Пелых Н.И., учитель-логопед ДОУ № 1410, Москва
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Сравнение, различение и правильное произношение звуков [т] и [д] в слогах, словах, фразах, рассказе.
Развитие логического мышления, внимания, памяти, фонематического слуха.
Звуковой анализ и синтез односложных, двусложных и трехсложных слов с опорой на звукослоговую схему слов, предложений.
Различение слов-паронимов.
Образование многосложных слов.
Развитие зрительного гнозиса при составлении рассказа по опорным силуэтным картинкам с использованием разноприставочных глаголов.
ПОДГОТОВКА
Готовятся следующие материалы:
- предметные картинки на звуки [т] – [д];
- наборное полотно;
- фланелеграф;
- схемы слов, предложений;
- символы звуков;
- сюжетные картинки;
- медвежонок – игрушка би-ба-бо;
- ширма.
* * *
Организационный момент
Раздается стук в дверь.
Логопед. Кто там? (Достает из-за ширмы медвежонка.)
Медвежонок. Это я, медвежонок, пришел к вам в гости. Здравствуйте. Ребята, вы вчера получили мое письмо? Мои картинки вам понравились? А сегодня я приготовил для вас загадки.
Шел долговяз,
В сыру землю увяз.
Крупно, дробно зачастил,
Всю землю водой напоил.
(Дождь.)
Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется.
(Топор.)
Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше,
Вот дорос он до небес
И исчез.
(Дым.)
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Туча.)
Дети отгадывают загадки. Медвежонок их хвалит и прощается.
Сравнение звуков [т] – [д]
Детям, сидящим в правом ряду, предлагается произнести звук [т], в левом – звук [д], держа руку на горле.
Логопед. Чем похожи звуки?
Дети. Язык стучит в верхние зубы, губы улыбаются, они оба согласные и твердые.
Логопед. Чем они отличаются?
Дети. Звук [т] – глухой, а звук [д] – звонкий, произносим с голосом.
Дифференциация звуков
[т] – [д] в слогах
Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот»
Детям предлагается встать в круг. Дается задание придумать слог с противоположным звуком. Логопед бросает мяч ребенку и произносит слог «та», ребенок, возвращая мяч логопеду, должен произнести «да» («эт» – «эд», «ты» – «ды» и т.д.).
Дифференциация звуков
[т] – [д] в словах-паронимах
Дидактическая игра «Найди пару»
На наборном полотне изображены мальчик Толя и девочка Даша. Детям дается задание поставить картинки со звуком [т] – Толе, а со звуком [д] – Даше. Логопед произносит предложения, а дети должны назвать последнее слово, подходящее по смыслу, найти картинку и поставить ее на наборное полотно.
Логопед
Назовем мы книжку… (том).
Для жилья построим… (дом).
Вот тележка, это… (тачка).
Дом в саду зовется… (дачка).
По реке плывут… (плоты).
Зреют на ветвях… (плоды).
И т.д.
Звуковой анализ и синтез слов
Дидактическое упражнение
«Подбери слово к схеме»
На доске изображены четыре схемы слов, а у детей на столах лежат картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [т] – [д]. Детям дается задание поставить свои картинки к схемам в соответствии со звуковым наполнением слова и объяснить свой выбор.
Односложные слова
Дым, душ, кот, дом
Односложные слова со стечением согласных звуков в конце
Торт, танк, зонт, бант
Двусложные слова из двух открытых слогов
Вата, ноты, дыня, дома
Трехсложные слова из открытых слогов
Лопата, дорога, радуга, машина
Физкультминутка под музыку
Дети произносят чистоговорку и выполняют соответствующие движения.
Дети
Дятел дерево долбит,
Дятел клювом дуб долбит.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Червячка он ищет тут.
Образование многосложных
слов и развитие
фонематического слуха
На фланелеграфе расположены изображения девочки и кота.
Логопед. Какие у девочки волосы?
Дети. Светлые волосы.
Логопед. Выкладываю две полосочки, которые обозначают количество слов. Какая девочка? Скажите одним словом.
Дети. Светловолосая.
При этом на фланелеграфе две короткие полоски соединяются в одну длинную.
Логопед. Какие уши у кота?
Дети. Короткие уши.
Логопед. Какой кот? Скажите одним словом.
Дети. Короткоухий.
Параллельно дети работают с символами. На столах по две карточки: одна пустая (символизиру ет глухой звук), а другая с изображением звонка (символизирует звонкий звук). Дети поднимают одну или другую карточку в зависимости от того, какой звук (звонкий [д] или глухой [т]) они услышали в названных словах.
Работа над схемой
предложения
Один ребенок выкладывает на фланелеграфе, а остальные на столах схему предложения.
Светловолосая девочка играет с короткоухим котом.
Дифференциация
звуков [т] – [д]
Рассказ по опорным силуэтным
картинкам «Толя на даче»
Летом Толя отдыхал на даче. Он пошел на речку ловить удочкой рыбу. Толя сел в лодку и от берега отплыл. Мимо острова проплыл. Речку переплыл и до другого берега доплыл. Он наловил удочкой много рыбы и домой приплыл.
Дети пересказывают рассказ сначала по цепочке, а потом целиком.
В конце занятия подводится его итог.
Для того чтобы ребенок научился звуковой речи, необходимо чтобы были соблюдены следующие условия.
1. Прежде всего аппарат речи у ребенка должен быть в исправности; каждый из отделов должен работать правильно и в полном согласии с другими отделами.
2. Ребенок должен обладать хорошим слухом.
3. Посредством этого слуха он должен воспринимать предлагаемые ему окружающими хорошие образцы речи.
4. Ребенок должен быть настолько психически развит, чтобы ему вообще было о чем говорить.
5. При отсутствии хотя бы одного из этих условий мы имеем дело с расстройствами или недостатками речи.