«Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей

Дифференциация звуков [с]—[ш]—[з]—[ж] (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)

27 ноября, 2006 Рубрика: Конспекты занятий Пелых Н.И.

Пелых Н.И., учитель-логопед ДОУ № 1410, Москва
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Упражнение в сравнении, различении и правильном произнесении звуков [с], [ш], [з], [ж] в слогах, словах, фразах, рассказе.
• Повторение характеристик этих звуков.
• Совершенствование навыков согласования существительных с числительными по родам.
• Упражнение в звуковом анализе и синтезе слов-паронимов.
• Развитие связной речи.
• Закрепление навыков чтения.
• Становление логического мышления, внимания, памяти, фонематического слуха.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Предметные картинки на изучаемые звуки, опорные картинки.
2. Наборное полотно, фланелеграф, магнитная доска.
3. Схемы слов, предложений.
4. Телевизор.
5. Конверты с буквами для составления кроссворда.
6. Письмо лесных жителей.
* * *
Организационный момент
Логопед. Ребята, сегодня для вас в детский сад пришло письмо от лесных жителей. Интересно, что в нем? (Открывает конверт.) Здесь загадки! Попробуйте их отгадать.
Дети отгадывают загадки. Картинки-отгадки логопед помещает на фланелеграф.
* * *
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в шкурке серой - летом.
(Заяц.)
* * *
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ежик.)
* * *
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса,
А зовут ее … (лиса).
* * *
Ходит летом косолапо,
А зимой сосет он лапу.
Любит рыбу, любит мед
И в малинник забредет.
(Мишка.)
Сравнение звуков
Логопед. Какие пройденные звуки вы услышали в словах-отгадках?
Дети. Это звуки [с], [ш], [з], [ж].
Логопед. Правильно. Чем они похожи?
Дети. Все они согласные, твердые.
Логопед. Чем эти пары отличаются?
Дети. Звуки [с] и [ш] - глухие, [з] и [ж] - звонкие.
Развитие фонематического слуха
Дифференциация звуков в слогах
Проводится дидактическая игра «Телефон». Дети произносят слоги и называют звуки, присутствующие в них.
Са-за-ша-жа, оз-ош-ус-уш, ши-сы-зы-жи и т.д.
Дифференциация звуков
в словах
Проводится дидактическая игра «Подари картинки зверятам». На фланелеграфе находятся четыре картинки с изображением зайца, лисы, ежа, мишки. Дети берут предметные картинки со своих столов и распределяют их по звукам на фланелеграфе на четыре столбика, объясняя свой выбор и место звука в слове, согласовывая их с числительными.
Бусы, шуба, шар, зонт, пижама, жук.
Дифференциация звуков
в предложениях
Проводится дидактическая игра «Прочти предложение».
У каждого ребенка на столе лежит конверт, в котором находятся перепутанные слова какого-либо простого предложения. Необходимо правильно сложить их, прочитать получившееся предложение и составить его схему.
Мышка кошка напала на

Звуковой анализ и синтез слов
Проводится дидактическая игра «Телевизор» на преобразование слов путем замены одной буквы. Дети определяют первый звук в слове по предметным картинкам, прочитывают слово (подставляя буквы), а затем меняют одну букву на другую, получая новое слово.
Шок - сок, жук - сук и т.д.
Физкультминутка
Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения. Звучит музыка.
Дождик
Дождик вылился на луг,
Стало много луж вокруг.
Засучив скорей штанишки,
В лужу прыгнули
мальчишки.
Порезвиться захотели -
Закружились, загалдели…
Я смотрю:
На них рубашки
Стали,
Словно промокашки.
И. Винокуров
Дифференциация звуков
в рассказе
Читая рассказ, логопед выставляет на магнитную доску предметные картинки: медведя, валежину (ветку), белку с шишкой, зайца, сороку, лосей, медведя, оглядывающегося с осторожностью назад. Затем просит детей пересказать текст по опорным картинкам (по цепочке и целиком).
Как медведь сам себя напугал
Вошел в темный лес медведь - хрустнула под тяжелой лапой валежина. Испугалась белка на елке - выронила из лапок шишку. Упала шишка - угодила зайцу в лоб.
Вскочил заяц с лежки - помчал в гущину. Наскочил на сороку - та подняла крик на весь лес.
Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать!
Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока стрекочет, лоси кусты ломают. И позади кто-то топочет! Не уйти ли лучше?
Рявкнул медведь и дал стрекоча. Эх, знать бы ему, что позади заяц топотал, и белка ему шишкой в лоб угодила!
Так медведь сам себя напугал.
По Н. Сладкову
Разгадывание кроссворда
Ключевым словом в кроссворде является фамилия автора рассказа. При отгадывании слов у детей закрепляются навыки чтения.
Итог занятия
Логопед вручает детям в подарок книги Н. Сладкова.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.


Популярные темы:

| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
  • Поиск