«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Формирование полноценных представлений о морфемном составе слова у младших школьников с ОНР

23 июля, 2005 Рубрика: Методические приоритеты Коньшина Н.А.

Коньшина Н.А., учитель-логопед Мелехинской средней общеобразовательной школы, Курская обл.
В работе по развитию речи учащихся начальных классов большое значение имеет обогащение их словаря. Теоретическую основу данной проблемы составляет предусмотренный школьными программами раздел «Лексика». Он предполагает знакомство младших школьников не только с конкретной лексикой, но и с отвлеченными понятиями, вызывающими трудности в усвоении. Уроки литературы, риторики, природоведения, истории также способствуют обогащению речи учащихся. Но для детей с ОНР такая работа не дает положительных результатов. Речь их бедна в лексическом отношении.
Скудный словарный запас мешает успешной учебе. Дело еще и в том, что дети с ОНР мыслят конкретно: многие отвлеченные слова и понятия они употребляют, зачастую не понимая их значения. Поэтому работа логопеда предполагает введение в лексикон учащихся не только новых слов (с отвлеченными понятиями, различными смысловыми оттенками, синонимами, антонимами, многозначностью, фразеологическими сочетаниями), но и слов, образованных различными способами (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным и т.д.). Логопед должен познакомить детей с понятиями «богатая и бедная речь», чтобы более последовательно и продуктивно обогащать речь учащихся. При этом следует исходить из того, что чем больше человек знает слов, тем меньше использует готовые штампы в тех случаях, когда требуется выразить свои мысли, свое отношение к предмету высказывания.
В содержание занятий по восполнению пробелов в развитии лексического запаса входит:
- уточнение значений имеющихся слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение значений используемых синтаксических конструкций.
Можно предложить такую по-
следовательность работы по формированию полноценных представлений о морфемном составе слова:
- овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления;
- овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления;
- усвоения понятия о родственных словах, предлогах и способах их использования, дифференциации предлогов и приставок.
Содержание занятий
Для коррекции речи учащихся с ОНР отбирают наиболее типичные для данного языка способы словообразования. Ребенка учат образовывать новые слова от заданных, ориентироваться в формально семантических отношениях, группировать слова по общему признаку и тем самым анализировать морфологическую структуру слова. Развивающий эффект таких занятий достигается тем, что внимание ребенка обращается на одну морфему, пока он не научится ее выделять, сопоставляя анализируемое слово с производящим и со словами, подобранными по той же модели (см. приложение).
На занятиях ребенку объясняют, что приставка и суффикс придают словам новые, дополнительные значения, т.е. служат для образования новых слов. В этом их сходство. Различие заключается в том, что приставка начинает основу, а суффикс заканчивает. На обобщенной схеме хорошо видны все части, из которых могут состоять слова.
После выделения всех морфем учащиеся выполняют морфемный анализ слова, а затем делают ряд упражнений на его закрепление. Можно предложить такое задание: на фланелеграф поместить условные обозначения в разброс, учащимся необходимо расставить значки по порядку, а затем подобрать слова к схемам.
Или же такое задание: детям раздать части слова и предложить собрать слово целиком; назвать составные его части.
н ый крас пре прекрасный
школь при ый н пришкольный
ать зим ов зимовать
ник ов сад садовник
Сначала действия отрабатываются по максимально развернутой схеме, с полной и подробной записью всех этапов. В дальнейшем алгоритм постепенно сворачивается и переходит в план внутренней речи («про себя»), затем «в уме». К исходному порядку возвращаются на завершающем этапе работы над темой «Состав слова». Это связано с необходимостью осознания учащимися понятия «словообразование».
Суффиксальный способ образования слов
Образование нового слова посредством суффиксов вполне доступно учащимся с ОНР. Однако они испытывают большие затруднения в отнесении слов к определенным смысловым разрядам. Поэтому на специальных занятиях с рассматриваемой группой детей логопед основное внимание должен уделять именно данному направлению работы.
Вначале следует уточнить значение слов, образованных с помощью суффиксов с оттенком уменьшительности, ласкательности, увеличения, пренебрежительности («очк», «ичк», «к», «еньк», «оньк», «чк» и т.д.).
Например, на фланелеграф выставляются картинки с изображениями гнома и гномика. Зачитывается стихотворение.
Жил да был веселый гном
Он себе построил дом,
Рядом жил поменьше гномик,
Он себе построил домик.
Выставляются картинки с изображениями дома и домика. Затем по ним составляются предложения.
Например, картина «Дуб». Дети составляют: «У гнома возле дома растет дуб». Далее демонстрируется картинка «Дубок». Учащиеся говорят: «У гномика возле домика растет дубок». Таким образом, выстраивается целый ряд предложений:
У гнома возле дома растет береза, а у гномика возле домика растет березка.
У гнома возле дома растет рябина, а у гномика возле домика растет рябинка.
Предложения записываются в тетрадь, выделяется суффикс.
Для образования уменьшительно-ласкательных форм существительных при помощи суффиксов можно предложить игру «Что изменилось?». Дети закрывают глаза, а логопед в это время меняет большой предмет на маленький.
Логопед. Что изменилось?
Дети. Был большой предмет, а стал маленький.
Логопед. Как его можно назвать?
Дети. Был стакан, а стал стаканчик.
Слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом записываются в тетрадь, выделяется суффикс.
Как только учащиеся научились уточнять значения подобных слов, образованных посредством подобных суффиксов, необходимо включать суффиксы, при помощи которых образуются различные части речи («-ик», «-ник», «-щ», «-ист», «-щик», «-ан», «-чик»,
«-ар», «-ян» и т.д.). Специально уделяют внимание образованию прилагательных, так как в словарном запасе детей рассматриваемой группы слов, обозначающих качество, мало.
Предлагается образовать от существительных прилагательные.
Дерево - деревянный.
Стекло - стеклянный.
Резина - резиновый.
Шелк - шелковый и т.д.
Очень нравится детям игра «Ателье». Выбирается приемщица, которая принимает заказы. Учащиеся отбирают образцы тканей (сатин, шелк, мех, кожа, ситец, шерсть) и заказывают разные виды одежды. При этом они должны сказать, что просят сшить, из какой ткани.
Сшейте мне кожаные брюки.
Сшейте мне шерстяную юбку.
Сшейте мне ситцевое платье и т.д.
Приемщица вставляет образцы тканей в соответствующий шаблон и отдает заказчику, который составляет предложение и записывает на доске.
Мне сшили кожаные брюки.
Мне сшили шерстяную юбку и т.д.
Логопед следит за тем, чтобы дети правильно называли прилагательные и согласовывали их с существительными, выделяли суффикс.
Задание: образовать имена прилагательные с суффиксом «-н».
Длина - … .
Весна -… .
Книга -… .
Бумага -… .
Стена -… .
Задание: образовать при помощи суффикса «-ск» прилагательные от существительных. Корень и суффикс выделить.
Город -… .
Море -… .
Гигант -… .
Село -… .
Задание: выбрать и сгруппировать слова с общим суффиксом из написанных на карточке слов, объяснить их значение.
Школьник, ручка, косточка, печка, ельник, сказочка, звездочка, дочка, лесник.
Полезно выделить несколько наиболее типичных значений суффиксов, отработать их на варьируемом словообразовательном материале и тем самым научить детей улавливать общий признак, обозначаемый этими суффиксами. Например, суффиксами «-щик», «-чик», «-ист», «-тель», «-арь» обозначаются лица по роду их деятельности.
Задание: записать на доске названия известных профессий по следующему образцу.
Токарь - точить.
Учитель - учить.
Водитель - водить.
Резчик - резать.
Дети дают понятие типа: Существительное «учитель» образовалось от слова «учить» при помощи суффикса «тель».
Целесообразно давать детям с ОНР задания, в которых от слов одной необходимо образовать слова другой части речи.
Задание: от слов-действий образовать слова-предметы при помощи суффикса «-к», обозначить суффикс.
Посадить деревья - посадка деревьев.
Побелить стены - побелка стен.
Засолить огурцы - засолка огурцов.
Полить огород - поливка огорода.
Как только учащиеся усвоили значение новых слов, необходимо начать работу над формированием механизма словоупотребления. Для этого используют специальные задания и упражнения:
- нахождение недостающего в предложении слова с опорой на предыдущие и последующие слова;
- конструирование различных предложений с новыми для учащихся словами;
- подбор слов, сочетающихся с новым, отрабатываемым словом, сравнение двух словосочетаний, установление верного словосочетания и доказательство его правильности.
Приставочный способ
образования слов
Работа над образованием новых слов посредством приставок может проходить в такой последовательности:
- уяснение лексического значения глагола, от которого образуется новое слово с приставкой («ходить»);
- сопоставление этого глагола и глагола с приставкой («ходить - приходить»);
- сопоставление нескольких глаголов с разными приставками («приходить - уходить - заходить»);
- выделение общего элемента в глаголах с одинаковой приставкой и разными корнями («слететь - сходить - сбежать»);
- усвоение соотношения приставок и предлогов («подошел к…», «перепрыгнул через…»).
Следует акцентировать внимание на образовании словосочетаний с глаголами, которые требуют как прямого дополнения («прочитать книгу»), так и косвенного с определенным предлогом («подлететь к городу»), а также сочетание приставок и предлогов («пере…», «через…», «под…», «к…» и т.д.). Это способствует усвоению глагольного управления. Здесь предлагаются такие задания:
- подписать под картинкой названия действий, которые на ней изображены;
- подчеркнуть слова с приставками, объяснить их значение;
- выписать однокоренные глаголы с разными приставками, объяснить их значение, образовать с помощью приставок новые слова, составить с ними словосочетания и предложения.
Например, даны слова «прилететь», «улететь», «слетел», «полетел». Учащиеся составляют словосочетания: «улетел на юг», «полетел к кормушке» и т.д. Затем предложения.
Воробей слетел с ветки.
Перелетные птицы улетели на юг.
Снегирь полетел к кормушке.
Задание: из образованных слов при помощи приставок выбрать и записать в один столбик слова, обозначающие приближение, а в другой - удаление.
Убежать, прибежать, подъехать, отъехать, отойти, угнать, пригнать, подойти и т.д.
Предложить выделить приставки, образовать с помощью этих приставок новые слова и объяснить их значение.
При выполнении подобных заданий дети должны практиче-
ски усвоить значение наиболее употребительных приставок:
- с пространственным значением «в-», «вз-», «вы-» «под-», «над-», «от-», «у-», «про-», «пере-»;
- с временным значением
«за-», «по-»;
- неполноты действия «под-», «при-»;
- полноты или результативности действия «в-», «вз-», «воз-», «до-», «за-».
Также необходимо познакомить детей и с многозначностью отдельных приставок, чтобы за-
крепить практическую работу над приставками, можно предлагать такие задания.
Задание: спишите, вставив подходящие по смыслу слова, данные в скобках.
Павлик (подплыл, отплыл) от берега.
Митя (подбежал, отбежал) к лодке.
Собака (влезла, вылезла) из конуры.
Мальчик (попил, выпил) молока.
Алеша (поднес, отнес) ведро домой.
Задание: составить словосочетания с глаголами и существительным.
Идти.
Переходить дорога.
Остановиться.
Отрабатывая употребление глаголов с приставками, следует уделять большое внимание составлению предложений с однокоренными глаголами, имеющими разные приставки. Для уяснения разницы в употреблении глаголов и приставок можно предложить такое задание.
Задание: списать тексты телеграмм, вставив пропущенные предлоги.
Зайди__________ маме, забери сумку.
________ голове петушка красный гребешок, а _________ ним красная бородка.
__________ травой летают бабочки, ______ берегу ____ кустах поют птицы.
Задание: определить предлоги и приставки в сделанной на доске записи.
(За)шла (за)другом.
(С)бежал (с)горы.
(В)ложил (в)коробку.
(На)скочил (на)дерево.
(До)шел (до)школы.
Задание: записать под диктовку предложения, рисуя вместо предлогов , а вместо приставок .
Короток зимний день. Птицам не хватает времени для поиска корма. Они слабеют от голода. Брось птицам горстку семян. Этим ты увеличишь урожай в садах, на полях, в огородах. Ведь птицы спасают их от вредных гусениц и насекомых.
Задание: выписать подходящие по смыслу приставки или предлоги в словосочетаниях.
…плыть …берега.
…лететь …хищника.
…шел …школы.
…писать …тетрадь.
…шел …водой.
…шел …школу.
Задание: ответить (письменно) на вопрос о происхождении названий.
Подосиновик, подснежник, подводник, подсолнечник.
Подорожник - это растение. Подорожник растет по обочинам дороги. И т.д.
Задание: образовать новые слова с помощью приставок.
Приход -
Полет -
Задание: вставить подходящие по смыслу приставки.
Зайчик - бежал из леса и - бежал к огороду. Он - бежал вокруг огорода, - бежал к грядке с капустой, - грыз ее, - бежал из огорода и - бежал обратно в лес.
Центральное место в логопедической работе отводится специальным упражнениям, при выполнении которых значение слов отрабатывается в смысловых и междусловных отношениях. Иначе говоря, вновь образованные слова обязательно включаются в различные виды речевой деятельности (вопросы, сообщения, побуждения и т.д.), что создает условия не только для обогащения словаря, расширения семантиче-
ских полей и систематизации лексики в целом, но и для актуализации речевой деятельности.
Подобная работа над значением слов на всех этапах коррекционного обучения постепенно подводит детей с ОНР к подлинному овладению словом, как функционирующей единицей.
Родственные слова
Большое место в работе по обогащению словарного запаса занимают упражнения в подборе родственных слов. Именно на этом этапе учащиеся с ОНР испытывают серьезные трудности. Например, такие слова, как «вода», «водитель», относят к родственным.
При изучении родственных слов учащиеся часто подменяют словообразование («дуб, дубовый») словоизменением («дуба», «дубом», «дубу»), считая послед-
ние слова родственными. Поэтому необходимо объяснить, что слова «дуба, дубом, дубу» представляют собой изменение одного слова, что все эти слова обозначают один и тот же предмет, а каждое из слов «дуб, дубовый» имеет свое смысловое значение. Нелегко детям дается понимание смысловой близости слов. Они часто не считают слова «сад, садовник» родственными, так как слово «сад» обозначает группу фруктовых деревьев, а слово «садовник» - человека.
Задание: составить предложения с этими словами.
На опушке леса рос раскидистый дуб.
Дубовая кора крепкая и прочная.
У школы посадили большой фруктовый сад.
Садовник будет ухаживать за молодыми яблонями.
Дети находят родственные слова, выделяют корень и объясняют, почему они родственные. (Потому, что имеют общую часть слова и близки по смыслу.) В качестве наглядного пособия при работе с родственными словами можно использовать «ромашку».
Педагог задает вопросы:

  • Какие части цветка вам известны? (Стебель, листья, цветок с лепестками, корень.)
  • Какая часть для ромашки самая главная? (Корень.)
  • Почему? (Без корня цветок не может жить.)
  • Можно ли сказать, что слова с одной словообразовательной ромашки будут родственными? (Можно.У них общий корень, они близки по смыслу.)
  • Можно ли понять значение данных слов без корня? (Нет.)

Итак, дети выясняют, что с помощью корня слова может быть объяснено значение всех слов-родственников. Сам же корень обязательно входит в состав всех родственных слов и имеет в них одинаковую буквенную форму.
У ромашки корень - главная часть, без которой цветок не может существовать. А может ли существовать слово без корня? Педагог предлагает проверить это для группы родственных слов. «Подводный» - без корня «подный», «водица» - без корня «ица», «вода» - без корня «а». Поэтому корень слова определяют как его главную, значимую часть, в которой заключено общее значение всех родственных слов.
Для закрепления темы «Родственные слова» детям предлагаются следующие задания.
Задание: к словам из первой колонки подобрать родственные слова из второй колонки. Закрасить соответствующим цветом.
Дети анализируют: «У данной группы слов корень одинаков, но различен смысл. А родственными словами мы называем слова с одним и тем же корнем и близким смыслом».
Задание: прочитать слова. Найти лишнее, не подходящее по смыслу слово. Вычеркнуть его. Объяснить, почему оно не подходит.
Шиповник, шипы, шипит, шиповки.
Маленький, малыш, малевать, малявка.
Шипучка, шиповник, шипящий, зашипел.
Задание: найти в тексте близкие по смыслу слова и объясните, почему они близкие. Выделить в них корень.
Родной мы зовем нашу страну, потому что мы в ней родились, потому что в ней говорим на родном языке и все в ней для нас родное.
В процессе такой работы у детей развивается понимание того, что родственными могут быть разные слова (слова, обозначающие предметы, признаки, действия предметов). Поэтому они подбираются так, чтобы относились к разным частям речи. Это дает возможность избежать распространенной ошибки - подмены словообразования словоизменением.
Для закрепления представлений о способах образования слов можно использовать следующие задания.
Задание: на доске даются вперемежку различные приставки и суффиксы. Выписать их в соответствующие столбики, составить с каждым из них слово, а затем включить это слово в предложение или текст.
ПО НА К С ОВА ПРИ АРЬ
ОЧК ИК ПОД ЗАН
1)
с очк
при ик
под н
за арь
на к
по ова
2) съел ласточка
приехать котик
подставка длинный
полетел слесарь
нашел горка
запись суковатый
Птицы полетели в теплые края.
Я нашел пуговицу.
Кот съел котлету.
К нам приехала бабушка.
Брат сделал подставку для телефона.
Надо сделать необходимые записи.
Дети строили снежную горку.
Пень попался суковатый.
Ласточка кружилась над домом.
Нам нужна длинная палка.
Мы вызвали слесаря.
Котика зовут Рыжик.
Задание: к данным схемам подобрать из книг слова.
Таким образом, в ходе коррекционных занятий дети накапливают опыт различения и выделения морфемных частей слова, расширяют запас однокоренных слов, совершенствуют навык выбора проверочных слов. Привлечение внимания к звуковой стороне речи и морфемному составу слова помогает в дальнейшем самостоятельно расширять запас слов. Все это способствует созданию оптимальных условий для уточнения ряда грамматических понятий и развитию умений для овладения определенными правилами правописания, усвоение которых связано с морфемным анализом слов и умением различать их значимые части.
Приложение
Логопедические занятия
Образование новых слов приставочным способом
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  • Расширение и обогащение словарного запаса детей путем образования новых слов с помощью приставок.
  • Активизация слов в речи.

ОСНАЩЕНИЕ
Тексты, фланелеграф, условные обозначения.
* * *
Организационный момент
Педагог настраивает детей на занятие.
Речевая разминка
Педагог
Слово делится на части!
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
Прочитайте выразительно.
О каких частях идет речь?
Дети. О корне, приставке, суффиксе, окончании.
Подготовительные упражнения
Проводится работа с фланелеграфом.
Педагог. Расположите знаки обозначения частей слова по порядку. Назовите их.
Проводится работа со словами. Каждое слово написано на отдельной карточке.
Прочитайте слова.
Дети. Сшила, прошила, пришила, подшила, вышила.
Педагог. Какие это слова?
Дети. Родственные.
Педагог. Выделите в каждом слове корень. Возьмите в руки ножницы и отрежьте от каждого слова приставку.
«С-», «про-», «при-», «под-», «вы-».
Работа с текстом
Педагог. В тексте пропущены слова «сшить», «прошила», «пришила», «подшила», «вышила». Правильно вставьте их в текст.
Умелая портниха
Умелая портниха задумала платье … . Выкроила детали. Затем … их по швам, … рукава и воротник, … низ платья. На карманах … цветы.
Хорошее платье вышло!
Готовый текст
Умелая портниха
Умелая портниха задумала платье сшить. Выкроила детали. Затем прошила их по швам, пришила рукава и воротник, подшила низ платья. На карманах вышила цветы.
Хорошее платье вышло!
Образование новых слов
с помощью приставок
Педагог. Положите перед собой отрезанные вами приставки; образуйте от слова «ходить» новые слова с их помощью. Какое слово необходимо вставить в предложение?
Мне надо … в магазин. (Сходить.)
Не следует близко … к этой собаке. (Подходить.)
Вам … на следующей остановке. (Выходить.)
Боже, как надоело каждый день сюда … (Приходить.)
Каждый раз мне приходится … мимо этой витрины. (Проходить.)
Являются ли данные слова однокоренными? Выделите корень в словах. Являются ли данные слова родственными? Почему?
Спишите предложения, вставляя приставки.
«При-», «под-», «вы-», «с-», «про-»
…лил сильный дождь. Петя …ехал с горы. Почтальон …клеил марку к конверту. Хор …пел еще одну песню. Снегирь …летел к кормушке с салом. Светлана …бежала на крыльцо босиком.
Образование новых слов путем
сложения корней
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  • Расширение и обогащение словарного запаса.
  • Совершенствование навыка образования слов, активизация их в речи.

ОСНАЩЕНИЕ
Картинки, тексты, кроссворды.
* * *
Организационный момент
Педагог настраивает детей на занятие.
Речевая разминка
Педагог
Хоть заманчив он на вид,
Но, однако, ядовит.
Знают люди с давних пор:
Несъедобен мухомор.
Работа с текстом
Педагог. Мухомор - ядовитый гриб. Его легко узнать по ярко-красной с белыми пятнами шляпке. Свое название он получил от сочетания двух слов «мухи» и «мор». Гриб настолько ядовит, что вблизи него даже «мухи мрут». Придумайте предложение со словом «мухомор».
Лось
Я стоял за сосной. Из лесу вышел лось. Он был худой, еле-еле стоял на ногах. Заболел лесной великан. Лось медленно подошел к березкам. Там в траве пестрели ядовитые мухоморы. Он нагнул голову и подхватил толстыми губами красный гриб. Так он лечился. Вскоре лось скрылся. А я долго смотрел ему вслед.
Каким грибом лечился лось?
Дети. Мухомором.
Педагог. Можно ли сказать о мухоморе, что он приносит только вред?
Дети. Нет, им лечатся животные.
Педагог. Сегодня мы будем работать со словами, которые имеют два корня.
Образование слов, путем
сложения двух корней
Педагог. Запишите слова, выделите соединительные гласные буквы «о» и «е».
Рыбу ловит - рыболов.
Лед колет - ледокол.
Зверей ловит - зверолов.
Пыль сосет - пылесос.
Падает вода - водопад.
Пешеход ходит - пешеход.
Сталь варит - сталевар.
Падает снег - снегопад.
Распределите в две колонки слова.
Птицелов, следопыт, ледоход, корнеплод, пешеход, снегоход, пулемет, дымоход, мореход, лесоруб.
Проводится игра «Половинки».
Дети решают кроссворд.
Подберите сложные слова, которые можно вписать в горизонтальную и вертикальную полосы.
Пылесос, водовоз, садовод, ледоход.
Проводится игра «Сложное слово».
Как называется приспособление для тушения огня? (Огнетушитель.)
Как называют спортсмена, который бегает на коньках? (Конькобежец.)
Как называется машина, очищающая дороги от снега? (Снегоуборочная.)
Как называется хранилище для зерна? (Зернохранилище.)
Как называется человек, который разводит оленей, пчел, животных? (Оленевод, пчеловод, животновод.)
Работа с текстом
Педагог. Из данных групп слов составьте предложения. Запишите их в таком порядке, чтобы получился рассказ об осени.
Наступила осень. Начался листопад. Березы стряхивали последние листья. На тополе уже топорщились безлистные ветки. Садоводы готовили растения к зиме. Пчеловоды приводили в порядок ульи.
Найдите слова, которые имеют два корня.
Листопад садоводы пчеловоды
С помощью каких слов образовались эти слова?
Листопад - лист, падать.
Садоводы - сад, водит.
Пчеловоды - пчелы, водит.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Ефименкова А.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. М., 1991.
Львов М.Г. Речь младших школьников и пути ее развития. М., 1975.
Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. М., 2004.
Недостатки речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1965.
Речь / Под ред. Т.А. Ладыжен-
ской. М., 1990.
Ушакова О.С. Занятия по развитию речи. М., 1999.
Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1980.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития. М., 1999.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск