«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Дифференциация букв ш и щ

22 января, 2006 Рубрика: Вернисаж Отрошко Г.В.

Отрошко Г.В., учитель-логопед смешанного детского дома № 1, г. Ярославль

Смешение букв ш и щ в письменных работах детей и при чтении встречается очень часто. Во-первых, его можно отнести к группе фонематических, так как звуки [ш] и [щ] сходны по акустическим признакам, или артикуляторных – артикулемы этих звуков также сходны. Во-вторых, это смешение можно квалифицировать как оптическое, поскольку графемы ш и щ также сходны (как рукописные, так и печатные варианты). В-третьих, такое смешение может рассматриваться как кинетическое.
У детей с задержкой психического развития отмечаются не только несформированность фонематического восприятия, но и дефицитарность зрительного гнозиса, тонких дифференцировок движений руки. Детей затрудняет правильное прочтение слогов ше, ши, шё, которые часто читаются как ще, щи, щё.
Поэтому, работая над дифференциацией букв ш и щ, необходимо учесть все проблемы ребенка и подходить к данной проблеме комплексно.
Комплексная работа по дифференциации смешения ш-щ позволяет получить устойчивые результаты, уменьшить количество ошибок, допускаемых детьми с задержкой психического развития на письме и при чтении. Используемые задания способствуют развитию фонематических процессов, зрительного гнозиса, моторных компонентов.
Задания и упражнения
Уточнение произношения звуков ш и щ
Произношение уточняется сначала по отдельности, затем дифференцированно. Внимание детей обращается на акустические признаки звуков и артикуляционные уклады.
Формирование представления
о фонемах [ш] и [щ]
Дети рассматривают картинки, называют, придумывают слова, предложения и истории из слов с каждым из этих звуков, работают на уровнях фразы и текста. Интересна для детей работа с контурными картинками. Полезны упражнения на раскрашивание, так как они помогают задействовать моторику руки (рис. 1, 2).

  • Назовите предметы, в названиях которых есть звук [ш].
  • Раскрасьте только предметы, в названиях которых есть звук [ш].
  • Назовите предметы, в названиях которых есть звук [щ].
  • Раскрастье только предметы, в названиях которых есть звук [щ].

Дифференцирование фонем [ш] и [щ]
Дети на уровне изолированного произношения слогов, слов, фраз, текста учатся различать звуки на слух. Проводится работа с контурными картинками (рис. 3, 4).

  • Раскрасьте и назовите только картинки, в названиях которых есть звук [ш].
  • Соедините картинки с буквой ш (буква пишется вверху картинки).
  • Раскрасьте и назовите только картинки, в названиях которых есть звук [щ].
  • Соедините картинки с буквой ш и щ.
  • Вырежьте и наклейте картинки с буквами на два подноса (на две полки, в два круга и т.д.). Придумайте предложение, в котором были бы 2-3 названия предметов с картинки и т.п.

Рассматривание букв ш и щ
Дети рассматривают буквы сначала по отдельности, затем дифференцированно. Уточняют поэлементное строение каждой буквы, их сходство и различие. Соотносят букву с образами, рас крашивают их двумя цветами (рис. 5).
Также дети лепят буквы из пластилина, изготавливают из проволоки, соотносят печатную и письменную буквы, ищут букву на ощупь в «Чудесном мешочке», упражняются в поиске букв ш и щ на сюжетной картинке (рис. 6).

  • Найдите буквы и раскрасьте их соответствующими карандашами.

ифференцированный поиск букв ш и щ

  • Отметьте разными цветами буквы ш и щ, установите закономерности их расположения.

ш щ ш щ ш щ щ ш щ ш щ ш ш ш щ ш щ ш ш ш щ щ ш щ ш щ ш щ щ ш щ ш
ш ш щ щ ш ш щ щ ш щ щ ш ш щ ш ш щ щ ш ш щ ш ш щ щ ш ш ш щ ш щ щ
ш щ ш ш щ щ ш ш ш щ щ щ ш ш ш щ щ щ щ ш ш ш ш ш щ щ щ ш ш ш ш щ

  • Отметьте разными карандашами буквы ш, щ, ч, ц.

ц ч у ч н н п ч н л у ч ц
ш ц и щ у п щ ш и у ч ц ш
ц ч п ш у и ч ц л ч ш ч ц щ
п у ч н ц ц ч у щ п ц у ч у
ч ы у ш п ц ш щ ч ц ч ч ц
ш п ц щ щ ш ц п и ш ш щ п
щ ш ш н п щ ц щ ц ш щ ш ш
ш щ н ц у ш ш щ ц ш г ш ш
ш н п у ц ш п щ н щ ж н ш ш
щ ш н п и щ ш щ ш ц ч щ
ц л щ ш и ш л ц л щ и м ц
л ч щ и ы м ц л ч п и ч ш
м л щ п ц ш и ш ц ч и л л
л к ч ц и п ц л м ш ц щ м
и ц м щ л ч щ ш у и щ м л
ц ц ч щ ч ц ч ц щ ц ц у у ч
щ и ч ш ч ц у щ у ч п к м ш
щ ч ц ц ц ч и г ц ш ч ш щ ц
щ ш ч ц п ц и ч ш щ ч ч ц
ч м ц п щ ш ч ш ц ч ц щ ц ч
Дифференцированное написание
букв ш и щ

  • Пропишите буквы друг другу на ладошках, на спинах, отгадайте, какая буква написана (техника дермалексии).
  • Пропишите ряды букв и найдите закономерности их расположения.
  • Продолжите строчки карандашами соответствующих цветов.

ш ш щ щ ш ш щ щ
ш щ щ ш щ щ
ш щ ш ш щ щ
Чтение слогов с буквами ш, щ

  • Прочитайте слоги парами, строчками, столбиками.

ша-ща шо-що шу-щу
аш-ащ ош-ощ уш-ущ
ши-щи ше-ще шё-щё
иш-ищ еш-ещ ёш-ёщ
Чтение и письмо букв ш и щ в словах

  • Прочитайте слова парами, столбиками, столбиками попарно, строчками.
  • Найдите слова в рядах, выделяя буквы ш и щ разными карандашами.

щеткашовхорошопищалкащука
тащитьпушистыйрощицавершинакамышимышка
вещицатощийгущакрушиначерем
шазащитащупальцамешочекпрошит
кашащегол
щегольброшкакартошказащитная
всполошилисьнакрошилщитокхрящ

  • Напишите «буквенные диктанты», вписывая в схемы прочитанных слов буквы ш и щ, с обозначением их позиции по отношению к началу, середине, концу слова.
  • Запишите слова с ш и щ в два столбика.

..ука ..елчок кув..ин
пры..ик бро..ка кро..ит
..орох ..епка ..епотка
пи..ит ка..а пла..
горо..ина гру..у вра..ать
..ёлк за..итник вер..ина
Преобразование слов, выбор части слова из двух предлагаемых

  • Добавьте к словам суффикс -ищ. Какие слова получатся?

шуба – …
шляпа – …
шалаш – …
штора – …
шайба – …
карандаш – …
швабра – …
плащ – …
клещ – …

  • В данных словах первую букву замените буквой ш или щ. Какие слова получатся?

тапка – …
чашка – …
тётка – …
майка – …
споры – …
жаль – …
фланг – …
спала – …
детина – …
венок – …
мишка – …
виток – …
мель – …
тик – …
река – …
рука – …

  • Добавьте в слова слоги ше или ще. Напишите слова в два столбика.

Чудови.., луч.., учили.., полотни.., ти.., голоси.., кра.., вы.., сокрови.., хранили.. .

  • Добавьте в слова слоги шик или щик. Напишите слова в два столбика.

Танцов.., зимов.., каранда.., набор.., шала.., кладов…, чистиль.., за-
крой.., часов.. .
Работа с предложением

  • Составьте предложения. Запишите их.

ищет, вещи, сыщик, Тощий, наши, пропавшие.
тщательно, Пищу, хорошо, и, пережевывать, надо.
роще, в, Лучший, щавель, нашей.
пищит, Крошечный, ящике, в, щенок, Шарик.

  • Впишите пропущенные слова и слоги ши или щи.

Мы ели … .
Кислые … чудо как хоро.. !
В я..ке пи..т пу..стый щенок.
У на..х за..тников крепкие ..ты и хоро..е мечи.
абота с коротким текстом

  • Распутайте загадки букв ш и щ.

Все словечки поменялись,
Буквы перепутались.
Мы слова с тобой читали,
Ш и щ распутали.
Лес густой за речкой – … (чаша).
Ваза есть в музее – … (чаща).
Услыхали громко – … (шелк)!
Это разорвался… (щелк).
В речке плещется… (Шуренок).
Шуру мать зовет… (щуренок).
Я прощения… (прощу)
И сама тебя… (прошу).

  • Впишите пропущенные слоги ши или щи.

Ти..на! Не Шур..те, мы..! Не пле.. те ле.. и ер..! Не тре..те в ти..не лесной ча.. стрекотуньи – сороки. Слы.. те, запели в ло..не около ро..цы малы.. – соловушки!

  • Впишите пропущенные буквы ш и щ. Выучите, напишите по памяти.

Мы..онок Пу..ок
Ста..ил поро..ок,
Зубную ..етку,
П..ена ..епотку,
..ей пло..ку,
Ча..ку горо..ку,
Из ..етки ..етинку,
С пла..а пылинку.
Та..ит в ..елку не спе..а
С ми..ки плю..евого ..арф,
Та..ит перы..ко ..егла,
Та..ит ..епку из угла.
Всё накрыл засох..ей коркой -
Обеспеченная норка!


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск