Кустова О.И., учитель-логопед ДОУ № 5, пос. Умба, Мурманская обл.
Пособием «Цветик-семицветик» автор пользуется уже многие годы при работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии. Игры и упражнения, представленные в пособии, способствуют улучшению речи, мыслительных операций, памяти, произвольного внимания. Поскольку все игры самостоятельны и имеют свои учебные задачи, их можно включать в любое занятие и постоянно пополнять.
Ценность пособия заключается в том, что оно может использоваться и в кабинете логопеда, и в работе воспитателей, и в самостоятельной деятельности детей старшей и подготовительной к школе групп. Таким образом, пособие сделает содержательнее не только процесс обучения, но и досуг старших дошкольников. Яркие цветные картинки, правила, заставляющие ребенка размышлять, обосновывать выбор решения, самостоятельно анализировать ответы и радоваться правильным, моменты соревнований в некоторых играх придают пособию особую занимательность.
ОПИСАНИЕ ПОСОБИЯ
На плотный цветной картон размером 30 30 см наклеен цветок с желтой серединкой диаметром 10 см и семью разноцветными лепестками. Отдельно в пакетах из плотного полиэтилена размером 15 15 см лежит игровой материал (картинки, вырезанные в соответствии с размером и формой лепестков), на отдельном листочке написаны название и цель игры.
Игры на развитие
фонематического восприятия;
фонематического, слогового,
звукобуквенного анализа и синтеза
Сколько? Сосчитай!
Цель: развитие слогового анализа и синтеза.
* * *
Вначале в центр цветка кладется полоска картона, разделенная на три квадрата, один из которых заштрихован (один слог в слове). Дети отбирают картинки с изображением предметов, в названии которых один слог, и выкладывают их на лепестки. Аналогично обыгрываются полоски с двумя и тремя заштрихованными квадратами (два и три слога).
Буква - звук
Цели: закрепление понятий буква, звук; определение наличия данного звука, независимо от его позиции в слове.
* * *
В центр цветка кладется буква. Дети находят картинки с изображением предметов, в названии которых есть соответствующий звук, и выкладывают их на лепестки. Звук может занимать в слове любую позицию.
Какой звук?
Цели: определение первого звука в слове; закрепление понятий гласный, согласный твердый, согласный мягкий звуки.
* * *
В центр цветка помещается карточка с изображением мальчика в зеленой рубашке (согласный мягкий звук). Дети выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов, название которых начинается с мягкого согласного звука, обосновывая свое решение. Аналогично обыгрываются картинки, на которых изображена девочка в красном платье (гласный звук) и мальчик в синей рубашке (согласный твердый звук).
Игры на развитие лексико-
грамматических категорий
Лето - зима
Цель: обогащение словаря путем подбора слов по данной теме.
* * *
В центр цветка кладется карточка с изображением солнца (лето) или снежинки (зима). Дети выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов или природных явлений, относящихся к данному времени года, объясняя свое решение. (Я поставил на лепесток изображение стога сена, потому что сено заготавливают летом.)
Он, она, оно, они
Цель: соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.
* * *
В центр цветка по очереди кладутся карточки с изображением девочки - она, мальчика - он, мальчика и девочки - они, солнца - оно. Дети должны выложить на лепестки картинки, про которые можно сказать - она, он, оно или они.
Летит, плывет, ползет
Цель: активизация предметного, глагольного словаря.
* * *
В центр цветка по очереди кладутся карточки с изображением неба (летает), земли (ползает), воды (плавает). Дети выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов, зверей, птиц, насекомых, которые совершают данное действие, обосновывая принятое решение. (Я положил на лепесток картинку со стрекозой, потому что она летает.)
Карлик - великан
Цель: обучение употреблению слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.
* * *
В центр цветка кладется карточка с изображением карлика или великана. Дети вы-кладывают картинки с изображением различных предметов и называют их ласково (если в центре находится карлик) или называют слово, прибавив к нему суффикс -ищ (если в центре - великан).
Что делает?
Цели: обучение использованию в речи распространенных предложений; активизация глагольного словаря.
* * *
В центр цветка кладется карточка с написанным вопросом «Что делает?». Дети выкладывают на лепестки картинки с изображением действий и говорят, что нарисовано. (Сорока варит вкусную кашу.)
Приготовим сок
Цель: формирование навыков образования относительных прилагательных.
* * *
В центр цветка кладется карточка с нарисованным стаканом. На лепестки по очереди выкладываются картинки с изображением ягод, фруктов, овощей. Дети говорят, какой сок они приготовили. (На картинке вишня. Сок называется - вишневый.)
Сколько?
Цель: упражнение в согласовании существительного и числительного.
* * *
В центр цветка ставится изображение цифры 1 (3, 5). На лепестки выкладываются картинки с изображением различных предметов. Дети называют, каким будет количество предметов в зависимости от поставленной цифры. (Одно дерево, один мяч, одни очки.)
Какой?
Цель: обучение подбору к предмету нескольких признаков.
* * *
В центр цветка кладется карточка с написанным вопросом «Какой»?. Дети выкладывают на лепесток картинку с изображением любого предмета и описывают его, используя несколько слов-определений. (Мяч резиновый, круглый, разноцветный, большой.)
Чей хвост?
Цель: формирование практических навыков образования притяжательных прилагательных.
* * *
На лепестки по очереди выкладываются карточки с изображением хвостов разных животных. Дети определяют и называют, чей это хвост, находят это животное. Аналогично выкладываются карточки с ушами, ногами, мордами, шерстью, перьями и т.д.