить на два занятия.