«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Игровые приемы развития памяти у детей с недостатками речи

22 января, 2006 Рубрика: Презентация опыта Калиниченко С.А.

Калиниченко С.А., учитель-логопед ДОУ № 122, г. Иркутск
В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности, но это господство непроизвольной памяти: ребенок запоминает лучше всего яркое, необычное, интересное. Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов, зависит от детальности восприятия группировки предметов. Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает их гораздо хуже, чем в том случае, если их разложить по группам: отдельно вещи, которые подходят для сада, кухни, детской комнаты, двора. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.
В 4-5-летнем возрасте в памяти дошкольника происходит важнейшее изменение - она приобретает элементы произвольности. Ребенок начинает осознавать и использовать некоторые приемы запоминания. Овладение произвольными формами памяти включает в себя несколько этапов. Сначала ребенок выделяет только саму задачу - запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.
Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять - это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения.
Сравнению запоминания предметного (образного) и словесного материала у дошкольников посвящено исследование Н.А. Корниенко. Детям предлагалось запомнить и затем воспроизвести: в одних случаях - ряд предметов (игрушек), легко разделяемых на смысловые группы, в других - такое же количество слов, имеющих конкретное значение, в третьих - название незнакомых деревьев и кустарников. Результаты исследования показали следующее:
- во всех возрастных группах наибольшие показатели были получены в опытах с запоминанием предметов;
- второе место заняло запоминание слов конкретного значения;
- запоминание незнакомых названий было наименее продуктивным;
- разница между всеми случаями запоминания с возрастом уменьшалась;
- различия между продуктивностью запоминания разного рода материала в опытах с воспроизведением оказались резко выраженными по сравнению с опытами с узнаванием и вместе с тем существенно сближались между собой.
Благодаря перестройке мнемических процессов в дошкольном возрасте ребенок оказывается в состоянии ставить перед собой сознательные цели и стремится их достичь. Этот сложный процесс включает два основных этапа: опознание и выделение мнемической цели и формирование соответствующих им действий и операций.
В 5-6-летнем возрасте появляются первые попытки использования некоторых приемов. Дети могут самостоятельно осуществлять, хотя и в простых формах переработку материала. В опытах З.М. Истоминой по ходу упражнений дети использовали в мнемических целях отдельные приемы в виде мыслительных операций [4].
Изучая процесс освоения группировки как приема логического запоминания, П.И. Зинченко отмечает, что на первых этапах у многих детей наблюдается раздвоение умственной и мнемической деятельности. Оно проявляется в следующем: выполняя операцию мыслительной группировки, дети забывают о том, что надо запоминать картинки, а когда стараются запомнить, перестают группировать. Л.М. Житникова отмечает, что уже в младшем дошкольном возрасте у детей наблюдаются сдвиги в запоминании вследствие овладения ими группировкой как познавательным действием [2]. Дети старшего и среднего дошкольного возраста, успешно овладевая классификацией, сознательно используют ее в качестве способа запоминания.
З.М. Истомина, К.М. Мальцева, В.И. Самохвалова исследовали вопрос о возможности формирования в раннем дошкольном возрасте такого приема запоминания, как смысловое соотнесение [6]. В его процессе более глубоко анализируется материал, обнаруживаются сходные черты, устанавливаются различия, осуществляются обобщения. Продуктивность запоминания слов при помощи картинок увеличилась по сравнению с исходными данными на 150-200%.
В исследовании также выявилось, что для использования в мнемических целях усвоенного интеллектуального действия (в данном случае соотнесение слов с картинками) дети должны хорошо овладеть не только прямыми, но и обратными операциями. Первые идут от того, что нужно запомнить, к опоре запоминания, вторые, наоборот - от опоры к тому, что требуется воспроизвести.
Исследованиями многих авторов подтверждено, что качественные изменения работы памяти могут происходить в сравнительно раннем периоде развития ребенка (в среднем дошкольном возрасте), но лишь при условии специально организованного, целенаправленного обучения приемам запоминания. Целесообразно одновременное обучение детей различным приемам запоминания, так как они опираются на различные мыслительные операции. Существенную роль в повышении продуктивности запоминания играет также самоконтроль. Результаты данных исследований важны в связи с подготовкой дошкольников к обучению в школе. Несомненно и то, что обучение приемам запоминания должно проводиться и с детьми, имеющими нарушения речи.
Исследование развития образной памяти у 5-6-летних до-
школьников с ОНР III уровня выявило возможности целенаправленного управления их мнемической деятельностью с помощью специальных приемов запоминания. В качестве них был избран метод ассоциаций, в том числе последовательных. Такую работу целесообразно совмещать с этапом автоматизации звуков в словах, предложениях, свободной речи, что позволяет одновременно решать несколько поставленных задач и повышает эффективность логопедической коррекции. Очевидно, что обучение приемам запоминания и автоматизация звуков должны проводиться в игровой форме. Для занятий использовались тестовые методики разных авторов, а также игры, предложенные И. Матюгиным, Е. Чакаберия, Е. Жемаевой, И. Рыбниковой [5] и разработанные автором.
Дидактические игры, используемые для автоматизации звуков и обучения приемам запоминания
Слова ходят парами
Логопед предлагает послушать пары слов и объяснить, почему они связаны друг с другом, «дружат», «ходят парами» (например, рыба - озеро). После того как все пары объяснены, логопед называет по одному слову из каждой пары, а дети должны вспомнить второе слово.
ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДА

  • Объяснить, что если слова дружат и «ходят парами», то их запоминать не надо. Они сами о себе напоминают. Как только появляется одно слово - второе тут же всплывает.
  • Прослушать объяснение связи слов в каждой паре.
  • Изменить правила можно, предложив вспомнить не первое, а второе слово из пары; вспомнить пары слов самостоятельно.

Автоматизация звука [л]
в обратных слогах
Дятел - елка (дятел сидит на елке), шкатулка - полка (шкатулка стоит на полке), осел - козел (домашние животные), волк - белка (дикие животные), стол - стул (на стуле сидят за столом), укол - иголка (иголкой можно уколоться), вилка - колбаса (колбасу едят вилкой), скакалка - узел (на скакалке завязан узел), футбол - гол (в футболе забивают гол), фиалка - бутылка (фиалка стоит в бутылке).
Посмотри на меня и запомни слово
Логопед предлагает детям запомнить 10 слов, используя внешний вид любого человека.
ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДА

  • Сравнить внешний вид нескольких человек. Объяснить, что все люди выглядят по-разному, носят разную одежду.
  • Рассказать, что можно запоминать слова, привязывая их к внешнему виду, одежде человека.

Автоматизация звука [р]
в прямых слогах
Ураган, радуга, пирамида, карандаш, рыбка, горох, ручей, комары, макароны, парус.
Волосы торчат, как будто во время урагана. Прическа - это ураган.
Платье разноцветное, как будто радуга. Платье - это радуга.
На платье много пуговиц, как частей у пирамиды. Пуговицы - это пирамида.
В карман можно положить карандаш. Карман - это карандаш.
На кармане вышивка, как будто плывет рыбка. Вышивка - это рыбка.
Поясок висит, как усы у гороха. Поясок - это горох.
Юбка переливается, как вода в ручье. Юбка - это ручей.
Складок на юбке очень много, как рой комаров. Складки - это комары.
Гольфы длинные, как макароны. Гольфы - это макароны.
Шнурки на туфлях, как веревки у паруса. Шнурки - это парус.
Проще простого
Логопед предлагает запомнить слова, используя части тела человека.
ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДА

  • Важно объяснить, что части тела надо использовать в определенной последовательности, например, сверху вниз, слева направо - для облегчения вспоминания.
  • Начать игру, предлагая детям пофантазировать, соединяя слово и часть тела.

Автоматизация звука [р]
в обратных слогах
Самовар, форточка, забор, шарф, мухомор, дырка, кефир, перчатки.
У самовара такой же нос, как у человека. Нос - это самовар.
Губы открываются, как форточка. Губы - это форточка.
Шея высокая, как забор. Шея - это забор.
Шарф лежит на плечах. Плечи - это шарф.
Руки рвут мухомор. Руки - это мухомор.
На спине дырка. Спина - это дырка.
В живот льется кефир. Живот - это кефир.
На ногах много пальцев, как у перчаток. Ноги - это перчатки.
Кот в мешке
Логопед предлагает детям до-
стать предметы из волшебного мешка. Ребенок на ощупь должен определить, что лежит в мешке. Если определил правильно, достает предмет. Если ошибся, то предмет остается в мешке. Затем надо запомнить эти предметы в том порядке, в каком они доставались из мешка. Запомнить это можно, сочинив историю, в которой участвуют эти предметы в нужной последовательности. После придумывания истории все предметы вновь складываются в мешок. Дети по памяти должны восстановить рассказ и последовательность появления предметов.
ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДА

  • Объяснить выражение «купил кота в мешке».
  • Начать игру, используя на первом этапе предметы, которые легко узнать на ощупь.

Автоматизация звука [р]
в слогах обратных, прямых и
со стечением согласных
Квадрат, круг, грузовик, ведро, груша, кроватка, краски, тетрадь, дракон, кружка, пружина, крышка.
Персик, помидор, морковь, картофель, терка, шерсть, картон, гармошка, веер, перчатки, топор, верблюд.
Ракетка, рукавица, карандаш, ручка, кораблик, барабан, рыбка, корова, кенгуру, горох, баран, жираф, ромашка, перо, макароны, коробка, пирамида, ракушка.

Вариант истории. Жил-был веселый Квадрат. Он решил отправиться в гости к другу Кругу. Сел в грузовик, взял ведро груш в подарок. Приехал и видит: друг лежит больной в кровати. Чтобы его развеселить, Квадрат нарисовал красками в тетради дракона. Принес больному кружку воды, отремонтировал пружину на двери и закрыл крышкой кастрюлю с супом. От такой заботы друг быстро поправился.
Автоматизация звука [л]
в слогах обратных, прямых
и со стечением согласных
Стол, стул, елка, козел, белка, дятел, палка, пенал, скакалка, бутылка, вилка, галстук.
Лопатка, пила, шоколад, лось, лошадь, мыло, ложка, лодочка, юла, луковица, одеколон.
Яблоко, платок, флажок, пластилин, пластмасса, флакон, клубок, кукла.
Лишние слова
Логопед предлагает запомнить 5 слов. Для этого надо составить рассказ и представить его, как мультик на экране. Постараться, чтобы рассказ был интересным, неожиданным, веселым. Затем логопед продолжает игру. Он зачитывает 10 слов, среди которых 5 знакомых и 5 лишних. Дети должны, услышав знакомое слово, поднять правую руку, а незнакомое - левую.
ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДА

  • Рассказать первую часть правил игры, провести эту часть игры, выслушать составленные рассказы.
  • Объяснить вторую часть правил, довести игру до конца.
  • Для усложнения можно увеличить количество знакомых и лишних слов, увеличить темп чтения, изменить порядок знакомых слов и добавить к ним лишние, предложить детям вспомнить и назвать основные слова, а затем лишние.

Автоматизация звука [р]
в слогах со стечением согласных
Простыня, трава, грузди, грач, красавица.

Вариант истории. Однажды простыня упала на траву и увидела грузди. Но тут прилетел грач, сорвал их и унес своей любимой красавице.
Поиск знакомых слов
Прутик, грызуны, трава, крыша, простыня, красавица, цифра, грач, дрова, грузди.
Цепочки ассоциаций
Логопед показывает предметные картинки и предлагает запомнить их, собрав слова в цепочку ассоциаций. Первый ребенок придумывает ассоциацию, соединяющую 1-ю и 2-ю картинки, второй - 2-ю и 3-ю и т.д., пока не кончатся все картинки. После того как ассоциации придуманы, надо постараться все их вспомнить.
ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДА

  • Объяснить, что такое ассоциация: связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.
  • Потренироваться находить связь между любыми двумя словами.
  • Начать игру, прослушать объяснение связи между всеми парами слов.
  • Предложить вспомнить все картинки по придуманным ассоциациям.

Автоматизация звука [л]
в прямых слогах
Луч, лужа, малыш, ложка, лук, лоб, тулуп, водолаз, кулак, пила, юла, мыло, голубцы.

Вариант ассоциаций. Луч часто отражается в луже; по луже ходит малыш; малыш ест ложкой; в ложке лежит лук; лук горький, приходится морщить лоб, когда его ешь; лоб холодный и тулуп носят, когда холодно; тулуп надевает водолаз, чтобы согреться; водолаз машет кулаком; в кулаке много пальцев и зубьев у пилы много; пила из металла и юла тоже; юла крутится, и мыло крутится в руках; мыло завернуто в упаковку, и голубцы завернуты в капусту.
Что бы это значило?
В основе игры лежит методика Е.П. Торренса «Неполные фи гуры». Ее можно использовать в несколько измененном виде. Игра проводится с группой детей. Им предлагаются карточки с недорисованными изображениями предметов. У каждого ребенка разные карточки. Надо угадать, что недорисовано, затем дорисовать схематично. Когда все предметы дорисованы, логопед предлагает запомнить их, составив цепочку ассоциаций.
ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДА

  • На первом этапе с целью автоматизации звуков выбирать предметы, которые легко узнать по их нарисованной части.
  • Далее, усложняя игру, можно предложить элементы предметов, не указывающие на явные признаки целого предмета, но при этом поставить условие: в названии дорисованного предмета должен быть определенный звук (тот, который автоматизируется).
  • Выбирать предметы легко узнаваемые.

Автоматизация звука [р]
в слогах обратных, прямых
и со стечением согласных
Зебра, квадрат, круг, ведро, трамвай, цифры, кружка, груша, грузовик, графин, дрова, трава, виноград, кровать.
Фартук, мухомор, забор, топор, помидор, сыр, костер, терка, ковер, арбуз, гармошка, червяк, перчатки.
Радуга, роза, ромашка, горох, рука, кукуруза, муравей, расческа, пирамида, парус, рубашка, рукавица, рыба, перо, ручка, карандаш, корова, баран, рак, кораблик.
Автоматизация звука [л]
в слогах обратных, прямых
и со стечением согласных
Пенал, галстук, стул, стол, волк, козел, белка, балкон, вилка, дятел, скакалка, елка, иголка, тарелка.
Лопата, лошадь, лук, пила, лампа, булавка, лыжи, вилы, одеколон, голубь, ласточка, шоколад, молоко, ложка, лодка, юла, велосипед, молоток.
Платок, платье, флажок, глобус, весло, клоун, глаза, слон, клубника, облако, яблоко, кукла, клубок.
Сломанный телевизор
В основе игры лежит проба на опознание зашумленных изображений, введенная в практику нейропсихологами И.М. Тонконогим, И.И. Цукерманом.
Логопед рассказывает, что на экране телевизора изображение с помехами, и предлагает определить, какой предмет показывает телевизор. Игра проводится с группой детей. Все дети получают разные карточки с зашумленными предметами. После того как дети назвали все предметы, педагог предлагает запомнить их в определенной последовательности, составив цепочку ассоциаций. Карточки убираются, дети вспоминают слова в нужной последовательности.
Рекомендуется на первом этапе предлагать изображения с меньшим уровнем «шума», а затем, для усложнения, в сильном «зашумлении». Виды «зашумленных» изображений можно посмотреть в учебном пособии Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой. Для автоматизации звуков соответственно необходимо подбирать предметы, имеющие в названии нужный звук.
Волшебные пятна
В основе игры модификация теста Роршаха.
Логопед раздает карточки с цветными пятнами разной конфигурации. У всех детей разные пятна. На доске карточки с предметными картинками, контуры которых совпадают с контурами пятен у детей. Надо определить, какой предмет живет в данном пятне. Для этого выбрать предметную картинку и совместить ее с контурами своего пятна. Затем логопед предлагает запомнить все найденные предметы в определенной последовательности, составив цепочку ассоциаций. Карточки убираются, дети называют предметы в нужной последовательности.
Используя эту игру для автоматизации звуков, необходимо подбирать предметные картинки, имеющие в названии нужный звук.
Собери цепочку
Логопед раздает одинаковые индивидуальные карточки каждому ребенку. На карточках изображено 10 предметов. Предмет, с которого надо начать игру, отмечен любым значком (либо игроки устно договариваются, с какого предмета начать игру). Надо составить цепочку картинок, соединив их стрелками в любой последовательности. Каждый ребенок строит свою цепочку ассоциаций, запоминает все картинки. Затем, без карточек, дети восстанавливают свои цепочки, называя слова в последовательности, установленной ими самими.
Используя эту игру на этапе автоматизации звука, надо подбирать картинки, в названии которых есть нужный звук.
Разложи картинки
Логопед раздает карточки с предметными картинками, расположенными попарно. Дети должны запомнить пары картинок, связав их ассоциацией. Затем первые карточки убираются, предлагаются вторые карточки, где нарисованы предметы лишь одного столбика, и набор предметных картинок второго столбика. Надо по памяти расположить предметы второго столбика рядом со своей парой. Целесообразно вначале использовать пары предметов, между которыми легко установить ассоциативную связь. Усложнить игру можно, расположив на второй карточке предметы не по порядку, а вразброс.
Автоматизация звука [л]
в слогах обратных, прямых
и со стечением согласных
Осел - козел, волк - белка, стол - стул, елка - дятел, шкатулка - полка, галстук - иголка. Дятел - галка, пенал - полка, белка - елка, стол - колбаса, стул - балкон, скакалка - палка.
Лыжи - палатка, столы - лампа, лопата - пила, лошадь - лось, халат - ладонь, шоколад - молоко. Малыш - ложка, голубь - ласточка, луна - палатка, мыло - ладонь, пила - вилы, ландыш - лавка.
Платье - платок, облако - глаза, клумба - флоксы, яблоко - клубника, глобус - класс, плот - флаг.
Автоматизация звука [р]
в слогах обратных, прямых
и со стечением согласных
Грузовик - ведро, брусника - крыжовник, зебра - кобра, грач - страус, груша - фрукты, кровать - крыша. Трава - дрова, крыша - труба, тетрадь - цифры, груша - виноград, игрушки - краски, круг - квадрат.
Морковь - картофель, торт - самовар, забор - костер, помидор - огурцы, арбуз - сахар, шарф - куртка.
Карандаш - ручка, барабан - ракетка, горы - дорога, ворона - перо, рубашка - рукавицы, ручей - кораблик. Рыба - озеро, роза - ромашка, жираф - кенгуру, баран - корова, помидоры - горох, руки - пирожок.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Альбом с заданиями. М., 2003.
Житникова Л.Н. Учите детей запоминать. М., 1978.
Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1978.
Истомина З.М. Развитие памяти. М., 1978.
Матюгин И., Чакаберия Е., Жемаева Е., Рыбникова И. Как развить хорошую память. М., 2000.
Развитие логической памяти у детей / Под ред. А.А. Смирнова. М., 1976.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск