«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Гость номера – Галина Анатольевна Волкова

15 августа, 2012 Рубрика: Гость номера Галина Анатольевна Волкова

«Логопеду необходимо владеть
психологией содействия,
соучастия...»

Галина Анатольевна Волкова

канд. пед. наук, профессор, президент Ассоциации
логопатологов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, Санкт-Петербург

Уважаемая Галина Анатольевна, расскажите немного о себе.

В 1959 г. я окончила с отличием дефектологический факультет ЛГПИ им. А.И. Герцена (в настоящее время РГПУ). Моим учителем по логопедической специальности был Михаил Ефимович Хватцев. По распределению государственной комиссии я уехала на Дальний Восток и стала работать логопедом в детской поликлинике и психоневрологическом диспансере г. Владивостока. Интересуясь проблемой заикания у детей, постоянно изучала специальную литературу (в советское время был межбиблиотечный абонемент), выписывая ее из библиотек Москвы и Ленинграда. При содействии Розы Евгеньевны Левиной ставки логопедов появились в г. Находке и других городах Приморья. Понимая необходимость организации логопедической службы на Востоке, создала общество логопедов, на ежемесячных встречах которого обсуждали новинки логопедической литературы, практические вопросы.

В 1966 г. поступила в аспирантуру ЛГПИ, защитила кандидатскую диссертацию по теме «Заикание у детей дошкольного возраста и коррекционная работа с ними по системе игр». В 1983 г. в издательстве «Просвещение» вышла моя книга для логопедов «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников» с изложением методики, используемой логопедами во многих городах страны. Книга, а также методики обследования детей с речевыми нарушениями многократно переиздавались.

Более всего меня привлекает психологический аспект заикания. Изучив индивидуально-психологические особенности заикающихся детей раннего и до­школьного возраста, я провела в 1989 г. исследование на тему «Коррекция заикания у детей с учетом их индивидуально-психологических особенностей», в основу которого были положены сравнительный эксперимент (обследование 1700 детей с нормальным речевым развитием, заикающихся, с неврозами и 485 семей) и формирующий эксперимент.

Что касается моей научной и преподавательской карьеры, то с 1978 г. я доцент кафедры психопатологии и логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена, с 1996 по 1999 г. — доцент кафедры дефектологии Ленинградского государственного областного университета им. А.С. Пушкина (ныне ЛГУ). Решением Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации  мне присвоено ученое звание профессора по кафедре дефектологии. С декабря 1999 г. являюсь заведующим кафедрой логопедии Института специальной педагогики и психологии, с 2011 г. — профессором кафедры общей и специальной педагогики этого института.

Осветите, пожалуйста, Вашу дальнейшую образовательную деятельность.

Продолжая изучать психологические особенности детей с различной речевой патологией, я смогла создать научный предмет, учебную дисциплину — логопатопсихологию. Причины нарушения неречевых психических функций при разных формах речевой патологии были объяснены в учебном пособии по логопедической ритмике, утвержденном Министерством просвещения СССР. Первое издание его вышло в 1985 г. в издательстве «Просвещение». Пособие получило положительную оценку известного педагога по ритмической гимнастике Веры Александровны Гринер, которой я благодарна за данные ею консультации. В 1998 г. была опубликована моя книга «Логопедическая ритмика» с грифом МО РФ в качестве учебника для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «Логопедия». В 2003 г. вышли его 3-е издание, а в 2010 г. — 4-е.

Изучая онтогенез речевой деятельности в норме и при патологии, отражаю полученные данные в публикациях, лекционных курсах.

Довольно глубоко мною изучена проблема развития и обучения детей, страдающих психической депривацией. На протяжении более 25 лет я оказывала научную и методическую помощь педагогическому коллективу детского дома № 3 Калининского района Санкт-Петербурга, в котором логопедами работали мои ученики. В результате этого сотрудничества в 2007 г. вы­шла моя монография «Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот». В 2008 г. под моей научной редакцией вышла книга моей ученицы М.А. Илюк «Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме».

Всего опубликовано более 200 научных и методических работ.

Сейчас, работая в институте, руковожу диссертационными исследованиями по проблемам речевой патологии.

В чем, на Ваш взгляд, состоит сотрудничество логопедической науки и практики?

Меня всегда интересовала проблема сотрудничества науки и практики, внедрения результатов научных исследований в практическую работу. Поэтому в 1972 г. я создала методическое объединение логопедов г. Ленинграда, работающих с заикающимися детьми. Участвовала в организации речевых групп для детей с заиканием, в обучении логопедов методикам его преодоления. Объединение работало до 1985 г., когда по решению Комитета по образованию объединением стал руководить не ученый, а опытный логопед-практик. Тогда я стала думать об иных формах сотрудничества с работающими логопедами. Обсудив этот вопрос с учеными коллегами, логопедами, пришла к мысли о создании Ассоциации логопатологов.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о миссии и задачах этой организации.

Ассоциация логопатологов Санкт-Петербурга и области  была создана в 1991 г. по инициативе ученых и практических логопедов для более эффективного развития научно-теоретических и практических основ логопедии. Помимо логопедов в ее работе принимают участие неврологи, психиатры, оториноларингологи, лингвисты, методисты, административные работники дошкольных и школьных учреждений общего и специального образования. Это профессиональное добровольное общественное и независимое объединение специалистов, занимающихся изучением, лечением, преодолением, профилактикой расстройств речи.

Основные задачи Ассоциации:

— совершенствование логопедической помощи в городе и области;

— повышение профессионального мастерства членов объединения;

— массовая пропаганда логопедических знаний;

— защита профессиональных прав и интересов членов Ассоциации, а также лиц, нуждающихся в логопедической помощи.

В первые шесть лет работы этого объединения проводились курсы повышения квалификации логопедов, олигофрено- и сурдопедагогов из разных городов РФ от Калининграда до Хабаровска; курсы переподготовки музыкальных руководителей, получивших свидетельства логоритмистов. Курсы повышения квалификации логопедов работают только в Санкт-Петербурге.

В ежегодно проводимых научно-практических конференциях по возможности участвуют ученые из других городов. Тематика их различна: «Абилитация детей раннего возраста», «Диагностика и коррекция речевых нарушений: исторические традиции и пути совершенствования, посвященная 10-летию деятельности Ассоциации логопатологов», «О преемственности коррекционных и образовательных педагогических технологий в профилактике дислексии и дисграфии», «Проблема классификации речевых нарушений», «Проблема готовности к школьному обучению детей с нарушениями речи в аспекте логопедической коррекции», «Ранняя диагностика нарушений речи у детей», «Проблемы психического и речевого развития ребенка», «Аграмматизмы в речи детей», «Механизмы речи», «Личность ребенка в семье, обществе, государстве», «Мультидисциплинарный подход к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста» и др. К настоящему времени проведены 24 научно-практические конференции, в которых участвовали логопеды и другие специалисты (от 200 до 450 чел.). С докладами на каждой конференции выступают от 14 до 17 чел.

Другой формой повышения квалификации логопедов являются семинары по практическим вопросам коррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возраста и со взрослыми по темам: «Нейропсихология и логопедия: вопросы теории и практики», «Ранняя диагностика нарушений письменной речи», «Дифференциальная диагностика моторной алалии и общего недоразвития речи», «Логопедический массаж в коррекционной работе», «Методика преодоления заикания у дошкольников», «Развитие неречевых психических функций у детей с нарушениями речи», «Фонопедия для логопедии», «Нарушения восприятия речи у детей: диагностика и реабилитация», «Формирование функ­циональной базы чтения: профилактика дислексии на начальных этапах обучения чтению». Помимо семинаров для логопедов речевых групп проводятся семинары для логопедов, воспитателей, директоров детских домов; для родителей детей раннего возраста; будущих родителей ребенка. Члены Ассоциации участвовали в семинаре главных логопедов России «Современные аспекты патологии речи».

С 1993 по 1999 г. специалисты Ассоциации проводили аттестацию логопедов системы образования и здравоохранения на высшую и первую квалификационную категории, участвуя в работе Комитета по образованию. Я была членом аттестационной комиссии. Мы разработали документацию по аттестации логопедов, создали экспертные группы, в которых работали наиболее опытные и квалифицированные логопеды. За время деятельности наших экспертов было аттестовано 840 логопедов.

Силами Ассоциации изданы сборники научно-методических трудов: пособие для родителей «Если в семье “особый” ребенок», «Диагностика и коррекция речевых нарушений», «Проблемы патологии развития и распада речевой функции», «Современные подходы к исследованию и коррекции речевых нарушений», «Актуальные проблемы логопатологии: исследования и коррекция» (к 10-летию работы Ассоциации), монография «Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот».

Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития логопатологии и логопато-психологии?

Термин «логопатология» был введен немецким врачом А. Куссмаулем в 1877 г. В настоящее время логопатология представляет собой междисциплинарную область знаний о законах структуры и функционировании речи в условиях патологии. Она включает многие медицинские и биологические науки, направленные на изучение дифференциальной диагностики речевых расстройств, и психолого-педагогические науки для предупреждения и преодоления речевых нарушений. Среди педагогических наук главное место принадлежит логопедии, использующей педагогические методы.

Термин «логопатопсихология» предложен мною в 90-х гг. XX в., программа по этой дисциплине утверждена в Министерстве образования РФ в 1996 г. Логопатопсихология — наука о закономерностях психического развития лиц с речевыми расстройствами. В коррекционной работе необходимы изучение и преодоление неречевых психических функций, связанных с развитием речи. Поэтому для проведения коррекционно-развивающей работы недостаточно создавать только педагогические методы и приемы или технологии. В изучении лиц с речевой патологией целесообразно использовать нейропсихологический, психолингвистический, психологический подходы и на основе полученных данных создавать психолого-логопедические методы коррекции речевых расстройств и развития неречевых и речевых психических функций.

Есть ли отличия в содержании работы, которая выполнялась логопедами-практиками 20—30 лет назад и сегодня?

Отличия имеются в расширении представлений о речевой патологии и методах ее преодоления. Сегодня необходимо использовать нейропсихологический, психолингвистический и психологический подходы в изучении и коррекции речевых расстройств. В диагностике речевых нарушений в основном с позиций психолого-педагогической классификации, подчеркивающей преимущественно симптоматическую диагностику (ФФН, ОНР), имеются трудности, в то время как клиническая классификация направлена прежде всего на определение механизма речевого нарушения и путей коррекционной работы. На мой взгляд, увлечение симптоматической диагностикой снижает знания логопедов по дифференциальной диагностике. В логопедических заключениях читаем: «ОНР II (или I, III) уровня», даже без необходимого уточнения — «ОНР II уровня речевого развития». В книге «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики» (2006, 2011) я предложила примерные логопедические заключения в зависимости от того, на каких позициях находится логопед: клинических или педагогических. Считаю, что логопедам необходимы более глубокие знания по логопатологии, логопатопсихологии, психологии и медицинским наукам.

Какими личными качествами и профессиональными характеристиками должен обладать современный учитель-логопед?

Прежде всего логопеду необходимо владеть психологией содействия, соучастия, сопереживания, быть помощником ребенку или взрослому с их речевыми расстройствами. Избегать выражения «ребенок должен», он никому и ничего не должен, ему предлагаются выполнение того или задания, участие в игре, совместной деятельности в соответствии с возрастом, индивидуально-психологическими особенностями личности, имеющимся речевым нарушением. В отношениях с ребенком или взрослым необходимо создание атмосферы спокойствия, доброжелательности, уверенности в успехе преодоления дефекта, добросердечных отношений с родителями ребенка, несмотря на их занятость, а иногда и недопонимание участия в коррекционном процессе. Требуется огромное терпение в формировании тех функций, которые не даны ребенку от рождения, и еще большее — в их закреплении. Совместными усилиями логопеда и ребенка не только преодолевается дефект, но и осуществляется социальная адаптация, вводящая ребенка в мир хорошо говорящих людей.

К профессиональным характеристикам следует отнести необходимость владения логопедом научным и методическим потенциалом, умение применять его в психолого-логопедической коррекции, профессионально проводить дифференциальную диагностику речевого нарушения, учитывать в коррекционно-развивающей работе «зону ближайшего развития» ребенка, его интеллектуальные способности, возможности компенсации и сверхкомпенсации дефекта, социальной адаптации.

Что бы Вы пожелали читателям журнала?

Читателям журнала желаю здоровья, благополучия, радости жизни, творческой инициативы, скрупулезного анализа материала, публикуемого в журнале. Важно, чтобы содержание статей пробуждало у читателей желание познавать, расширять представления о речевой патологии, любознательность, способствовало формированию собственного мнения по интересующим их во­просам логопедической науки и смежных с нею областей научных знаний.

Беседовала О.А. Степанова


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Комментарии: 3 к статье “ Гость номера – Галина Анатольевна Волкова


  1. # 1 Аноним Пишет:

    Редакция журнала выражает искренние соболезнования родным и близким Галины Анатольевны . Здесь указана дата выхода журнала в свет, а не дата интервью.

  2. # 2 Аноним Пишет:

    Светлая память и низкий поклон дорогому учителю!!!

  3. # 3 Аноним Пишет:

    Светлая память дорогой учительнице. Искренние соболезнования родным.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск