Колтыгина Л.С., учитель-логопед средней общеобразовательной школы № 178, г. Екатеринбург
Терпение и творчество, Упорство и победа -
Вот главные этапы
В работе логопеда.
Все Нади, Вани, Вити Должны заговорить,
И от тебя зависит -
Быть им или не быть.
Душа болит за каждого. Всем хочется помочь.
Не раз вопрос: «Что
делать?»
Преследовал всю ночь.
Идешь порою с сумками, А язычок «грибком»,
Или «лошадкой» цокает, Иль губы «хоботком».
Вдруг затрещишь
«моторчиком»
Раз несколько подряд
И ловишь настороженный Идущих мимо взгляд.
Так день за днем -
То вниз, то вверх
Летает язычок,
Работать так настойчиво Из вас не каждый б смог.
И… появились звуки Вдруг, появятся и слоги,
А там уже слова пойдут По правильной дороге.
При самой первой встрече Мы часто слышим: «Датте»,
А на прощанье четкое: «Здоровья вам и счастья!»
И я без ложной скромности Признаться не стыжусь,
Что я своей профессией Действительно горжусь.
Эти строки возникли давно, когда я еще работала с дошколятами (1972-1992 гг.). Они родились во время одного из праздников «До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!», которых потом было очень много. В тот час торжества, веселья, легкой грусти я вспоминала печально-вопрошающие глаза матерей, «никакую» речь ребенка, дни кропотливого труда, помощь коллег, продуманные занятия воспитателей, добрые руки нянечек…
Горы перечитанной литературы, открытые занятия, советы коллег, курсы усовершенствования, семинары, методические объединения, собрания и консультации для родителей, изготовление наглядных пособий – все работало на приобретение опыта. Время в поисках решений, творческом порыве летело незаметно – и вот я уже ветеран труда. Но каждый раз, вглядываясь в лицо вновь поступившего ребенка, я мысленно желаю нам удачи. Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, и их родителями оформлен в пособие «Звукарик».
Вот уже 13 лет я работаю в общеобразовательной школе. Здесь иные, чем в детском саду, возрастные психофизиологические особенности детей, большой педагогический коллектив, другой режим работы логопеда и… дисграфия, которую некоторые дошкольники принесли с собой.
Анализируя результаты обследования речи, психологической готовности, ошибок чтения и письма учащихся, изучая мониторинговые выкладки, мы с дочерью, которая тоже занимается коррекционно-педагогической деятельностью, обратили внимание на развитие предпосылок к формированию грамотной письменной речи. (Как помогло знание программы дошкольного обучения!)
Работая над данной проблемой, мы вернулись к истории развития методик по обучению чтению и к трудам современных авторов (А.Н. Корнев, И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева) по предупреждению и устранению дисграфий и дислексии. Они указывают на необходимость предварительных действий, развитие предпосылок к формированию навыка письма, подчеркивают ретроспективность дисграфий. К.Д. Ушинский еще в 1867 г. составил план действий в данной работе: «…Приучить и глаз, и руку, и слух, и внимание дитяти разлагать, складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писаные и печатные».
Механизм записи и чтения слов очень сложен. Всю его схему мы для удобства восприятия неспециалистами оформляем в четверостишье:
Ухо звук определит,
Язычок проговорит,
Глаз запомнить букву
сможет
И руке писать поможет.
На родительских собраниях, консультациях мы рассказываем об этапах становления устной речи, причинах недо развития и видах нарушений письменной речи, предлагаем помощь в устранении ошибок.
Нами подготовлены ряд пособий, игр, методик для преодоления и предупреждения дисграфий и дислексии:
- развитие двигательно-направленных действий руки;
- закрепление навыка понимания прочитанного;
- увеличение скорости мысленной трансформации представлений;
- формирование навыка слияния букв;
- развитие речевого дыхания при чтении и др.
Опыт работы по развитию предпосылок к формированию письма и чтения оформляется в пособие «Графемика».
Я учитель-логопед высшей категории, но, несомненно, только усилиями всех участников процесса коррекционного обучения (логопед – учитель – родитель – ученик) возможна победа над коварной дисграфией.
И, кажется, что даже стены школы улыбаются вместе с нами, когда Алеша Плотников убегает домой с радостной вестью: «У меня в диктанте всего пять ошибок». Работы еще много, и мы желаем ему вслед: «Успеха нам, Алеша!»
Я своей профессией действительно горжусь!