«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Игровые рифмовки

22 января, 2006 Рубрика: Речевые игры и упражнения Сергеева Т.В.

Сергеева Т.В., учитель-логопед ДОУ № 8, г. Новоуральск, Свердловская обл.

Цепная рифма
ЦЕЛИ

  • Учить детей отвечать словом, созвучным с названным.
  • Учить чувствовать ритм, рифму.

Педагог
Ребята, давайте скорее играть.
Разные будем слова подбирать!
Любые слова говорите, ладно?
Но только такие, чтоб вышло…
(складно).
Какие слова, сходные по звучанию, можно подобрать к слову птичка?
Дети. Синичка, невеличка, певичка.
Педагог. К слову зайка?
Дети. Зазнайка, незнайка, побегайка, попрыгайка, убегайка.
Педагог. К слову кошка?
Дети. Ложка, плошка, лукошко, гармошка, мошка, картошка, окошко, ножка, сережка, матрешка.
Педагог. К слову мышка?
Дети. Шишка, пышка, топтыжка.
Педагог. К слову рак?
Дети. Мак, бак, лак, как.
Вариант
Педагог бросает мяч и произносит слово, поймавший мяч отвечает словом, созвучным с названным.
Печка - овечка, речка.
Птичка - синичка.
Сорока - белобока.
Зайка - побегайка.
Найди пару
ЦЕЛИ

  • Учить детей сопоставлять слова, сходные и различные по звукоритмической структуре.
  • Развивать зрительную память.

Педагог. Соедините слова двух столбиков так, чтобы получилась рифма.
Опушка Трава
Дрова Гребешок
Елочка Избушка
Петушок Иголочка
Лисичка Белобока
Зайчишка Василек
Сорока Сестричка
Цветок Синичка
Птичка Трусишка
Вариант
Можно предложить слова-картинки. Дети находят картинку, сходную по звукоритмической структуре.
Игра с картинками
ЦЕЛИ

  • Учить детей подбирать рифму к слову - названию картинки.
  • Развивать языковое чутье.

Сначала нужно приготовить карточки с рисунками, из которых можно было бы составить рифмующиеся слова, например картинку с изображением трубки, другую картинку с изображением губки. Все картинки располагаются на большом столе или на ковре на полу. Дети распределяют их по рифмам. Например, возле картинки речка располагается картинка печка, осел - козел, кошка - ложка, лейка - змейка и т.д.
Варианты
1. Один ребенок берет картинку, другой находит картинку с рифмующимся словом. Оба громко называют свои слова. Группа повторяет.
2. Картинки положить вниз изображением. Открыть одну картинку и громко произнести соответствующее слово. Кто сможет назвать рифмующееся слово, получает картинку и может открыть следующую.
3. Открывается одна картинка. Все дети рисуют предмет, названный рифмующимся словом. Здесь решение изображается рисунком.
Доскажи словечко
ЦЕЛИ

  • Учить детей самостоятельно составлять рифмующиеся строчки.

Педагог. Вы уже умеете подбирать рифмованные слова. Сегодня мы попробуем составлять предложения.
Где ты, белочка, гуляла?
Дети
Я орешки собирала.
Педагог
Быстро белочка скакала,
Дети
Все орешки растеряла.
Педагог
Ты кого, ежик, нашел?
Дети
Я к вам белочку привел.
Педагог
Мы вчера в лесу играли,
Дети
Гриб огромный увидали.
Педагог
В стороне стоял грибок,
Дети
Еж найти его не смог.
Педагог
Как у маленькой ежинки
Дети
Стали рваными ботинки.
Педагог
А у нашей белочки
Дети
Чистые тарелочки.
Мы - поэты
ЦЕЛИ

  • Учить детей составлять четверостишия, в которых содержится целый рассказ.

Педагог
Учитель говорит Параске:
«Какие ты читала сказки?»
Параска думает: «Ой-ой,
Я не читала ни одной!»
А сзади кто-то шепчет:
«Репка!»
Параска завопила: «Кепка!»
Сегодня мы с вами тоже будем придумывать смешные стихи. Про что или про кого вы хотите сочинить?
Дети отвечают.
Давайте про кошку, поддержим Сережу. Я запишу то, что вы мне назовете, а потом зачитаю, что у нас получилось.
Дети придумывают неожиданные ситуации с кошкой, рифмуя слова.
Дети. Кошка села на окошко. Кошка увидела мошку. Взяла кошка лукошко и отправилась за картошкой. Села кошка на окошко и свесила ножки. Сложила кошка все ложки в лукошко.
Совет. Самое главное не оставлять слова детей без внимания. И к каждому слову придумать рифму.
Истории в рифму
ЦЕЛИ
• Учить детей составлять простые стишки.
• Учить различать звуковую и смысловую стороны речи.
Педагог. Вы ведь уже знаете, что такое рифма в стихах?
К примеру, рифмой к слову цветок может быть листок, а к слову каша - простокваша. Медвежонок Миша хочет научить вас, как это делается. Они с Дружком нарисовали забавные картинки и придумали к ним надписи в стихах. А последнее слово во второй строчке каждого стишка не дописали. Найдите нужную рифму самостоятельно. Это совсем не сложно.
Дружок за забором и смотрит несмело,
Как ловко приятель орудует… (мелом).
Дружка тревожит мысль одна
Увидят ли они… (слона).
Когда играть устанет Мишка
Пусть в ворота встанет…
(мышка).
Все утро искали, искали, пока
Обнаружили новую миску…
(Дружка).
Помоги Незнайке сочинить стихи
ЦЕЛИ
• Учить детей различать звуковую и смысловую стороны речи.
Педагог приносит книгу Н. Носова «Приключение Незнайки».
Педагог. Ребята, вы узнали эту книгу? Сегодня я вам расскажу, как Незнайка сочинял стихи.
…После того как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи… Незнайка пришел к поэту Цветику и сказал:
- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.
- А ты знаешь, что такое рифма?
- Рифма? Нет, не знаю.
- Рифма - это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик. - Например: утка - шутка, коржик - моржик. Понял?
- Понял.
- Ну, скажи рифму на слово «палка».
- Селедка, - ответил Незнайка.
Ребята, помогите Незнайке.
Идет игра.
Целый день Незнайка сочинял стихи и наконец придумал:
Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
Торопышка был голодный -
Проглотил утюг холодный.
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
Найди рифмы
ЦЕЛИ

  • Научить детей выделять из текста рифмующиеся слова, сравнивая их.

Педагог. Сегодня я вам прочитаю рассказ Б. Шергина «Рифмы», а ваша задача услышать рифмующиеся слова. Согласны?
Шиш по своим делам в город пошел. Дело было летом, жарко.
Впереди едет дядька на лошади. Шиш и попросил его подвезти. Сел он рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть не может. Он только тогда молчит, когда спит. Он говорит:
- Дяденька, давайте играть в рифмы.
- Это что такое - рифмы?
- А давайте так говорить, чтобы складно было.
- Давай.
- Вот, дяденька, как твоего папашу звали?
- Моего папашу звали Кузьма.
Шиш говорит:
Я твоего Кузьму
За бороду возьму!
- Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Шиш говорит:
- Это, дяденька, для рифмы. Ты скажи, как твоего дедушку звали.
- Моего дедушку звали Иван.
Шиш говорит:
Твой дедушка Иван
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает,
Твово дедушку ругает.
Дядька разгорячился:
- Это, зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?
- Это дяденька, для рифмы.
- Я вот тебе скажу рифму, тебя как зовут?
- Меня зовут… Федя.
Дядька говорит:
Если ты Федя,
То поймай в лесу медведя.
На медведе поезжай,
А с моей лошади слезай!
- Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан.
Дядька говорит:
Если ты Степан,
Садись на ероплан,
На ероплане и летай,
А с моей лошади слезай!
- Дяденька, это я пошутил. Меня зовут не Степан, а… Силантий.
Дядька говорит:
Если ты Силантий,
То с моей лошади слезантий.
- Что ты, дяденька, такого и слова нет - «слезантий».
- Хотя и нет, все равно слезай!
Шишу и пришлось слезть с телеги. Так ему и надо. Если тебя добрый человек везет на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков.
Дети находят в тексте рифмующиеся слова и называют их.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск