Брехунова Г.Н., учитель-логопед, г. Реутов, Московская обл.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
- Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам.
- Совершенствование фонематического восприятия.
- Развитие звукового анализа, тактильных ощущений и мелкой моторики.
- Улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок и конструктивного праксиса.
- Закрепление правописания ЖИ - ШИ.
МАТЕРИАЛЫ
1. Картинки с изображением шмеля и мухи.
2. Игрушки: би-ба-бо ворона, мышонок, Буквоед (сделан из пластиковой бутылки), фигурки из киндер-сюрприза (машинки, гномики и т.д.).
3. Бейджики с буквами.
4. Одинаковые мешочки из ткани, наполненные горохом, гречкой, пшеном, пуговицами, монетками, сахарным песком и т.д.
5. Буквы из магнитной азбуки.
6. Диктофон.
7. Конверты с наклеенными разноцветными геометрическими фигурами, карточки с девятью квадратами разного цвета.
* * *
Организационный момент
Дети стоят возле своих стульчиков.
Логопед. Сядут дети, правильно назвавшие первый звук в слове, которое я произнесу. Слушайте внимательно. Уточка, мороз, живот, нотки, куница, иволга, икра, воздух, доктор, калина, зубр, кошка.
Дети отвечают по очереди и садятся. Каждому ребенку на одежду прикалывается бейджик с его буквой.
Игра «Разноцветное
путешествие»
Перед каждым ребенком на столе лежит карточка с девятью квадратами разного цвета и фигурка из киндер-сюрприза. Дети должны передвигать фигурку по клеточкам, начиная с центрального квадрата.
Логопед. Отправляемся в наше путешествие. Будьте внимательны, слушайте, в каком направлении вам следует двигаться! Вправо - вверх - влево. Где вы остановились?
Дети. На голубом квадрате и т.д.
Сообщение темы занятия
Логопед. Послушайте песенку одного насекомого.
Зу-зу-зу! -
Пол внизу…
Я ползу по потолку
В гости к черному крючку…
Зы, как жарко, зу-зу-зу!
Ах, как чешется в глазу!
Саша Черный
Ну, ребята, вы догадались, кто это?
Дети. Это муха.
Логопед. А вот еще одно стихотворение.
Шмель шмелю жужжит: «Друж-жище!
На тебе ж-ж пылинок тыщи!
Ты ж-ж пыльцою даж-же
вот
Перепачкал весь ж-живот».
Поправляя свой жилет,
Шмелю шмель жужжит
в ответ:
«Это ж-ж вовсе не пыльца,
Это ж-ж пудра для лица.
На боках и на спине
Я несу ее ж-жене!»
Какие звуки повторяются в песенках шмеля и мухи?
Дети. Звуки [ж] и [з].
Логопед. Сегодня на занятии мы будем говорить именно о них. Что у них общего?
Дети. Эти звуки согласные, звонкие.
Логопед. Чем они отличаются?
Дети. При произнесении звука [з] язык оказывается внизу, [ж] - вверху.
Выделение звуков на слух
Работа проводится в виде соревнования двух команд. Команда «жуков» должна ловить звук [ж] (хлопать в ладоши), а команда «мух» - звук [з]. Логопед диктует слова.
Незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, ужи, животное, зубр, журавли, этажерка, зажатый, кожа, закат, жасмин, гвоздики, железо.
Составление предложений
из заданных слов
Логопед. Ворона-почтальон принесла нам письма. Но все слова в них перепутались, и я ничего не понимаю. Помогите, ребята!
Жук, жужжать, цветок, над.
Пиджак, висеть, вешалка, на.
Зоя, собирать, сад, незабудки, в.
Жить, в, обезьяны, зоопарк.
Упражнение «Допиши букву»
Логопед. Смотрите-ка, а ворона нам еще что-то принесла.
На доске выставляются карточки с изображением букв, имеющих недостающие элементы. Дети дописывают буквы.
Сравнение букв
Логопед (показывает буквы и картинки). Ребята, посмотрите на что похожи буквы Ж и З?
Стала снежинка буквою Ж,
Солнце ее не растопит уже.
Эта буква широка
И похожа на жука,
И к тому же, словно жук,
Издает жужжащий звук.
З - простая завитушка,
Как пружинка или стружка.
На букву З ты посмотри,
Она совсем как цифра три.
Игра «Необычный конструктор»
Дети делятся на две команды и занимаются конструированием букв Ж и З из деталей на фланелеграфе. Капитаны со значками Ж и З находятся у фланелеграфа постоянно, остальные дети вызываются по очереди.
По окончании соревнования проводится физкультминутка.
Упражнение
«Проделки Буквоеда»
Логопед. Ребята, я составила для вас слова с буквами З и Ж. Но что это? Буквы исчезли. Чьи это проделки? Я догадалась! Это злой-злой - злющий, голодный - голоднющий Буквоед слопал их на обед. Помогите мне восстановить слова. Как мы узнаем, где стояли буквы З и Ж? (Обращает внимание детей на магнитную доску со словами.)
КО..А, ..АБА, РО..А, ..УБЫ, ..АМОК, ..УК, ЛУ..А, МИМО..А, ..ИВОТ.
Игра «Мышонок Пик»
Это игра на развитие тактильных ощущений. Мышонок Пик просит ребят помочь ему разо-
брать запасы в его кладовой (можно использовать диктофон). Все мешочки одинаковые, и он забыл, где что лежит. Но развязывать мешочки нельзя, дети должны на ощупь определить, что находится внутри. Если ребенок определяет, что это пшено, мышонок спрашивает, какую кашу можно сварить из пшена. Ребенок отвечает: «Пшенную». В одном из мешочков лежит буква З или Ж.
Закрепление правописания
ЖИ - ШИ
Логопед. Сейчас мы с вороной расскажем вам сказку. (Использует фигурки букв-человечков из картона.)
Как буквы поссорились
Жили-были буквы, жили не тужили, все друг с другом дружили и никогда не ссорились. Но вот однажды встретились на узенькой тропинке две буквы Ш и Ж с буквой Ы. Та недавно ногу сломала и ходила с палочкой. А Ж и Ш были ужасно важными и твердыми в своих убеждениях, никогда и ни при каких обстоятельствах не проявляли мягкость и уступчивость. Не захотели они уступать дорогу бедной букве Ы, столкнули ее с тропинки, да еще зашипели, недаром же они шипящие!
Буква Ы зарыдала, обиделась и поклялась никогда не стоять рядом с этими злючками. Узнали об этом буквы Ж и Ш и запаниковали: кто же с ними дружить будет вместо буквы Ы? Стали искать ей замену и уговорили улыбчивую тихую букву И встать вместо Ы. Поэтому в словах шило, ежи, живот, груши мы слышим звук [ы], а пишем всегда И.
В. Волина
Списывание слов
На доске выставляются конверты.
Логопед. Ворона, что это за конверты? Задания для ребят?
Ворона. Ваня, твой конверт - с красным кругом и зеленым квадратом. Юля, твой конверт - с двумя синими треугольниками и желтым кругом. И т.д.
Логопед. Достаньте из своих конвертов карточки и спишите слова. Подчеркните правило.
Подведение итогов
Логопед. Ну, ворона, как работали наши дети?
Ворона выстраивает детей по порядку, дети читают буквы, написанные у них на значках. Получается слово «умники».
Молодцы, дети, вы хорошо поработали. Занятие окончено.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
Калинина И.Л. Учим детей читать и писать. М., 2001.
Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. М., 2000.
Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997.
Лайло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия. М., 1999.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001.
Лисенкова Л.Н. Развитие и коррекция навыков чтения. М., 2002.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 2000.