«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Формирование связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи

30 декабря, 2007 Рубрика: Вернисаж Коньшина Н.А.

Коньшина Н.А., учитель-логопед ГОУ «Мелехинская средняя общеобразовательная школа» Щигровского р-на Курской обл.
Проблема нарушений связной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. От уровня раннего развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями.
Учащиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи более или менее строят связные высказывания в пределах близкой им тематики, однако испытывают серьезные затруднения при продуцировании связных высказываний (формулирование выводов, обобщений, доказательств, воспроизведение содержания текстов). При пересказах они не могут полно и точно излагать свои мысли. Особенно наглядно это проявляется при написании изложений и сочинений. Такого рода затруднения выражаются в стремлении к дословности изложения, «застревании» на отдельных словах, повторении отдельных частей предложений, концентрации внимания на несущественных признаках, нарушении синтаксической связи между словами, что приводит к незаконченности предложений, изменению порядка слов. Нередки случаи употребления слов в несвойственном им значении, что является следствием бедности словарного запаса, непонимания значения используемых слов, неумения уловить их стилистическую окраску. Такая несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программами гуманитарных предметов.
Недостаточное развитие у учащихся 2-4 классов, имеющих ОНР, внутреннего программирования, синтаксического структурирования связного текста создают определенные трудности адекватного использования лексико-грамматических средств языка.
Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания реализуются в определенной последовательности.
•Программирование смысловой структуры высказывания.
•Установление связности и последовательности высказывания.
•Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждения, передача содержания текста).
Формирование практических
представлений о тексте
Развитие умений и навыков узнавания существенных признаков связного высказывания осуществляется по-разному.
1. В процессе сравнения текста и набора слов.
Задание. Найдите текст. Почему вы так думаете?
Сметана, летать, книга, корова, белый.
У Саши кот. Зовут кота Васька. Он ловит мышей.
Саша кормит Ваську молоком.

Ответьте на вопросы:
У кого был кот?
Как звали кота?
Кого кот ловил?
Чем кормили Ваську?
Кто кормил кота?
Задайте сами вопросы к тексту.
Как только дети определили текст, они объясняют свои предположения, доказывают правильность своего ответа. Затем отвечают на ряд предложенных вопросов по тексту и, наконец, самостоятельно формулируют вопросы и отвечают на них.
2. В процессе сравнения текста и набора предложений.
Задание. Найдите текст. Почему вы так думаете?
Кошка похожа на рысь.
Рыбак поймал большую щуку.
Зимой медведи спят в берлогах.
Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели.
Небо стало серое. Солнце не греет. Все чаще идут дожди.

Ответьте на вопросы:
Какое наступило время года?
Докажите, что наступила осень, используя слова текста.
Задайте друг другу любые вопросы по тексту.
Развитие умений и навыков
анализировать текст
•Определите тему текста, основную мысль рассказа, по-следовательность и связность предложений в тексте.
Задание. Прочитайте три текста и определите их тему. Как вы думаете, о чем хотел сказать автор в каждом тексте? Найдите в тексте предложения, в которых сформулирована основная мысль.
Большие как дома
Мы подошли к слонам. Слон такой большой, что я думал, что такого не может быть и что он не живой, а сделанный. На такого по лест-нице надо лезть, чтобы сесть ему на спину. Ноги у слона очень толстые, прямо как столбы. Он такой ногой может кого угодно растоптать. Вот какие слоны большие.
Умные животные
Слоны умные животные. Их учат, и они всякую работу делают: и бревна таскают, и землю копают, и воду носят. Они даже гулять с детьми вместо нянек ходят и смотрят, чтобы детей никто не обидел.
Веселый праздник
Индийцы устраивают праздник для слонов. Их украшают цветами и рисунками, на ноги вешают колокольчики. Слоны в этот день соревнуются в беге. Но самое интересное, это когда люди и слоны перетягивают канат. Всем весело!
•Составьте план связного высказывания, используя условные значки и предметные картинки.
Развитие умений построения самостоятельного высказывания
•Определите замысел высказывания, последовательность развертывания высказывания (план), связность предложений и смысловую зависимость между ними.
Задание. Прочитайте текст и найдите в нем часть, которая не соответствует заголовку. Придумайте к тексту заголовок, который объединил бы все предложения.
Тушканчики
Тушканчики – диковинные зверьки: тельце мышки, уши зайца, ноги кенгуру и львиный хвост с кисточкой. Днем спят, а бегают по ночам. И как бегают! Все зверьки на четырех ногах, а они на двух – как птицы!
Много диковинного в пустыне. Даже еж не простой, а ушастый. Уши у него большие и очень чуткие. В пустыне с другими не прожить, очень уж тихо по ночам, а глазами можно и близорукими обойтись – все равно ночью темным-темно.
•Отберите языковые средства языка, адекватные замыслу высказывания.
Например, учащимся предлагается из ряда слов выбрать слова, которые подходят к теме «Зима».
Снежки, снеговик, дождь, трава, бабочка, мороз, снегопад, лето.
Затем даются готовые предложения и тот же самый вопрос: что относится к зиме?
Наступила зима. Летом мы катаемся на велосипедах. Детвора на катке играет в хоккей. Птицы прилетели из теплых стран. Весело ребятишкам зимой.
После этого учащиеся работают над текстом, из которого необходимо убрать лишние предложения, чтобы получился связный рассказ.
Зима
Вот и пришла долгожданная зима. На деревьях появились первые листочки. Словно снежным ковром покрыта земля. Реки и озера одеты плотным ледяным покрывалом. Можно ходить на речку и купаться целыми днями. Трава пестреет цветами. Стоят суровые морозы. Чистый зимний воздух бодрит. Грустный стоит лиственный лес.

В ходе таких заданий дети учатся анализировать, отбирать нужную информацию, выделять второстепенное, доказывать и рассуждать.
Практика обучения детей показала, что особенно замедленно и с большими трудностями они овладевают такой формой высказывания как рассуждение, т.е. связным высказыванием.
Рассуждение требует продуманности, аргументированности, выражения своего отношения к высказываемому, отстаивания своей точки зрения. Чтобы овладеть рассуждением, ученик должен научиться вскрывать причинно-следственные отношения между явлениями и фактами действительности. Это умение формируется постепенно, в определенной последовательности. На первых порах целесообразно как можно чаще предлагать детям повторять вслед за учителем формулировки заданий, обобщающих выводов, правил. Достигается это различными способами, и прежде всего системой вопросов, в ходе активного ведения диалога по учебной теме:
- самостоятельно формулировать и задавать вопросы;
- сравнивать, обобщать, делать выводы;
- доказывать, рассуждать.
Умение хорошо вести диалог достигается при работе над картиной.
Конспект логопедического
занятия во 2 классе
Тема: составление описательного рассказа «Заяц».
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Обогащать словарный запас.
• Развивать звуковой анализ.
• Пересказывать рассказ по плану.
• Обучать ведению диалога.
* * *
Развитие целостного восприятия
Логопед. Соберите животное из частей.
Дети выполняют задание.
Какое животное у вас получилось?
Дети. Заяц.
Логопед. Какое это животное – дикое или домашнее?
Дети. Дикое.
Логопед. Докажите, что это дикое животное.
Дети. Он живет в лесу, о нем никто не заботится.
Речевая разминка
Логопед. Прочитайте предложение спокойно.
Дети. Заяц – лесной житель.
Логопед. Прочитайте предложение восклицая.
Дети. Заяц – лесной житель!
Логопед. Прочитайте предложение спрашивая.
Дети. Заяц – лесной житель?
Логопед. Прочитайте предложение, делая логическое ударение на первое слово.
Дети. Заяц – лесной житель?
Логопед. Прочитайте предложение, делая логическое ударение на второе слово.
Дети. Заяц – лесной житель?
Логопед. Прочитайте предложение, делая логическое ударение на третье слово.
Дети. Заяц – лесной житель.
Образование родственных слов
Логопед. Как мы называем зайца ласково?
Дети. Зайчик, заинька, зайчишка, зайчонок.
Звуковой анализ слов
Работа со слоговыми линейками.
Логопед. Определите количество звуков в данных словах.
Работа с текстом
Логопед. Дети, послушайте текст.
Заяц к зиме не готовится. Нет у него ни норы, ни гнезда. Ляжет под куст или в овражек. Шубка у зайчика теплая-теплая, пушистая-пушистая, белая-белая. Тепло ему в такой шубке и на снегу не видно. Такая шубка и от мороза спасет, и от охотников и лисы скрывает. Днем заяц спит, но глаза у него открыты и зорко следят: нет ли врага поблизости.
А ночью выходит заяц погулять и покормиться. Питается заяц зимой в основном корой деревьев. Подбежит к дереву, станет на задние лапы и обгложет кору. Любит заяц погрызть молодые веточки деревьев. Врагов у зайца много: лисицы, совы, волки, люди – все охотятся за зайцем.
Заяц всех боится и спасается бегством. Зайца спасают его тонкий слух, острое зрение и сильные, быстрые ноги.

Составьте текст по вопросам.
Как зимует заяц?
Где он ночует?
Какая у зайца шубка?
Как и когда спит заяц?
Чем заяц питается?
Кто у зайца враги?
Как заяц спасается от врагов?
Учащиеся отвечают на вопросы, а логопед выставляет готовые (примерные) образцы ответов в виде предложений.
Заяц к зиме не готовится.
Спит заяц под кустом или в овражке.
Шубка зайца теплая, пушистая, белая.
Спит заяц днем. Глаза зайца открыты и зорко следят: нет ли врага поблизости.
Питается заяц корой деревьев.
Врагов у зайца много: лисицы, совы, волки, люди.
Спасают зайца от врагов быстрые ноги.
Логопед. Прочитайте получившийся текст и ответьте, что здесь не так?
Дети. Часто повторяется слово «заяц».
Логопед. Замените слово «заяц» на слова-приятели.
На доску вешает таблицу.
он
заячья
беляк
его
косого
трусишку
Учащиеся заменяют слово «заяц» на слова синонимы. Логопед вставляет слова. Полученный текст сравнивается с предыдущим.
Заяц к зиме не готовится.
Спит он под кустом или в овражке.
Шубка заячья теплая, пушистая, белая.
Спит заяц днем. Глаза его открыты и зорко следят: нет ли врага поблизости.
Питается заяц корой деревьев.
Врагов у косого много: лисицы, совы, волки, люди.
Спасают трусишку от врагов быстрые ноги.
Логопед. Второй текст более красивый. Воспроизведите текст с опорой на наглядность, без нее, с помощью вопросов.
Дети выполняют.
Итог занятия.
Конспект логопедического
занятия в 3 классе
Тема: составление текста-описания «Утро».
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Совершенствовать навык узнавания текста-описания.
• Обогащать словарный запас.
• Расширять связную устную и письменную речь.
* * *
Работа с текстом
Логопед. Посмотрите, что написано на доске.

Ребята, помогите!
Из зоопарка сбежало животное. Это самый высокий зверь. Ноги у него длинные, тонкие, грудь узкая, длинная шея и маленькая головка. Длинная шея и ноги помогают ему выжить во время засухи. Питомец очень быстро бегает. Спит животное стоя и очень мало, около пяти минут. Найдите его.
Вы догадались, о каком животном идет речь?
Дети. О жирафе.
Выставляется картинка.
Логопед. Какие слова вам помогли догадаться, что это жираф?
Дети отвечают.
Что мы сейчас делали?
Дети. Описывали жирафа.
Логопед. Правильно, сегодня мы продолжим работу над текстом-описанием.
Узнавание текстов-описаний
Логопед. Дети, послушайте тексты.

Как-то раз подложили утке куриное яйцо. Вылупились утята, и повела их утка на пруд. Пошел с ними и цыпленок. Утята – в воду, и цыпленок за ними. Хорошо, что на берегу были ребята. Еле спасли цыпленка.
Я люблю коней. Люблю потому, что они быстро бегают и очень красивые.
Мне нравится наша кошка. У нее пушистый хвостик. Глазки зеленые, лапки черные. Сама она серая.

Дети. Третий рассказ – это рассказ-описание.
Логопед. Почему?
Дети. Потому что к тексту можно поставить вопрос: какая? В нем описывается кошка. Это описание.
Составление рассказа-описания
Логопед. Какое сегодня число.
Дети отвечают.
Какое время суток?
Дети. Утро.
Логопед. Какое сегодня утро?
Мнения детей расходятся.
Логопед. Вам сейчас прочитаю стихотворение М. Щеловановой «Утро». В нем как будто разговаривают два человека. У одного хорошее настроение, у другого – плохое, и утро они находят разным.

- Какое сегодня утро?
- Сегодня плохое утро.
Сегодня скучное утро,
И, кажется, будет дождь.

- Почему же плохое утро?
- Сегодня не будет солнца.
Сегодня не будет солнца,
Сегодня будет хмурый,
Серый, пасмурный день.
- Почему же не будет
солнца?
Сегодня хорошее утро,
Сегодня веселое утро,
И тучи уходят прочь.
Наверное, будет солнце,
Обязательно будет солнце!
И прохладная синяя тень.

Можно определить у кого плохое настроение, у кого – хорошее?
Дети. У человека, который говорит, что утро пасмурное, хмурое, – плохое настроение. А у человека, который говорит, что утро веселое, солнечное, – хорошее настроение.
Логопед. Посмотрите за окошко и скажите, какое сегодня утро?
Дети. Ясное, солнечное, чудесное.
Логопед. Давайте на доске запишем эти предложения. Вы сказали, что «сегодня ясное утро». Как можно еще сказать, чтобы смысл предложения не изменился?
Дети. Выглянуло солнце.
Логопед. Солнышко какое?
Дети. Яркое.
Логопед. Составьте красивое предложение.
Дети. Выглянуло яркое солнышко.
Логопед. Запишем это предложение на доске.
Дети выполняют.
Опишите небо.
Дети. На небе нет тучек. Небо голубого цвета.
Делается запись на доске.
Логопед. Поговорим о снеге. Какой снег?
Дети. Белый, он блестит на солнце.
Логопед. С чем можно сравнить снег?
Дети. С серебром.
Логопед. Постройте предложение.
Дети. Снег на солнце блестит, словно серебряный.
Делается запись на доске.
Логопед. Что можно сказать о ветре?
Дети. Сегодня нет ветра.
Логопед. Если нет ветра, то утро какое?
Дети. Безветренное.
Делается запись на доске.
Логопед. Что мы можем сказать о морозе?
Дети. Мороз маленький, небольшой, легкий.
Логопед. А если легкий мороз, как можно ласково назвать его?
Дети. Морозец.
Логопед. Составьте предложение.
Дети. Стоит легкий морозец.
Делается запись на доске.
Логопед. Ребята, а какое настроение в такое утро?
Дети. Веселое, хорошее, радостное, бодрое.
В итоге работы получается следующий текст.
Утро
Сегодня чудесное утро. Выглянуло яркое солнышко. Небо голубое. Снег на солнце блестит, словно серебряный. Утро безветренное. Стоит легкий морозец. Настроение в такое утро веселое, бодрое, радостное.
Учащиеся читают получившийся текст.
Развитие зрительного гнозиса
Логопед. Откройте свои тетради и перепишите текст.
Итог занятия


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск