«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей


Дошкольный логопедический пункт: планирование работы логопеда и воспитателей

30 ноября, 2007 Рубрика: Дошкольная логопедическая служба, Организационные аспекты Сенкова Е.А.

Сенкова Е.А., учитель-логопед МДОУ ЦРР — д/с № 41, г. Саров Нижегородской обл.
В настоящее время в системе дошкольного образования появилось наивысшее по статусу образовательное учреждение – Центр развития ребенка (далее ЦРР). Основной задачей Центра является обеспечение физического, познавательного, социального, эстетического и речевого развития детей. Реализация этой задачи требует четко скоординированной работы различных специалистов. В МДОУ «ЦРР – д/с № 41» разработана и апробирована система взаимодействия участников педагогического процесса: учителя-логопеда и воспитателя, работа которых строится по принципу логопедического пункта. Правильно организованная логопедическая помощь дошкольникам позволяет включить в сферу коррекционно-речевой работы более широкий круг детей, полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия и сделать его органичной составляющей целостного дошкольного образовательного процесса. Деятельность логопункта направлена на решение трех основных задач:
- выявление детей, имеющих речевые нарушения;
- коррекции речевых нарушений;
- профилактики возникновения речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Учебное расписание в ЦРР не включает специально отведенного для занятий с логопедом времени, что создает некоторые трудности при организации и проведении коррекционной работы с детьми. Однако логопедические занятия должны помогать усвоению дошкольной образовательной программы и параллельно с исправлением нарушений звукопроизношения решать такие задачи:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие мелкой моторики и координации движений;
- формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
- обогащение словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой;
- обучение грамоте.
Совершенно очевидно, что решение такого комплекса задач возможно только при тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ. Безусловно, главная роль здесь принадлежит воспитателю, который еже-дневно и достаточно продолжительно общается с детьми, знает их склонности, интересы и, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.
Проводимая воспитателями детских садов грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса. Однако нередко в силу разных объективных и субъективных причин (отсутствие у работников дошкольного воспитания достаточного объема коррекционно-педагогических знаний, должного осознания и адекватной оценки своей роли в преодолении недостатков речевого развития) организовать ее на оптимальном уровне довольно сложно. Кроме того, следует учитывать, что воспитатели работают по всем разделам программы дошкольного образования и часто испытывают трудности при планировании, организации и проведении коррекционных занятий с детьми. Вот почему так важна координация работы учителя-логопеда и воспитателя.
Диагностическая работа
Воспитатель сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания; проводит диагностику общего развития.
Учитель-логопед проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование всех детей среднего и старшего дошкольного возраста, результаты которого отражает для каждой группы детей:
- в «Экранах звукопроизношения» (приложение 1), которые наглядно указывают на звуки, нарушенные в произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними;
- в «Листах учета результатов обследования детей» (приложение 2), в которых каждый ребенок отнесен к одной из следующих групп:
с нормальным речевым развитием,
дефектами звукопроизношения (простая дислалия, сложная дислалия, стертая дизартрия),
лексико-грамматическими нарушениями,
недоразвитием фонематического восприятия,
нарушениями слоговой структуры,
испытывающие трудности в овладении языковым анализом и синтезом.
Опираясь на эти диагностические данные, воспитатели планируют занятия с детьми исходя из основных коррекционных задач.
Коррекционная работа
Воспитатель осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов; занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики; оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков; способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры; проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.
Учитель-логопед оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи. Дети, наиболее нуждающиеся в индивидуальном подходе, вносятся в «Карту индивидуальной работы» (приложение 3), которая является единой для всех специалистов, имеет разделы по развитию речи и заполняется учителем-логопедом или воспитателем. Дает ежемесячные рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период. Так, для младшего дошкольного возраста работа планируется по следующим основным разделам:
- развитие понимания речи;
- развитие фразовой речи;
- расширение словарного запаса (пассивного и активного);
- совершенствование грамматического строя речи (понимание грамматических конструкций);
- развитие общих речевых навыков;
- мелкой моторики;
- артикуляционной моторики.
Для детей среднего возраста усложняется работа над грамматическим строем речи, включаются простые упражнения на словообразование и словоизменение: «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательной формы слова). Больше внимания уделяется совершенствованию связной речи, развитию фонематического восприятия.
В старшей и подготовительной группах, помимо игр на обогащение словаря, планируются игры и упражнения, способствующие формированию навыков словообразования: «Слова-родственники» (образование родственных слов), «Что из чего» (образование относительных прилагательных) и др. В разделе «Совершенствование грамматического строя речи детей» широко представлены игры на закрепление правильного употребления предложно-падежных конструкций, окончаний множественного числа, согласование различных частей речи и др. Качественно изменился раздел «Развитие связной речи детей»: в него добавлены рассказы-сравнения, творческие, коллективные («рассказ по цепочке»), неоконченные рассказы. В старшем дошкольном возрасте появились новые разделы: «Обучение грамоте», включающий игры и упражнения на развитие языкового анализа и синтеза; «Совершенствование слоговой структуры речи», направленный на отработку слов сложной слоговой структуры и заучивание чистоговорок и скороговорок.
Таким образом, данные рекомендации по планированию работы по развитию речи значительно облегчают задачу воспитателя, так как не требуют глубокого знания возрастных норм и содержат конкретные игры и упражнения по каждому разделу. Сама же работа воспитателя становится направленной, конкретной и действенной. В приложении 4 представлены рекомендации по планированию работы во всех возрастных группах на один месяц.
Профилактическая работа
Профилактическая работа в ДОУ необходима дошкольникам для естественного и свое-временного развития речи. Основная цель этой работы – создание воспитателями такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Организация предметно-развивающей среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют основное содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического направления.
Учитель-логопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.
Согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов дея-тельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия.
Представленная система взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ по организации и планированию работы направлена прежде всего на повышение качества образовательного процесса и осуществление личностно-ориентированного подхода к воспитанникам с нарушениями в развитии речи.
Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи
в разных возрастных
группах
Подготовительная группа
I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Зима», «Путешествие по Европе», «Одежда. Обувь. Головные уборы».
1. Учить подбирать существительные к заданным прилагательным: дидактическое упражнение: «Подбери предмет к признаку».
Морозная – .., снежный – .., ледяная .., порывистый – .., теплые – .., меховая – .., пушистый – .., зимнее – .., пасмурная – …
2. Учить подбирать слова с противоположным значением: дидактическое упражнение «Скажи наоборот».
Длинный – короткий, грязный – чистый, новый – старый, светлый – темный, яркий – тусклый, мягкий – твердый, теплый – холодный, морозный – жаркий.
II. Совершенствовать навыки словообразования.
1. Учить образовывать существительные путем слияния двух основ: дидактическое упражнение «Почему так называется?».
Снегопад – снег падает, снегоход – .., ледокол – .., снегокат – …
2. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных: дидактическое упражнение «Из чего – какой?».
Туфли из кожи – кожаные туфли.
Ботинки с мехом – меховые ботинки.
Пиджак из шерсти – шерстяной пиджак.
Платье из шелка – шелковое платье.
Дидактическое упражнение «Где – какой?»
В Англии .., во Франции – .., в Италии – .., в Дании – .., в Польше – .., в Румынии – .., в Австрии – …
3. Учить образовывать родственные слова: дидактическое упражнение «Слова-родственники».
Снег – снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, снегирь, снегурочка, подснежник.
Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.
Платье – платьишко, платьице, платяной.
Франция – француз, француженка, французский.
III. Совершенствовать грамматический строй речи.
1. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде: дидактическое упражнение «Какой? Какая? Какое?».
Детям предлагается подобрать подходящее по смыслу существительное и правильно согласовать его с заданным прилагательным.

Зимний – холод, мороз, день.
Зимняя – пора, погода, прогулка, метель.
Зимнее – время, развлечение.
Зимние – дни, метели, развлечения, прогулки, забавы…
Так же со словами: морозный, ледяной, холодный, новый, женский, мужской, детский, красивый, английский, итальянский.
2. Учить употреблять существительные во множественном числе, родительном падеже: дидактическое упражнение «Один – много».
Француз – французов, англичанин – англичан, страна – стран, житель – жителей, день – дней, снежинка – снежинок, буря – бурь, стужа – стуж, шляпа – шляп, платье – платьев, пальто – пальто, ботинки – ботинок, сапоги – сапог.
3. Учить согласовывать существительные с числительными: дидактическое упражнение «Давай посчитаем».
1 платье, 2 платья, .., 5 платьев, .., 10 платьев.
4. Учить образовывать и правильно употреблять простые причастия: дидактическое упражнение «Назови, какой, какая?».
Шить – шитый, развязать – развязанный, вязать – вязанный, складывать – сложенный, вышивать – вышитый, носить – ношенный, стирать – стиранный.
IV. Совершенствовать слоговую структуру речи.
Отрабатывать произнесение слов сложной слоговой структуры, предложений и чистоговорок с этими словами.
V. Развивать связную речь.
1. Составлять описательные рассказы по изучаемым лексическим темам.
2. Составлять рассказ о зиме по плану:
- как ты заметил наступление зимы;
- ее первые приметы в природе;
- зимние месяцы;
- жизнь зверей и птиц зимой;
- зимние забавы и развлечения.
3. Составлять сравнительные рассказы.
Лед и снег, лед и стекло, лед и зеркало, снег и вата, куртка и пальто, варежки и перчатки, сапоги и ботинки.
4. Составлять творческие рассказы на темы: «Что я вижу из окна автобуса», «Что я вижу из иллюминатора самолета, пролетая над Европой», «Путешествие на поезде», «Куда бы я хотел отправиться в путешествие» и др.
VI. Обучение грамоте.
1. Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа: дидактическое упражнение «Назови по звукам».
Предлагается назвать по звукам простые, двусложные слова без стечения согласных: рыба – р, ы, б, а.
2. Учить выделять заданный звук в слове и определять его место (в начале, середине, конце).
3. Учить составлять предложения с заданным словом.
4. Учить составлять предложения по опорным словам: дидактическое упражнение «Составь предложение».
Снег, на, лежит, домов, крышах. У, теплая, куртка, Тани.
VII. Совершенствовать мелкую моторику рук: раскраски, обводки, штриховки.
Старшая группа
I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Новый год», «Зима. Зимующие птицы», «Север. Тундра».
1. Учить подбирать существительные к заданным прилагательным: дидактическое упражнение «Угадай предмет по его признакам».
Белый, пушистый, скрипучий, липкий, искристый, холодный … (снег).
Трескучий, сильный, слабый, январский … (мороз).
Большая, серая, проворная, голодная … (ворона).
Северный, белый, красивый, рогатый … (олень).
Красивый, забавный, смешной, большой, снежный … (снеговик).
Маленький, шустрый, пестрый, голодный, пугливый … (воробей).
2. Учить подбирать существительные к заданным глаголам: дидактическое упражнение «Отгадай предмет по его действиям».

Кружится, падает, тает, вьется, сверкает, искрится … (снежинка).
Трещит, ломается, тает, плывет, намерзает … (лед).
Летает, прыгает, клюет, сидит, тенькает … (синичка).
Охотится, плавает, ныряет, ловит (рыбу), ходит, отдыхает … (медведь).
Играют, бегают, катаются, лепят, строят, бросают, чистят (снег) … (дети).
Каркает, летает, клюет, прыгает, сидит, чистит (перья) … (ворона).
II. Совершенствовать навыки словообразования детей.
1. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных: дидактическое упражнение «Скажи ласково».
Снегирь – снегирек, воробей – воробышек, сова – совушка, снег – снежок, зима – зимушка, ветер – ветерок.
2. Учить детей образовывать относительные прилагательные: дидактическое упражнение «Скажи, какие?».
Птица – птичья, ветер – ветреный, зима – зимний, снег – снежный, мороз – морозный, мех – меховая, шерсть – шерстяные.
III. Совершенствовать грамматический строй речи.
1. Учить употреблять существительные во множественном числе, родительном падеже: дидактическое упражнение «Один – много».
Одна птица – много птиц, один воробей – много воробьев, одна синица – много синиц; одна снежинка – много снежинок; один снеговик – много снеговиков; одна метель – много метелей.
2. Упражнять в правильном употреблении притяжательных местоимений: дидактическое упражнение «Чья, чей, чьи, чье?».
Подобрать как можно больше слов к слову.
Моя – синица, ворона, галка, сова, сорока.
Мой – снегирь, воробей, снеговик, медведь, тюлень, олень, морж.
Мои – птицы, снежки, снежинки, постройки, игры.
3. Закреплять употребление предлогов в, на, из, с: дидактическое упражнение «Составь предложение». Составлять любые предложения, используя изучаемую лексику и предлоги.
Дети во дворе слепили снеговика.
Воробьи прилетели на кормушку.
Саша упал в сугроб.

  1. Учить согласовывать существительные с числительными: дидактическое упражнение «Давай посчитаем». Предлагается посчитать любые предметы от 1 до 10.
    1 синица, 2 синицы, .., … 5 синиц, .., 10 синиц.
    1снегирь, 2 снегиря, …
    5 снегирей, .., 10 снегирей.
    IV. Совершенствовать связную речь.
    1. Составлять описательные рассказы (по любой теме).
    2. Учить составлять сравнительные рассказы: «Сравним снегиря и синицу», «Сравним осень и зиму», «Сравним белого медведя и бурого».
    3. Заучивать стихи по темам.
    4. Составлять сложные предложения, используя сочинительную связь: дидактическое упражнение «Закончи предложение».
    На улице потеплело, и … (мы пошли гулять).
    Наступила ночь и на небе … (появилась луна).
    V. Совершенствовать навыки звукового анализа.
    1. Выделять первый твердый согласный звук в любых словах.
    2. Выделять гласные звуки [а], [о], [у] и согласные звуки [м], [с], [х], [р], [ш] в словах; определять место звука в слове.
    3. Придумывать слова на заданный звук.
    VI. Совершенствовать слоговую структуру речи: проговаривать слова сложной слоговой структуры, предложения и скороговорки с этими словами.
    VII. Совершенствовать мелкую моторику рук: раскраски, обводки, штриховки, пальчиковая гимнастика.
    Средняя группа
    I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Профессии. Продавец», «Зима. Зимние забавы», «Зимующие птицы».
    1. Закреплять в активной речи названия зимующих птиц, частей их тела и отличительные признаки; зимние явления природы, зимние забавы и развлечения. Побуждать детей использовать обобщающие понятия: дидактическое упражнение «Расскажи» (по картинкам).
    Что это? Почему? – Это зима, потому, что…
    Кто это? Почему? – Это птица, потому, что у нее есть…
    2. Развивать умение подбирать прилагательные к заданным существительным: дидактическое упражнение «Какой? Какая? Какое?».
    Снег, какой? – Холодный, рыхлый, скрипучий, сырой, белый, грязный, липкий.
    Снеговик, какой? – Красивый, забавный, смешной, большой, снежный.
    Воробей, какой? – Маленький, шустрый, пестрый, голодный, пугливый.
    3. Развивать умение подбирать глаголы к заданным существительным: дидактическое упражнение «Что делает?».
    Дети – играют, бегают, катаются, лепят, строят, бросают, чистят (снег).
    Ворона – каркает, летает, клюет, прыгает, сидит, чистит (перья).
    Продавец – продает, взвешивает, заворачивает, показывает.
    Снег – кружится, метет, летит, сверкает, блестит, лежит, тает, липнет.
    4. Учить подбирать слова с противоположным значением: дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (закончить предложение).
    Летом дни жаркие, а зимой – …
    Летом день длинный, а зимой – …
    Весной лед на реке тонкий, а зимой – …
    Снег мягкий, а лед – …
    Одни сосульки длинные, а другие – …
    У синицы хвост короткий, а у сороки – …
    Голубь тяжелый, а воробей – …
    II. Развивать навыки словообразования.
    1. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова: дидактическое упражнение «Назови ласково».
    Снег – снежок, снежочек.
    Ком – комок, комочек.
    Воробей – воробышек, воробьишка.
    Лед – ледок, ледочек.
    2. Учить образовывать прилагательные от существительных: дидактическое упражнение «Разные магазины».
    Магазин, в котором продают хлеб … (хлебный).
    Магазин, в котором продают молоко … (молочный).
    Магазин, в котором продают овощи … (овощной).
    Магазин, в котором продают мебель … (мебельный).
    Магазин, в котором продают продукты … (продуктовый).
    III. Совершенствовать грамматический строй речи детей.
    1. Упражнять детей в правильном употреблении существительных множественного числа, именительного падежа: дидактическое упражнение «Один – много» (по картинкам).
    Снеговик – снеговики, сосулька – сосульки, воробей – воробьи, санки – санки, дятел – дятлы, покупка – покупки, продавец – продавцы, магазин – магазины.
    2. Упражнять в правильном употреблении простых предлогов: у, на, в, из.
    Дидактические упражнения: «Кто в чем?», «Кто на чем?», «Что у кого?» (по картинкам)
    Мальчик в шубе. Девочка в пальто.
    Синица на дереве. Дятел в дупле.
    Лопата у мальчика. Лыжи у девочки.
    IV. Развивать связную речь детей.
    1. Учить пользоваться распространенными предложениями: дидактическое упражнение «Составь предложение» (по вопросам, простым сюжетным картинкам, сериям картин).
    2. Учить составлять короткие рассказы о зиме, зимних развлечениях, зимующих птицах по схемам, картинным планам.
    3. Учить пересказывать короткие тексты по темам.
    4. Заучивать стихи по темам.
    V. Развивать фонематическое восприятие.
    1. Развивать чувство ритма, рифмы, учить подбирать нужное слово в конец стихотворной строки: дидактическое упражнение «Закончи стихотворение» (предлагаются любые простые стихи по темам).
    2. Учить выделять первый гласный ударный звук в словах.
    Оля, осы, Аня, уши, окна…
    VI. С помощью упражнений артикуляционной гимнастики (комплекс № 1) продолжать подготовку артикуляционного аппарата к овладению правильным произношением звуков.
    VII. Совершенствовать мелкую моторику рук с помощью пальчиковой гимнастики.
    Вторая младшая группа
    I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Труд повара», «Зима. Зимние забавы», «Зимующие птицы».
    1. Вводить в активный словарь существительные, называющие зимние явления природы, зимние забавы зимующих птиц и части их тела: дидактическое упражнение «Посмотри и назови».
    Что это? – Это снег, снеговик, горка, сосулька…
    Кто это? – Это голубь, ворона, синица, дети…
    2. Вводить в активный словарь глаголы: дидактическое упражнение «Что делает?» (по картинкам).
    Повар – варит, жарит, моет, чистит, режет.
    Дети на зимней прогулке – лепят, катаются, играют.
    Птицы – летают, прыгают, клюют.
    3. Обогащать словарный запас качественными прилагательными: дидактическое упражнение: «Скажи, какие» (по картинкам).
    Снег какой? – Белый.
    Ворона какая? – Черная.
    4. Учить подбирать слова с противоположным значением: дидактическое упражнение «Скажи наоборот».
    Воробей маленький, а ворона – … (большая).
    Чай горячий, а сок – … (холодный).
  2. Совершенствовать грамматический строй речи.
    1. Познакомить с простыми способами образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных: дидактическое упражнение «Скажи ласково».
    Синица – синичка, хвост – хвостик, клюв – клювик, каша – кашка, салат – салатик, суп – супчик.
    2. Развивать понимание и правильное употребление имен существительных множественного числа, именительного падежа: дидактическое упражнение «Один – много» (по картинкам).
    Тут тарелка – тут тарелки.
    Тут снеговик – тут снеговики.
    Тут ворона – тут вороны.
    Тут магазин – тут магазины.
    Тут повар – тут повара.
    3. Закреплять правильное употребление предлога на: дидактическое упражнение «Кто где?» (по простым сюжетным картинкам).
    Где дети? – На горке.
    Где ворона? – На заборе.
    Где птицы? – На кормушке.
    Где посуда? – На столе.
    Где кастрюля? – На плите.
    III. Развивать общие речевые навыки.
    1. Продолжать работу по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания: дидактическое упражнение «Погреем ручки».
    Детям предлагается сделать глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, щеки не надувать) и медленный плавный выдох через рот, «согревая» сложенные вместе ладони.
    2. Развивать умение модулировать голос, учить говорить громче, тише, шепотом: дидактические упражнения: «Крикнем громко-громко, пусть боятся волки», «Будем тише говорить, чтоб медведя не будить», «Скажем на ушко секрет для подружки».
    3. Развивать четкость и интонационную выразительность речи, координацию речи и движения (заучивать и проговаривать потешки, стихи, выполнять физкультминутки).
    IV. Развивать связную речь.
    1. Совершенствовать фразовую речь, учить детей отвечать на вопросы предложениями из двух-трех слов.
    2. Учить повторять за взрослыми рассказы из двух-трех предложений о зиме, зимней прогулке, зимних развлечениях, зимующих птицах и их повадках, работе повара, посещении магазина и приготовлении пищи.
    3. Учить пересказывать простые описательные тексты с опорой на картинный план.
    4. Совершенствовать диалогическую речь, побуждая использовать в сюжетных играх «Магазин», «Рынок», «Покупки», «Семья», «Покормим куклу», простые реплики, соответствующие игровой ситуации.
    V. Формировать навыки правильного звукопроизношения.
    1. Закреплять в речи чистое произнесение простых по артикуляции согласных звуков: [б], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в], [ф] и их мягких вариантов.
    2. Используя комплекс общей артикуляционной гимнастики, начать подготовку органов артикуляции к овладению произношения других звуков.
    Первая младшая группа
    I. Совершенствовать понимание речи. Учить понимать и правильно выполнять простые словесные инструкции.
    II. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Зима. Зимние забавы», «Зимняя одежда».
    1. Вводить в активный словарь названия предметов одеж ды, зимних явлений природы: дидактическое упражнение «Покажи» (по картинкам).
    Покажи – пальто (куртку, шапку, шарф, варежки и т.д.).
    Покажи – снег (сосульку, лед, метель и т.д.).
    Побуждать детей называть самостоятельно или отраженно показываемые картинки.
    2. Побуждать детей использовать в речи качественные прилагательные: дидактическое упражнение «Какая?».
    Снежинка какая? – Маленькая.
    Елка какая? – Большая.
    Шапка какая? – Синяя.
    3. Побуждать использовать в речи глаголы: дидактическое упражнение «Что делает?» (по картинкам).
    Снег – падает. Дети – играют.
    III. Совершенствовать грамматический строй речи.
    1. Развивать понимание детьми категорий множественного числа: дидактическое упражнение: «Один – много».
    Где снежинка? – Где снежинки?
    Где сосулька? – Где сосульки?
    Где шуба? – Где шубы?
    Где варежка? – Где варежки?
    2. Учить понимать и использовать в активной речи уменьшительно-ласкательные формы имен существительных: дидактическое упражнение «Покажи и назови».
    Шапка – шапочка, куртка – курточка, шарф – шарфик, штаны – штанишки, снег – снежок, ком – комочек, сугроб – сугробик и т.д.
    3. Учить детей понимать простые предложные конструкции: дидактическое упражнение «Положи куда скажу!»
    Шапку на полку.
    Кофту на скамейку.
    Варежки в карман.
    4. Упражнять в правильном употреблении местоимений: дидактическое упражнение «Чьи вещи?».
    Чья шапка? – Моя шапка.
    Чей шарф? – Мой шарф.
    Чьи варежки? – Мои варежки.
    IV. Развивать общие речевые навыки.
    1. Развивать интонационную выразительность речи: дидактические упражнения: «Киса жалуется», «Корова просит травки», «Собачка обрадовалась».
    Дидактическое
    упражнение «Вьюга»
    Вьюга начинается. (Дети делают глубокий вдох, на выдохе начинают тихо тянуть: у-у-у…)
    Сильная вьюга. (Дети увеличивают силу голоса.)
    Вьюга затихает. (Дети уменьшают силу голоса.)
    Вьюга кончилась. (Дети затихают.)
    2. Развивать речевое дыхание, учить делать глубокий вдох через нос, не поднимая плеч, не надувая щек, и плавный выдох ртом: дидактические упражнения: «Сдуй снежинку», «Остуди чай для Деда Мороза».
    3. Продолжать работу над интонационной выразительностью речи: заучивать и проговаривать короткие стихи и потешки по изучаемым темам.
    V. Развивать мелкую моторику рук, учить согласовывать речь с движением.
    Пальчиковая гимнастика
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Дети хлопают в ладоши.
    Мы во двор пришли гулять.
    «Идут» по столу указательным и средним пальчиками.
    Бабу снежную лепили,
    «Лепят» комочек двумя руками.
    Птичек крошками кормили,
    Крошащие движения всеми пальчиками.
    С горки мы потом катались,
    Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.
    А еще в снегу валялись.
    Кладут руки на стол то одной, то другой стороной.

 


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск