Уткова Н.М., учитель-логопед ДОУ № 2287, Москва
В методической литературе описаны некоторые методы и приемы формирования вопросительных предложений, но научно обоснованной системы работы над ними не представлено. Создавая программу экспериментального обучения, мы взяли за основу имеющиеся разработки, но пошли по пути систематизации и конкретизации существующих приемов. Были внесены некоторые поправки, учитывающие функции, которые выполняют вопросы в процессах коммуникации и мышления. Соответственно был структурирован коррекционно-развивающий процесс, определены и апробированы этапы занятий, подобран и систематизирован языковой, речевой, игровой и дидактический материалы.
В основе обучения постановке вопросов лежит создание достаточной мотивационно-потребностной базы. Именно она обеспечивает стимуляцию речевой инициативы, а следовательно, помогает увеличению количества инициаций-вопросов.
По нашему мнению, необходимо не только дать детям модели вопросительных предложений, но и ввести их в различные коммуникативные ситуации (разные условия общения, виды деятельности, собеседники). При разработке последовательности введения в речь детей различных типов вопросов важно учитывать не только их тип и структуру, но и социально-коммуникативную значимость, степень шаблонности.
Цель такой работы заключается в формировании вопросительных высказываний и развитии коммуникативно-познавательной деятельности.
Задачи работы:
- повысить уровень речевой инициативы;
- формировать лексико-грамматические средства оформления вопросительных предложений;
- развивать навык построения разных моделей вопросительных предложений;
- обучать вопросительным высказываниям (социально-коммуникативным и познавательным) в различных ситуациях общения;
- формировать интонационные средства оформления вопросительных высказываний;
- учить адекватному употреблению невербальных средств оформления вопросительных высказываний;
- активизировать познавательную деятельность.
При построении методики мы опирались на общедидактические и специальные принципы организации коррекционно-педагогиче-
ского процесса.
Целостное воздействие на все компоненты речевой и мыслительной деятельности невозможно без систематизации языкового материала, знаний и умений детей, видов деятельности.
Стратегию всей работы по развитию речи определяет главный принцип коммуникативно-деятельностного подхода. Его использование предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения, в различных коммуникативных ситуациях. Подбирая языковой материал для занятий, определяя основные направления работы, важно учитывать их коммуникативную значимость.
Принцип комплексности отражается в совместной работе логопеда, психолога, воспитателей и родителей. Применяются ее общегрупповые, подгрупповые и индивидуальные формы. Общегрупповая форма используется на занятиях по развитию связной речи и формированию ее лексико-грамматического строя.
Коррекционная работа включала развитие языковых средств, языковой способности, речевой инициативы и активизацию мыслительной деятельности - все эти компоненты лежат в основе формирования инициаций-вопросов.
Характерной особенностью детских вопросов (при нормальном речевом развитии) можно назвать их огромное количество в свободном общении и почти полное отсутствие в проблемной ситуации (А.М. Матюшкин).
Экспериментальное изучение вопросительных высказываний дошкольников проводилось в 1999-2003 гг. (на базе ДОУ № 2287 и 977).
При обследовании 57 дошкольников 5-6-летнего возраста с ОНР были выявлены следующие трудности:
- непонимание инструкции «спроси, задай вопрос»;
- несформированность социально-коммуникативных вопросов-формул речевого этикета;
- лексические замены вопросительных слов;
- отсутствие вопросительной интонации и зрительного контакта;
- грамматические ошибки.
Начинать формирование вопросительных высказываний у дошкольников с ОНР необходимо с отработки вопросов, выполняющих социально-коммуникативную функцию. Затем можно переходить к познавательным вопросительным высказываниям. Этот раздел должен быть более продолжительным по времени. Главное - не просто научить детей задавать различные типы вопросов, а сформировать у них схему исследования проблемной ситуации.
Специфичной стала работа по усвоению вопросительных слов как опорно-смысловых семантических единиц. Сначала уточнялось понимание элементов вопроса, а затем начиналось их формирование путем постепенного перехода от репродукции к собственной продукции детей. Этот процесс проходил в конкретных коммуникативных ситуациях.
Обучение постановке вопросов, тренировка в их использовании положительно влияет на активизацию мыслительной деятельности, которая достигается за счет развития функции анализа, упражнения в выделении главной мысли. В сформулированном вопросе отражается результат мыслительных процессов. Существует и обратная связь: активизация познавательной деятельности повышает уровень овладения детьми изучаемым материалом.
Планирование работы логопеда
в подготовительной к школе группе (ОНР, второй год обучения)
Мы предлагаем разделить процесс формирования вопросительных высказываний на три этапа: подготовительный, основной и завершающий.
1 этап - подготовительный
Задачи работы:
- повышать речевую инициативу путем создания мотивационно-потребностного уровня высказывания;
- формировать зрительный контакт;
- развивать познавательную деятельность;
- ввести в пассивный и активный словарь слово «вопрос», инструкции типа «задай вопрос», «спроси», «узнай»;
- учить различать «вопрос» и «не вопрос»;
- научить использовать в речи вопросительную интонацию;
- тренировать в постановке общих вопросов.
Необходимо выработать у ребенка активную партнерскую позицию при ведении диалога. Речевая инициатива повышается путем создания мотивационно-потребностного уровня высказывания. Этому способствует коммуникативная направленность обучения, создание инициальных целей общения.
Делая наблюдения и выполняя практические упражнения, дети знакомятся со словом «вопрос», с заданиями «задай вопрос», «спроси», «узнай». Им предлагают отличить вопрос от повествования, побуждения. Используется жестовое обозначение вопроса, взятое из методики фонетической ритмики.
Развивается интонационная выразительность речи. Работа по формированию вопросительной интонации ведется по схеме: ее узнавание на слух, репродукция, продукция. На этом этапе дети учатся трансформировать повествовательные предложения в вопросительные путем изменения интонационной окраски. Иначе говоря, дети тренируются в постановке общих вопросов, не содержащих вопросительных слов.
В ходе бесед с детьми выявляется, понимают ли они различные вопросительные слова. Наше исследование показало, что подавляющее большинство детей не испытывали здесь затруднений. Достаточное понимание вопросов отмечалось даже у той группы детей, которые смогли задать вопрос только вместе с экспериментатором. Если отдельные трудности в понимании вопросительных местоимений выявляются, то они устраняются в индивидуальном порядке.
Формируется зрительный контакт. Здесь важно развивать речевое внимание. На этом этапе большое значение приобретает совместная работа логопеда, воспитателя и психолога. Воспитатель закрепляет полученные навыки в процессе повседневного общения. Во время прогулок он проводит подвижные игры, направленные на развитие слухового и зрительного внимания. Психолог занимается с детьми психогимнастикой, направленной на развитие, помимо прочего, чувства эмпатии, отношений партнерства. Занятия ведутся как общегрупповым, так и подгрупповым методом.
Развернутый характер подготовительного этапа, создание мотивационной базы, развитие внимания, активизация познавательной деятельности, использование невербальных компонентов высказывания, основанных на межанализаторном взаимодействии, позволяют ребенку стать более инициативным, сформировать у него деятельную партнерскую позицию.
2 этап - основной
Задачи работы:
- ввести в речь социально-коммуникативные вопросы, имеющие социально фиксированную, шаблонную форму;
- научить использовать социально-коммуникативные вопросы в ситуации знакомства, вступления в речевой контакт;
- формировать умение задавать познавательные вопросы, используя различные вопросительные слова, порядок прохождения которых определяется их появлением в онтогенезе и полученными в ходе обследования данными.
На этом этапе изучаются и осваиваются отдельные типы вопросительных предложений. Работа начинается с формирования социально-коммуникативных вопросов. Дети наблюдают за тем, как логопед разыгрывает разнообразные ситуации знакомства, используя контактоустанавливающие вопросы. Затем предлагаются различные задания на репродукцию высказываний логопеда (отраженно, сопряженно). Потом переходят к продуцированию контактоустанавливающих вопросов на основе заданной темы. Раздел заканчивается разыгрыванием различных ситуаций знакомства по ролям: сначала используется модель взрослый-ребенок, потом - ребенок-ребенок.
Затем формируются познавательные вопросы.
По одному отрабатываются различные вопросительные слова. Последовательность их прохождения определяется появлением в ходе развития речи (учет онтогенетического принципа), а также результатами нашего обследования. Можно использовать следующий порядок введения вопросительных слов в речь детей: «кто», «что», «что делает», «где», «куда», «откуда», «почему», «зачем», «когда», «какой», «сколько».
На этом этапе важно не просто научить ребенка задавать вопросы познавательного характера, а сформировать навык исследования ситуации с их помощью.
Сначала проверяем, понимают ли дети данное вопросительное слово. Подбирается специальный речевой материал, позволяющий ребенку наблюдать за тем или иным словом (стихотворения, сказки, рассказы). Затем переходим к репродукции. Здесь применяются различные игры на отраженное, сопряженное проговаривание вопросов. Используется инструкция «спроси также». Далее детям предлагается тема вопросительного вы-
сказывания: «Спроси о…».
Занятия проводятся общегрупповым методом, на подгрупповых занятиях преодолеваются имеющиеся у некоторых детей отдельные лексико-грамматические и синтаксические нарушения.
Схема работы над вопросительными предложениями:
- понимание вопроса (наблюдение за вопросительными словами в специально подобранных стихах, сказках, рассказах);
- репродукция вопроса взрослого (используются структурные схемы);
- продукция в ситуациях общения взрослый-ребенок и ребенок-ребенок.
3 этап - завершающий
Задачи работы:
- упражнять в постановке социально-коммуникативных и познавательных вопросов в различных коммуникативных ситуациях;
- развивать умение детей исследовать проблемную ситуацию с помощью познавательных вопросов.
На данном этапе дети учатся использовать полученные навыки для общения. Проводятся инсце нировки, игры-драматизации по мотивам сказок. Усложнение достигается за счет введения незнакомых взрослых и сверстников в качестве собеседников, использования незнакомых условий общения, участия в полилогах.
Дети обучаются анализировать проблему при помощи вопросов (игры «Ключи»1, «Угадайка», «Данетки»2).
Таким образом, раздел «Формирование вопросительных вы-
сказываний» необходимо включать в план работы по развитию связной речи детей с ОНР. Выделенные этапы и задачи обучения определяют структуру данного раздела. Следование предложенному алгоритму позволит полноценно сформировать в речи детей вопросительные высказывания разных видов и использовать их в общении со взрослыми и сверстниками как в детском саду, так и в школе.