Шайкин А.П., логопед детской городской больницы № 40, Москва
В современной логопедии традиционно считается, что овладение ребенком нормативной фонетикой языка в норме завершается к 5-летнему возрасту. По некоторым данным (А.Н. Гвоздев) этот возраст составляет 4 года. Однако следует помнить о нескольких обстоятельствах развития речи ребенка: сохранности и готовности определенных структур головного мозга к нормальному восприятию и последующему воспроизведению слышимой речи; речевом окружении ребенка, его интеллекте и эмоционально-волевой сфере. На практике к возрастным или «физиологическим» нарушениям произношения относятся отсутствие звуков, замена их артикуляционно близкими и легкими (а следовательно, онтогенетически более ранними звуками), смешение близких звуков. Искаженное произношение, проявляясь даже в более раннем возрасте, обычно настораживает специалистов. Причиной таких искажений может быть, с одной стороны, недостаточность в иннервации речевого аппарата (дизартрия), с другой – изменения в строении артикуляционного аппарата (так называемые механические дислалии). Без специальной коррекции такие дефекты не исчезают.
Проведенное на основании большого опыта работы логопедического кабинета при Городской детской поликлинике № 40 г. Москвы катамнестическое исследование выяснило возможности спонтанного исчезновения дефектов, касающихся исключительно звукопроизносительной стороны речи. Проводилась попытка нахождения корреляции между типом фонетического (либо фонематического) дефекта 5-6-летнего ребенка и дальнейшим его спонтанным исчезновением или какой-либо трансформацией в возрасте 10-16 лет, когда формирование фонетики заканчивается. Обязательным условием исследования было отсутствие логопедического воздействия на речь ребенка после констатации у него дефекта звукопроизношения. Другими словами, на катамнез были отобраны дети, по каким-то причинам отказавшиеся от логопедических занятий либо прекратившие занятия на раннем (подготовительном) этапе, когда собственно работа над постановкой звуков еще не началась. В группу исследуемых не были включены дети с дефектами произношения в структуре синдрома ОНР, так как несовершенство их произношения находится в зависимости от более позднего созревания речевой функциональной системы.
Обследованию подвергались 55 детей и подростков, из которых 14 с диагнозом простая дислалия, 37 – с диагнозом сложная дислалия без грубых нарушении в строении артикуляционного аппарата. Также рассмотрены четыре случая негрубой дизартрии.
Следующей целью работы была попытка проследить влияние дефектов устной речи на овладение ребенком чтением и письмом, для чего у плохо успевающих по русскому языку учащихся проводили анализ письменных работ и оценивали процесс чтения.
Для того чтобы понять, какие дефекты звукопроизношения имеют тенденцию к спонтанному исчезновению (т.е. являются физиологическими), какие носят стойкий характер и какие отражаются на дальнейшем овладении чтением и письмом, выделили три типа нарушения: отсутствие звуков, их замена (или смешение) и искажение.
Оценка результатов исследования была разделена на
3 варианта: произношение без изменений; улучшение (Редукция); нормальное произношение.
Случаи простой и сложной дислалии были исследованы в общей массе, имея в виду их количественное различие, четыре случая дизартрии были рассмотрены отдельно для большей чистоты эксперимента.
Протокол исследования был представлении в виде табл. 1.
Типы дефектов распределились следующим образом:
- отсутствие звуков – 20 случаев;
- замена (смешение) звуков – 18 случаев;
- искажение звуков – 28 случаев.
Имели комбинированный дефект 15 детей (смешение + искажение, отсутствие + искажение). Проводился подсчет случаев нарушений, а не количество обследуемых (табл. 2).
Из табл. 2 видно, что случаи замены (смешения) звуков составляют 60%, случаи отсутствия звуков – 45%. Изначальные искажения звуков исчезли спонтанно в 36% случаев. Эта цифра оказалась достаточно большой и говорит о том, что более трети «горловых», «боковых» и «межзубных» дефектов имеют тенденцию к самоустранению без специального логопедического вмешательства.
Оценивая случаи улучшения (редукции), можно говорить о небольшом их «перевесе» (40%) по сравнению с первоначальным смешением (заменой) звуков. Несколько меньший процент составило улучшение в разряде искажений артикулем (36%). Примерно четверть случаев касается улучшения среди изначально отсутствующих звуков.
Следует заметить, что все рассматриваемые случаи замен (искажений) звуков «уложились» либо в норму, либо в редукцию. Не отмечено ни одного случая, когда замена (смешение) отмечалась бы в дальнейшем.
Примерно 30% случаев отсутствия звуков закрепились и остались в первоначальном виде. (45% исчезли спонтанно).
Не подверглись редукции и не вышли в норму 28% случаев искаженных звуков (против 36% спонтанно исчезнувших нарушений).
Важным наблюдением представляется тот факт, что большая часть дефектов произношения независимо от их типа имеет тенденцию с возрастом исчезать. Значительная часть редуцируется, и лишь меньшая из них остается без изменений.
Анализ четырех случаев дизартрии, где основной произносительный дефект касался искажения звуков, а в ряде случаев сопровождался заменой или отсутствием звуков, показал, что произношение всех детей-дизартриков на катамнезе не было нормальным. Лишь в трех случаях отмечались некоторые улучшения произношения.
Попытка найти корреляцию между произносительными дефектами и случаями дисграфии и дислексии не обнаружила явной зависимости. Среди 55 обследуемых отмечено два случая дисграфии и один случай сочетания дефекта чтения и письма, что составило лишь 5,5% от общего количества.
Выводы
Случаи замены (смешения) звуков следует рассматривать главным образом как этап становления произношения ребенка, активного поиска артикулем.
Внушительной оказалась тенденция (36%) к спонтанному исчезновению искаженных артикуляций с возрастом без логопедического вмешательства. Поэтому не следует устанавливать жесткие временные (возрастные) сроки для оценки произносительной стороны речи ребенка. Необходим дифференцированный подход для оценки его возможностей и трудностей, перспективы «зоны ближайшего развития». Другими словами, диагностика должна быть онтогенетически ориентирована.
Состояние произношения ребенка-дизартрика, даже несмотря на огромные компенсаторные возможности детского мозга, мало подвержено спонтанной положительной динамике. Это понятно, поскольку речь идет о резидуальной органике. Следовательно, необходима возможно более ранняя диагностика и коррекция дизартрии.
Исследование не может претендовать на большую статистическую достоверность из-за относительно небольшого количества детей, отобранных на катамнез. Однако тенденции в динамике основных нарушений произносительной стороны речи прослеживаются, на наш взгляд, достаточно отчетливо.