Бохан О.А., учитель-логопед ДОУ № 45 «Мечта», г. Абакан, Республика Хакасия
Иногда у детей, имеющих недостатки речи, отмечаются различные сопутствующие и вторичные отклонения в развитии нервно-психической сферы. К ним относятся отрицательные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, сензитивность, замкнутость, негативизм и др.). Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности. В первую очередь это относится к детям с дизартрией, заиканием, ринолалией. Зачастую такие дети даже в 5-6 лет оказываются психологически неготовыми к активному участию в логопедических занятиях.
Большую помощь логопеду в преодолении этих трудностей могут оказать игровые приемы и формы работы. Они должны максимально широко использоваться на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: подготовительном (развитие артикуляционного аппарата), вызывания (постановки) звука, его автоматизации, дифференциации поставленного звука со сходными (по акустическим и артикуляционным признакам) звуками.
При отработке артикуляционных укладов эффективен прием обыгрывания артикуляционных движений или поз. Можно использовать небольшие стихотворения или сказки «о веселом язычке» с опорой на наглядность. Игровые артикуляционные упражнения направлены не только на создание положительного эмоционально фона, но и на длительность их выполнения. Например, делая упражнение «Чашечка» (сложить язык чашечкой, сохранить ее, чтобы она не упала и не разбилась), ребенок должен удержать артикуляционную позу 10-15 с.
При формировании речевого дыхания, постановке звука, развитии фонематического восприятия также могут использоваться игровые приемы и упражнения. Подобные задания предложены рядом авторов (М.Ф. Фомичева, Л.Н. Ефименкова, В.И. Селиверстов, З.А. Репина) и широко применяются логопедами, дополняющими их собственными вариантами и модификациями. Перед ребенком ставится определенная задача, решение которой зависит от правильности выполнения задания: продуцирования звука, слога, слова.
Игровые упражнения для постановки, автоматизации и дифференциации звуков
Данные игры легко изготовить, они многофункциональны, и в них можно вносить изменения.
Улитка
Упражнение направлено на отработку длительного произнесения звуков [с], [з], [ш], [ж], [р]. Понадобятся игровое поле и пять картинок-символов звуков: для [с] на карточке нарисован воздушный шар, [з] - комар, [ш] - змея, [ж] - жук, [р] - тигр.
На игровое поле выкладывается определенный символ. Логопед дает образец выполнения задания. Ребенок должен добраться до центра спирали улитки, произнося звук. Фишка движется только при правильном произнесении.
Полянка
Упражнение направлено на отработку произнесения звуков [ц], [ч], [ж]. Понадобится игровое поле с изображением цветов.
Ребенок должен перелететь с цветка на цветок, имитируя жужжание - для звука [ж]; перепрыгнуть с цветка на цветок со звукоподражанием - для [ц] и [ч].
Лабиринт
Упражнение направлено на отработку произнесения звука [р]. Понадобится игровое поле, представляющее собой лабиринт, в центре которого находится гараж.
Ребенок должен загнать машину в гараж, имитируя звук мотора - [р-р].
Самолет
Упражнение направлено на отработку произнесения звука [л]. Понадобится игровое поле с изображениями облаков и самолета.
Ребенок должен перелететь с облака на облако, правильно произнося звук - [л-л].
Ступеньки
Упражнение направлено на автоматизацию звуков в слогах, словах. Понадобятся игровое поле и четыре маленькие игрушки (лиса, слон, заяц, волк). На поле должны быть нарисованы четыре ступеньки различных цветов.
Ребенок должен подняться как можно выше по ступенькам, правильно произнося слоги или слова. При автоматизации звука [с] лиса поднимается по ступенькам со слогом са-са-са, слон - со-со-со, заяц - су-су-су, волк сы-сы-сы. Учитывается, какая игрушка поднимется выше по ступенькам, а также правильность произнесения слогов или слов.
Узоры
Упражнение направлено на дифференциацию звуков [з]-[ж]. Понадобится игровое поле, разделенное пополам по горизонтали: верх - владения жука, низ - комара.
Ребенок должен жужжать, залетая к жуку, и звенеть - к комару. Фишка (палец) по ходу узора движется только при правильном произнесении звуков.
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит очень успешно, собственно «речевая задача» не довлеет над ребенком, в значительной степени снимаются комплексы (не получается и не буду), состояние неуверенности. Желание выполнить игровую задачу является, как правило, достаточно сильным стимулом и способствует более быстрому исправлению звукопроизношения.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1985.
Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2000.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.