Рудакова Н.П., канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии, БГПУ, г. Благовещенск
Практика работы специальных дошкольных учреждений показывает, что у большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление в синтаксических конструкциях без учета значения входящих в них слов, их грамматического оформления и последовательности.
В этой статье освещены методические приемы для формирования предложно-падежных конструкций с пространственным значением у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).
Система коррекционных заданий предусматривает наряду с воспитанием речи и развитие познавательных процессов. Для формирования предложно-падежных конструкций у детей необходимы развитие понимания речи, расширение и уточнение словарного запаса, формирование грамматических средств языка, произношения и обучения грамоте, развитие связной речи.
Своевременная и целена-правленная коррекция нарушений грамматических форм является одним из важнейших условий речевого развития, обеспечения готовности к школьному обучению, предупреждения вторичных отклонений в развитии детей.
Формирование речемыслительных операций осуществляется вначале в процессе практической деятельности, а затем в речи. Дети выполняют упражнения в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. Сначала игры-упражнения проводятся индивидуально с каждым ребенком, а затем в группе детей. Следует соблюдать и определенную последовательность в опросе (вначале участие в играх принимают «сильные» дети, затем «слабые»).
Приведем некоторые приемы работы по формированию лексического значения разных групп предлогов в речи детей.
Задание 1
Значение пространственных предлогов в связном тексте
и дифференциация их с ранее изученными предлогами
Логопед читает стихотворение и указывает на соответствующие фрагменты сюжетной картинки, находящейся на панно. Затем просит детей выделить предлоги из – в, на – с при повторном чтении:
Осень – рыжая подружка
Тихо в гости к нам пришла
И в подарок добрым людям
Фрукты, овощи взяла.
Хитро смотрят сливы
с веток,
Так и просятся к нам в рот.
Соком налились томаты.
Вот так чудо-огород!
Спеют яблоки на ветках,
А арбузы на бахче.
Подойди поближе
к грядкам -
Лук, морковь найдешь
в земле.
Дышит перец из-под
листьев,
Вьется змейкою горох,
Сто одежек на капусте -
Урожай у нас неплох.
Вынимаем из корзины
Щедрой осени дары.
Вазы, блюда наполняем -
Накрываем на столы.
Задание 2
Значение предлогов над, под, между в стихотворном тексте
с использованием элементов драматизации
Используется кукольный театр: куклы – белочки, куница; муляжи сосен, елочек.
Дети распределяются по ролям: один «управляет» куклой-куницей, другие куклами-белочками. Одному ребенку поручается читать наизусть текст стихотворения. Дети-актеры выполняют соответствующие действия, меняясь ролями.
Считалочка
В прятки белочки играли,
От куницы убегали.
Между сосен там и тут
Рыжие хвосты цветут.
Вот над ветками мелькнули
И под елочку скакнули,
Убежали от врага…
Прятки – чудная игра!
Задание 3
Закрепить лексическое
значение и дифференцировать
предлоги из, за, из-за
в стихотворном тексте
Логопед предлагает выделить предлоги из стихотворного текста, повторить стихо-творение по памяти.
За столом сидит Андрюша,
Чашку из стола достал.
Геркулес – не очень
вкусен,
Но мне тренер прописал.
Задание 4
Игра «Сравни и расскажи»
Закрепить умение употреблять предлоги перед, у, около, возле, в, за, под, над во фразовой речи.
Фрагмент занятия: детям предлагается рассмотреть картинку, прослушать стихотворение. Затем назвать и показать на сюжетной картинке: где по отношению к дому, воротам или сараю находится каждый из предметов. В конце предлагается выучить стихотворение.
Возле дома чудный сад.
У ворот собака Чак.
Вокруг дома каждый день
Бегать ей совсем не лень.
Около ворот сарай.
Перед ним колодец-рай.
В нем холодная вода -
Угощайся, детвора!
Таким образом, коррекционно-развивающий процесс, основанный на использовании разнообразных игровых приемов, решении несложных мыслительных задач, позволяет включать дошкольников в реальные жизненные ситуации, активную неречевую и речевую деятельность. Так обеспечивается преемственность в работе всех специалистов, занимающихся коррекционной работой с детьми-логопатами.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М., 2004.
2. Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. М., 1992. В 2-х ч. Ч. 1, 2.