«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Игры с картинками

27 января, 2007 Рубрика: Речевые игры и упражнения Борисова Е.А.

Борисова Е.А., учитель-логопед, г. Биробиджан Еврейской АО
Мы уже рассматривали варианты заданий, направленные на развитие речи детей при работе с картинками*. Но параллельно с развитием речи в коррекционной работе осуществляется и развитие психических процессов. Какие же задания, упражнения и игры могут предложить ребенку взрослые?
«Пройди по дорожке»
(«По тропинке через лес»,
«Едем на машине» и др.)
Цель: развитие памяти.
Дети называют картинку и запоминают символ на обратной ее стороне. Затем по символу вспоминают изображение на картинке - «возвращаемся назад, вспоминая дорогу».
«Магический квадрат» («Домик»)
Цель: развитие памяти, ориентировки на плоскости листа.
Картинки раскладываются в виде квадрата (их количество подбирается в зависимости от возраста и объема памяти ребенка), ребенок называет, запоминает их, после чего взрослый переворачивает картинки изображением вниз. Затем ребенку предлагается вспомнить и назвать, где какая картинка находится - «кто где живет».
При назывании картинок можно выяснить их пространственное расположение, а после переворачивания спросить, какая картинка лежит в нижнем правом углу? В верхнем левом углу? И т.д.
«Четвертый лишний»
Цель: развитие словесно-логического мышления.
Ребенок называет разложенные перед ним картинки, выбирает четыре похожие и откладывает лишнюю, не подходящую к остальным.
«Лесенка» («Дорожка»)
Цель: развитие ассоциативного мышления и памяти.
Поднимаясь вверх по лесенке, выложенной из картинок, или проходя по дорожке, ребенок к каждому изображению подбирает слова-ассоциации, соответствующие указаниям взрослого. Это могут быть существительные либо прилагательные, либо глаголы. При этом они не должны повторяться: «Ты уже называл такое слово, придумай другое». Затем взрослый переворачивает или закрывает картинки и называет ребенку подобранные им слова, по которым нужно припомнить картинки, чтобы спуститься по лесенке или вернуться по дорожке.
Перед игрой следует дать образец: «К лисе очень подходят слова “нора”, “рыжая”, “хитрит”. Каждое из этих слов поможет запомнить лису. А какое слово поможет тебе запомнить собаку? Что или кто это может быть?»
Варианты возможных ответов:
«Логический домик»
Цель: развитие мышления, умения классифицировать.
Ребенку предлагаются картинки нескольких лексических групп. Из них нужно выстроить «домик» так, чтобы на каждом «этаже» картинки подходили друг к другу.
«Веселый поезд»
(«Чья дорожка длиннее?»)
Цель: развитие словесно-логического мышления.
Предложенные картинки ребенок должен разложить так, чтобы две соседние картинки чем-то подходили друг к другу.
«Собака любит спать под стулом, стул и стол - это мебель, стакан стоит на столе, а в него наливают сок, который делают из смородины и т.д.».

Аналогично можно построить дорожку, использовав максимальное количество предложенных картинок. Такое упражнение целесообразно проводить не только с одним ребенком, но и с двумя или несколькими детьми, при этом каждому ребенку выдается свой комплект картинок. Выиграет тот, кто составит самый длинный поезд или самую длинную дорожку. Учитываются и принцип соотнесения картинок, и объяснение.
«Познакомимся с детьми»
Цель: развитие внимания и памяти.
Ребенок составляет пары картинок, подкладывая к изображениям детей изображение предметов, и запоминает их. Затем отворачивается, а логопед убирает одну из картинок или весь ряд (это могут быть как изображения детей, так и предметные изображения). Ребенок должен вспомнить и назвать составленные пары.
Вопросы строятся на основе высказываний детей при составлении пар.
«Кто что ест?»
Кто съел первым? Что съел Коля? Кто ест бананы? И т.п.
«Кто за кем ухаживает?»
За кем ухаживает Маша? С кем играет Катя? А кто дружит с Пушком? И т.п.
«Кто на чем едет?»
Кто уехал самый первый? На чем едет Света? Кто едет на автобусе? И т.п.
«Кто что делает?»
Что делает Рая? Кто складывает игрушки в коробку? И т.д.
«Что сначала, что потом?»
Цель: развитие умения устанавливать причинно-следственную и временную зависимость.
Ребенку предлагается пара картинок. Он должен объяснить ход событий, следуя порядку расположения картинок. Затем порядок картинок изменяется и ребенок должен дать новое объяснение, например: «Выпал снег и из него слепили снеговика». После перестановки: «Снеговик рассыпался, и получилась куча снега».
«Составь пары»
Цель: развитие логического мышления и памяти.
Ребенок из предложенного набора картинок составляет как можно больше пар или подбирает пары к разложенным перед ним картинкам, объясняя принцип подбора, например: «Гриб подходит к корзине, потому что грибы собирают в корзину». Затем взрослый убирает (или закрывает) в каждой паре по картинке. Ребенок должен вспомнить и назвать убранные (закрытые) картинки.
«Замочная скважина»
Цель: развитие внимания, целостного восприятия и воображения.
Ребенку предлагается картинка, прикрытая сверху листом бумаги с прорезью в виде замочной скважины. Рассматривая сквозь нее изображение, ребенок должен его узнать и назвать. При рассматривании он может передвигать лист со «скважиной» по картинке до узнавания или предположительного ответа.
Задание можно дать в виде тематической игры «Что за дверцей?» или «Кто в домике живет?». В этом случае фрагмент картинки будет виден в окне домика либо выглядывать из-за двери.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск