«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Играя, лечим!

30 июля, 2007 Рубрика: Речевые игры и упражнения Печинина С.И.

Печинина С.И., учитель-логопед МДОУ № 125, г. Казань, Республика Татарстан
Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. И мы, логопеды дошкольных учреждений, уделяем пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.
Изучая журнал «Логопед» № 5 за 2004 г., меня очень заинтересовала статья учителя-логопеда МДОУ № 36 г. Саянска О.В. Кучергиной «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего до-школьного возраста», а именно подраздел «Организация работы по развитию речевого дыхания». Автор предлагает применять дыхательную гимнастику, которая влияет не только на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике и лечению заболеваний лор-органов. О.В. Кучергина дает описание семи упражнений, но, начав их делать со своими детьми, я увидела, что это им не очень интересно, хотя эффект от упражнений я заметила довольно быстро. Тогда я решила дать каждому упражнению название и придумать четверостишие. Теперь ребятишки с огромным удовольствием выполняют эту полезную дыхательную гимнастику.
Хочу поделиться своей «изюминкой» с коллегами, читателями журнала «Логопед».
Дятел
Пестрый дятел тук да тук,
Слышим мы знакомый
звук.
Это с той зеленой ели
Раздается громкий стук.

Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцем (5-6 раз).
Василек
Распустился наш цветок -
Ярко-синий василек.
Ну пойдем скорей гулять,
Аромат его вдыхать!

Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую, по оче реди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
Бычок
Вышел на лужок бычок
С черным пятнышком бочок.
Ты уж не бодайся,
С нами занимайся!

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук [м], одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
Замочек
Дверь с тобой мы
закрываем,
На замочек запираем.
Не успели мы закрыться,
Кто-то в дверь уже стучится.

При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
Гномик
Наш веселый добрый гном
Часто размышляет.
Звуки «ба-бо-бу» и «гм-м-м»
Вслух он повторяет.

Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести «ба-бо-бу» и «гм-м-м».
Шарик
Будто шариком играем:
Наш животик мы сдуваем.
Дружно все вдохнули:
Шарик наш надули.

Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза).
Доктор
Горлышко свое мы
Доктору покажем.
Чтобы все увидел -
«А-а-а» ему мы скажем.

Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка, произнести «а-а-а» (5-6 раз).

 


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Комментарии: 2 к статье “ Играя, лечим!


  1. # 1 Аноним Пишет:

    СПАСИБО! ПРОСТО, ЛАКОНИЧНО, ИНТЕРСНО!

  2. # 2 Аноним Пишет:

    Здорово))Спасибо огромное за совет!


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск