Шкурат В.В., учитель-логопед ДОУ «Солнышко», п. Каменск, Республика Бурятия
Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении в огромной степени зависит от участия родителей.
Результаты психолого-педагогического исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития, в том числе речевого.
Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад. В связи с этим возникла идея создания исследовательско-творческого проекта «Волшебный цветок». Цель которого – развивать речь и познавательные способности детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями.
К участию в проекте были приглашены дети старшего дошкольного возраста, их родители и педагоги дошкольного учреждения.
ЦЕЛИ
• Развивать творческое воображение, память, мышление.
• Развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.
• Активизировать и обогащать словарный запас до-школьников.
• Формировать и совершенствовать звуковую культуру речи.
• Развивать коммуникативные способности.
• Закреплять знания о буквах в жизненных ситуациях.
• Повышать заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми.
• Активизировать педагогический потенциал родителей.
• Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.
* * *
Путешествуя с детьми на занятиях по подготовке к обучению грамоте по городу Звуков, мы знакомимся с звуковичками (жителями этого города). Они просят детей украсить клумбы возле их звуковых домиков волшебными цветами. Эти необычные цветы предлагается сделать вместе с родителями дома, оригинально украсив и заполнив их соответствующими словами с изученной буквой.
Игра «Волшебный цветок» позволит ребенку стать настоящим волшебником и хорошо подготовиться к школе. После изучения новых звуков и букв вместе с ребенком дома нужно придумать необычную форму и раскраску цветка. Цветок можно нарисовать карандашами или фломастерами или сделать аппликацией из цветной бумаги (плоской или объемной), заполнив его словами (можно с картинками) на данную букву печатным шрифтом. Желательный размер цветка 1414 см. Если ребенок не знает, что означает то или иное слово, нужно обязательно объяснить его значение.
В процессе подготовки к проекту проводятся уроки Совушки-Совы (знакомство детей с городом Звуков, его жителями, звуковой символикой); путешествия на веселые полянки (артикуляционный и дыхательный тренинги); встречи в музыкальной гостиной (игры и упражнения на развитие фонематического слуха); театрализованные игры; игры-беседы «Расскажи мне, дружок» (на развитие связной речи и коммуникативных способностей); игра «Строим домики для слов» (на развитие звукового анализа слова); игровые задания со звуками и буквами; игры и упражнения в «Вагончике умных игр» (на развитие мышления, внимания, памяти); семинары-практикумы для родителей «Все о городе Звуков», «Играем – фонематический слух развиваем» и др.; консультации для родителей «Готовим ребенка к школе», «Тренируем язычок».
Для успешной реализации данного проекта необходимы:
- проведение бесед с детьми и родителями по реализации проекта;
- информирование родителей о ходе реализации проекта через папки-передвижки «У нас в городе Звуков»;
- промежуточная экспертиза реализации проекта (оценивается творчество, оригинальность оформления и количество соответствующих слов на изготовленном цветке);
- размещение «волшебных цветов» на «волшебной клумбе» (специальном зеленом панно);
- презентация «волшебного цветка»;
- награждение победителей проекта.
В итоге важно отметить, что в ходе реализации проекта происходит творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на общее и речевое развитие дошкольников:
- активное, заинтересованное, творческое участие семей в реализации проекта;
- психологическую готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов, возможностей;
- развитие педагогической компетентности родителей;
- расширение словарного запаса детей;
- развитие мышления, памяти, воображения, креативности;
- развитие коммуникативных способностей;
- закрепление знаний о буквах;
- формирование и совершенствование звуковой стороны речи.
Мы считаем, что такая совместная работа создает благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценного личностного развития.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
1. Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. М., 2002.
2. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. М., 2003.
3. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2001.
4. Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007.
5. Пожарская И.Л. Система работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у учащихся первых классов // Логопед. 2005. № 4.